В статье приведены сведения о существующей системе государственного контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу предприятиями. Особое внимание уделено предприятиям первой категории опасности. В ближайшие три года около 6 900 предприятий будут обязаны получить комплексные экологические разрешения с установленными технологическими нормативами по загрязняющим веществам, выбрасываемым в атмосферу. Отмечено, что для перехода на новые принципы нормирования выбросов загрязняющих веществ имеется вся нормативная база. Процесс достижения технологических нормативов имеет переходный период, достигающий семи лет. Финансирование внедрения наилучших доступных технологий в переходный период ложится на бюджеты предприятий. В течение четырех лет после получения комплексного экологического разрешения, необходимо оснастить стационарные источники выбросов загрязняющих веществ системами автоматизированного контроля за выбросами маркерных веществ.
природоохранное законодательство, объект негативного воздействия, комплексное экологическое разрешение, технологические нормативы, системы автоматизированного контроля, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу
1. Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий: постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2398. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.08.2022).
2. Об утверждении Перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов: приказ Минприроды России от 18 апреля 2018 года № 154 (зарегистрирован в Минюсте России 29 июня 2018 г. № 51494). Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.08.2022).
3. О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха: федеральный закон от 26 июля 2019 года № 195-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.08.2022).
4. Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды: распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 года № 1316-р. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.08.2022).
5. Об утверждении порядка формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и присвоения их соответствующим объектам: приказ Минприроды России от 23 декабря 2015 года № 553. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.08.2022).
6. Об охране окружающей среды: федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.08.2022).
7. Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: приказ Минприроды России от 11 августа 2020 года № 581 (зарегистрирован в Минюсте России № 61944 от 30 декабря 2020 г.). Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.08.2022).
8. Об утверждении Правил разработки технологических нормативов: приказ Минприроды России от 14 февраля 2019 года № 89 (зарегистрирован в Минюсте России № 54273 от 4 апреля 2019 г.). Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.08.2022).
9. Об утверждении Правил рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения изменений в них: постановление Правительства Российского Федерации от 13 февраля 2019 года № 143. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.08.2022).
10. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям ИТС 6-2015 (производство цемента). Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.08.2022).
11. О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.08.2022).
12. Лизунков В. Г., Морозова М. В., Захарова А. А., Малушко Е. Ю. К вопросу о критериях эффективности взаимодействия образовательных организаций с предприятиями реального сектора экономики в условиях территорий опережающего развития // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9. № 1 (34).