ГАРМОНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРАНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье подчеркивается необходимость создания комфортных условий осуществления интеллектуальной деятельности посредством нормативно-правового регулирования. Автором предлагаются направления совершенствования законодательства государств — стран Евразийского экономического союза по вопросам регулирования интеллектуальной деятельности и ее результатов.

Ключевые слова:
авторское право, интеллектуальная собственность, правообладатель, торговое соглашение, экономический союз
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В современных реалиях интеллектуальная деятельность выступает индикатором качества и уровня жизни населения, способности государства создавать условия для научной работы. Следствием эффективной интеллектуальной деятельности является интеллектуальная собственность, которая должна использоваться на практике, приносить пользу, а также приносить доход создателю. Перечисленные функции возможно реализовывать только в условиях грамотно сформированного правового поля, схожего в целом ряде государств. В этой связи вопросы гармонизации законодательства в сфере интеллектуальной деятельности представляются актуальными и перспективными для исследования.
Цель настоящей статьи заключается в исследовании возможности координации законодательства в сфере интеллектуальной деятельности государств — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Поставленная цель предопределяет исследование зарубежного опыта координации законодательства в сфере интеллектуальной деятельности и определении ключевых направлений гармонизации законодательства в ЕАЭС.
Как следует из названия ЕАЭС, одна из ключевых задач работ государств-членов — формирование сильной конкурентной экономики. Существенные отличия в правовом регулировании интеллектуальной деятельности в рамках объединенных общей экономической целью государств приводят к невозможности коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, возможно, в ряде случаев и к регистрации права собственности на них.
Одной из основополагающих целей, которые стоят перед государствами — членами Евразийского экономического союза, являются создание механизмов, направленных на координацию политики и сближение законодательства государств-членов применительно к различным сферам экономики.
В настоящее время договор о ЕАЭС предполагает создание схожих (сопоставимых) и однотипных механизмов регулирования экономики, основанных на рыночных принципах и применении гармонизированных или унифицированных правовых норм, и существования единой инфраструктуры [1].
На наш взгляд, отсутствие единой инфраструктуры также является следствием отсутствия качественного схожего подхода к законодательному регулированию интеллектуальной деятельности.
Правовой базой сотрудничества государств — членов ЕАЭС в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности, сближения их законодательства в этой сфере является раздел XXIII Договора о ЕАЭС «Интеллектуальная собственность» и уточняющий Протокол об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности. Государства также обязуются руководствоваться нормами универсальных международных договоров по вопросам охраны интеллектуальной собственности, в том числе заключенных под эгидой специализированного учреждения ООН в этой сфере Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС).
Вышеуказанный Протокол об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности, прилагаемый к Договору о ЕАЭС, предусматривает гармонизацию законодательства государств-членов об интеллектуальной собственности в отношении большинства объектов.
Основополагающим предметом гармонизирующих положений Протокола является установление общего перечня субъективных прав, которые должны гарантировать государства-члены — правообладатели всех объектов интеллектуальной собственности. В большинстве случаев Протоколом непосредственно либо путем отсылки к другим международным нормативным правовым актам зафиксированы сроки охраны прав на интеллектуальную собственность.
Тем не менее указанные соглашения носят скорее международный и направляющий характер. От законодательства ЕАЭС требуется учет специфики осуществления интеллектуальной деятельности в данных государствах. Необходимо принимать во внимание особенности работы образовательных и научных учреждений в странах ЕАЭС, поскольку она отлична от превалирующего в зарубежных странах подхода.
Представляется важным учитывать особенности регистрации результатов интеллектуальной деятельности и прав на них. Известно, что в зарубежной практике многие научные институты забирают права на результаты интеллектуальной деятельности в случае, когда результат получен на территории и/или с использованием материальной базы института, а также в рабочее время сотрудника. Однако в России, как и в странах ЕАЭС, данный подход не получил особого распространения.
В Евразийском экономическом союзе создание единой законодательной базы стало возможным на основе унификации уже функционирующего национального законодательства государств — членов Союза в области интеллектуальной собственности. Создание единой нормативной правовой базы в сфере интеллектуальной собственности подразумевает заключение и новых международных договоров, регулирующих вопросы правовой охраны отдельных объектов интеллектуальной собственности. В совокупности такая нормативная правовая база Союза, сформированная вследствие интеграционных процессов в соответствующей сфере, станет представлять собой единую скоординированную систему правовой охраны интеллектуальной собственности. В свою очередь, это значительно поспособствует развитию промышленного, торгово-экономического, культурного и научно-технического сотрудничества [2].
