HARMONIZATION OF LEGISLATION IN THE SPHERE OF INTELLECTUAL ACTIVITY IN THE COUNTRIES OF EURASIAN ECONOMIC UNION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article emphasises the need to create a comfortable environment for the implementation of intellectual activity through regulatory and legal regulation. The author suggests ways to improve the legislation of the EAEU countries on the law of intellectual activity and its results.

Keywords:
copyright, intellectual property, copyright holder, trade agreement, economic union
Text
Publication text (PDF): Read Download

В современных реалиях интеллектуальная деятельность выступает индикатором качества и уровня жизни населения, способности государства создавать условия для научной работы. Следствием эффективной интеллектуальной деятельности является интеллектуальная собственность, которая должна использоваться на практике, приносить пользу, а также приносить доход создателю. Перечисленные функции возможно реализовывать только в условиях грамотно сформированного правового поля, схожего в целом ряде государств. В этой связи вопросы гармонизации законодательства в сфере интеллектуальной деятельности представляются актуальными и перспективными для исследования.
Цель настоящей статьи заключается в исследовании возможности координации законодательства в сфере интеллектуальной деятельности государств — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Поставленная цель предопределяет исследование зарубежного опыта координации законодательства в сфере интеллектуальной деятельности и определении ключевых направлений гармонизации законодательства в ЕАЭС.
Как следует из названия ЕАЭС, одна из ключевых задач работ государств-членов — формирование сильной конкурентной экономики. Существенные отличия в правовом регулировании интеллектуальной деятельности в рамках объединенных общей экономической целью государств приводят к невозможности коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, возможно, в ряде случаев и к регистрации права собственности на них.
Одной из основополагающих целей, которые стоят перед государствами — членами Евразийского экономического союза, являются создание механизмов, направленных на координацию политики и сближение законодательства государств-членов применительно к различным сферам экономики.
В настоящее время договор о ЕАЭС предполагает создание схожих (сопоставимых) и однотипных механизмов регулирования экономики, основанных на рыночных принципах и применении гармонизированных или унифицированных правовых норм, и существования единой инфраструктуры [1].
На наш взгляд, отсутствие единой инфраструктуры также является следствием отсутствия качественного схожего подхода к законодательному регулированию интеллектуальной деятельности.
Правовой базой сотрудничества государств — членов ЕАЭС в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности, сближения их законодательства в этой сфере является раздел XXIII Договора о ЕАЭС «Интеллектуальная собственность» и уточняющий Протокол об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности. Государства также обязуются руководствоваться нормами универсальных международных договоров по вопросам охраны интеллектуальной собственности, в том числе заключенных под эгидой специализированного учреждения ООН в этой сфере Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС).
Вышеуказанный Протокол об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности, прилагаемый к Договору о ЕАЭС, предусматривает гармонизацию законодательства государств-членов об интеллектуальной собственности в отношении большинства объектов.
Основополагающим предметом гармонизирующих положений Протокола является установление общего перечня субъективных прав, которые должны гарантировать государства-члены — правообладатели всех объектов интеллектуальной собственности. В большинстве случаев Протоколом непосредственно либо путем отсылки к другим международным нормативным правовым актам зафиксированы сроки охраны прав на интеллектуальную собственность.
Тем не менее указанные соглашения носят скорее международный и направляющий характер. От законодательства ЕАЭС требуется учет специфики осуществления интеллектуальной деятельности в данных государствах. Необходимо принимать во внимание особенности работы образовательных и научных учреждений в странах ЕАЭС, поскольку она отлична от превалирующего в зарубежных странах подхода.
Представляется важным учитывать особенности регистрации результатов интеллектуальной деятельности и прав на них. Известно, что в зарубежной практике многие научные институты забирают права на результаты интеллектуальной деятельности в случае, когда результат получен на территории и/или с использованием материальной базы института, а также в рабочее время сотрудника. Однако в России, как и в странах ЕАЭС, данный подход не получил особого распространения.
В Евразийском экономическом союзе создание единой законодательной базы стало возможным на основе унификации уже функционирующего национального законодательства государств — членов Союза в области интеллектуальной собственности. Создание единой нормативной правовой базы в сфере интеллектуальной собственности подразумевает заключение и новых международных договоров, регулирующих вопросы правовой охраны отдельных объектов интеллектуальной собственности. В совокупности такая нормативная правовая база Союза, сформированная вследствие интеграционных процессов в соответствующей сфере, станет представлять собой единую скоординированную систему правовой охраны интеллектуальной собственности. В свою очередь, это значительно поспособствует развитию промышленного, торгово-экономического, культурного и научно-технического сотрудничества [2].
Права на результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые и защищаемые на территории государства, не должны пострадать в результате участия в международной интеграции.
В целях расширения продуктовой линии, выхода или создания новых сегментов рынка, инновационного развития и доминирования в секторах экономики, необходимости экономии на масштабах деятельности компании осуществляют сделки слияния и поглощения [3]. Задача государств — членов экономических союзов обеспечить безопасность предпринимательской деятельности, связанной с интеллектуальными правами. Процесс создания результатов интеллектуальной деятельности очень долог, требует крупных затрат как со стороны государств, взрастивших ученых и создавших им условия для ее осуществления, так и со стороны самих ученых и предпринимателей. Единовременная продажа такого предприятия за границу — угроза экономической безопасности.
Следует совершенствовать законодательство в направлении защиты результатов интеллектуальной деятельности.
Во-первых, рекомендуется осуществлять политику протекционизма по отношению к результатам интеллектуальной деятельности, осуществляемой физическими и юридическими лицами, резидентами государств — членов ЕАЭС. Это будет стимулировать рост спроса на продукцию, создаст условия для совместных проектов, повысит интегрированность интеллектуальной деятельности. Следствием станет минимальная заинтересованность автора интеллектуальной собственности в ее продаже за рубеж.
Во-вторых, следует максимально упростить процесс оформления авторских прав на результаты интеллектуальной деятельности. Они должны быть схожими в государствах — членах ЕАЭС. Формирование единого сценария оформления данных прав (желательно посредством интернет-платформ), разработка единого реестра результатов интеллектуальной деятельности в государствах — членах ЕАЭС позволит минимизировать риски копирования.
В ведущих интеграционных группировках разработаны единообразные правовые нормы об охране интеллектуальной собственности, которые обязательны для всех государств-членов. Например, Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА, англ. North American Free Trade Agreement). Нормативно-правовой основой деятельности государств — членов НАФТА выступает Североамериканское соглашение о свободной торговле. Защита интеллектуальной собственности также регулируется данным соглашением, в соглашении выделена отдельная глава по данному вопросу.
Всемирная торговая организация также пытается решить данный вопрос на международном уровне, в связи с чем разработано Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
Отражая опыт других интеграционных объединений, положения, направленные на охрану и защиту интеллектуальной собственности, были включены и в правовую систему ЕАЭС.
Эти и иные гармонизирующие положения устанавливают минимальный стандарт ЕАЭС в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности (минимальная гармонизация). При желании любое государство — член Союза имеет право повышать эти стандарты, которые будут обеспечивать больший уровень охраны данных прав. Однако в силу правил о национальном режиме страна-участница, установившая повышенный стандарт, должна применять их к физическим и юридическим лицам других стран-участниц в равной степени, как и к своим [4, с. 117].
Важным этапом интеграции стало принятие Договора о координации действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности [5], а также Соглашения о порядке управления авторскими и смежными правами на коллективной основе, которое на сегодняшний день не вступило в силу. Данные нормативные правовые акты призваны обеспечить комплексное регулирование правовой охраны результатов интеллектуальной собственности.
Следующим шагом в интеграции в сфере интеллектуальной собственности должно явиться постепенное исполнение данного Договора о координации действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности уполномоченными органами стран-участниц, а именно осуществление совместных мероприятий путем своевременного обмена информацией между такими органами. Актуальными и приоритетными задачами здесь видятся пресечение преступлений в сфере интеллектуальной собственности и нарушений прав на объекты интеллектуальной собственности.

References

1. Treaty on the Eurasian Economic Union (ed. 03.15.2018). Official Internet portal of legal information. URL: http://www.pravo.gov.ru (accessed 01.16.2015). (In Russ.)

2. Kolerov F.M. Integration processes in the field of intellectual property in the territory of the Customs Union and the Common Economic Space. Copyright. Bulletin of the Russian Academy of Intellectual Property and the Russian Authors’ Society, 2015, no. 2, pp. 96-101. (In Russ.)

3. Voskanian R.O. Implementing the strategy of increasing the value of an innovative company through conglomerate transactions. Economic Analysis: Theory and Practice, 2015, no. 1 (400), pp. 54-60. (In Russ.)

4. Kashkin S.Yu., Chetverikov A.O. The right of the Eurasian Economic Union. Moscow: Prospect Publ., 2017. (In Russ.)

5. On the signing of the Agreement on the coordination of actions to protect the rights to intellectual property: order of the Government of the Russian Federation of 02.09.2015 no. 1709-p. Collection of legislative acts of the RF, 2015, no. 37, art. 5162. (In Russ.)


Login or Create
* Forgot password?