Права на результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые и защищаемые на территории государства, не должны пострадать в результате участия в международной интеграции.
В целях расширения продуктовой линии, выхода или создания новых сегментов рынка, инновационного развития и доминирования в секторах экономики, необходимости экономии на масштабах деятельности компании осуществляют сделки слияния и поглощения [3]. Задача государств — членов экономических союзов обеспечить безопасность предпринимательской деятельности, связанной с интеллектуальными правами. Процесс создания результатов интеллектуальной деятельности очень долог, требует крупных затрат как со стороны государств, взрастивших ученых и создавших им условия для ее осуществления, так и со стороны самих ученых и предпринимателей. Единовременная продажа такого предприятия за границу — угроза экономической безопасности.
Следует совершенствовать законодательство в направлении защиты результатов интеллектуальной деятельности.
Во-первых, рекомендуется осуществлять политику протекционизма по отношению к результатам интеллектуальной деятельности, осуществляемой физическими и юридическими лицами, резидентами государств — членов ЕАЭС. Это будет стимулировать рост спроса на продукцию, создаст условия для совместных проектов, повысит интегрированность интеллектуальной деятельности. Следствием станет минимальная заинтересованность автора интеллектуальной собственности в ее продаже за рубеж.
Во-вторых, следует максимально упростить процесс оформления авторских прав на результаты интеллектуальной деятельности. Они должны быть схожими в государствах — членах ЕАЭС. Формирование единого сценария оформления данных прав (желательно посредством интернет-платформ), разработка единого реестра результатов интеллектуальной деятельности в государствах — членах ЕАЭС позволит минимизировать риски копирования.
В ведущих интеграционных группировках разработаны единообразные правовые нормы об охране интеллектуальной собственности, которые обязательны для всех государств-членов. Например, Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА, англ. North American Free Trade Agreement). Нормативно-правовой основой деятельности государств — членов НАФТА выступает Североамериканское соглашение о свободной торговле. Защита интеллектуальной собственности также регулируется данным соглашением, в соглашении выделена отдельная глава по данному вопросу.
Всемирная торговая организация также пытается решить данный вопрос на международном уровне, в связи с чем разработано Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
Отражая опыт других интеграционных объединений, положения, направленные на охрану и защиту интеллектуальной собственности, были включены и в правовую систему ЕАЭС.
Эти и иные гармонизирующие положения устанавливают минимальный стандарт ЕАЭС в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности (минимальная гармонизация). При желании любое государство — член Союза имеет право повышать эти стандарты, которые будут обеспечивать больший уровень охраны данных прав. Однако в силу правил о национальном режиме страна-участница, установившая повышенный стандарт, должна применять их к физическим и юридическим лицам других стран-участниц в равной степени, как и к своим [4, с. 117].
Важным этапом интеграции стало принятие Договора о координации действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности [5], а также Соглашения о порядке управления авторскими и смежными правами на коллективной основе, которое на сегодняшний день не вступило в силу. Данные нормативные правовые акты призваны обеспечить комплексное регулирование правовой охраны результатов интеллектуальной собственности.
Следующим шагом в интеграции в сфере интеллектуальной собственности должно явиться постепенное исполнение данного Договора о координации действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности уполномоченными органами стран-участниц, а именно осуществление совместных мероприятий путем своевременного обмена информацией между такими органами. Актуальными и приоритетными задачами здесь видятся пресечение преступлений в сфере интеллектуальной собственности и нарушений прав на объекты интеллектуальной собственности.

Список литературы

1. Договор о Евразийском экономическом союзе (ред. от 15.03.2018) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 16.01.2015).

2. Колеров Ф.М. Интеграционные процессы в области интеллектуальной собственности на территории Таможенного союза и Единого экономического пространства // Копирайт. Вестник Российской академии интеллектуальной собственности и Российского авторского общества. 2015. № 2. С. 96-101.

3. Восканян Р.О. Реализация стратегии роста стоимости инновационной компании посредством конгломератных сделок // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 1 (400). С. 54-60.

4. Кашкин С.Ю., Четвериков А.О. Право Евразийского экономического союза. М.: Проспект, 2017.

5. О подписании Договора о координации действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности: распоряжение Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. № 1709-р // Собрание законодательства РФ. 2015. № 37, ст. 5162.


Войти или Создать
* Забыли пароль?