ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ (РОСФИНМОНИТОРИНГ) КАК ОРГАН ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЙ ФУНКЦИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Ограничительные меры, связанные с пандемией коронавируса, способствовали распространению в России новых видов преступлений, совершаемых с использованием «высоких» технологий. Риски разрастания криминогенной ситуации, усугубляются на фоне распространения коронавирусной инфекции. Важнейшим фактором противодействия высокотехнологичной преступности является работа Росфинмониторинга, адресно направленная на выявление подозрительных финансовых операций. В данной статье представлены результаты исследования деятельности Росфинмониторинга в направлении противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем с использованием «высоких» технологий. Авторы целеполагали формулирование проблематики и возможных вариантов ее преодоления в контексте деятельности Росфинмониторинга с обозначением дальнейших перспектив совершенствования его деятельности. Первоочередной задачей видится настройка механизма взаимодействия Росфинмониторинга с правоохранительными органами, осуществляющими уголовное преследование. Сделан вывод о безотлагательной необходимости достижения определенности в вопросе учета криптовалют, пределов их использования в экономической сфере. Результаты исследования могут быть полезны для сотрудников органов финансового контроля, правоохранительных органов.

Ключевые слова:
денежные средства, криптовалюта, легализация преступных доходов, правоохранительные органы, экономическая безопасность, цифровые финансовые активы
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208. Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 20. Ст. 2902.

2. Тисен О. Н. Риски хищения бюджетных средств, имущества граждан и организаций в период пандемии коронавируса // Финансовая безопасность. № 27. 2020. Июль. С. 17-25.

3. Дощатов А. А. Значимость Федеральной службы по финансовому мониторингу РФ в национальной стратегии противодействия коррупции // Коррупция: анатомия явления: материалы Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 12-13 марта 2020 года. Уральский государственный юридический университет, Институт философии и права Уральского отделения Российской академии наук. Екатеринбург: ФГБОУ ВО «Уральский государственный юридический университет», 2020. С. 34-40.

4. Сапрыкина О. А. Развитие национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // Денежная система России: история, современность и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции, Новосибирск, 31 октября - 01 ноября 2019 г. / под науч. ред. Н. В. Фадейкиной. Новосибирск: Сибирская академия финансов и банковского дела, 2019. С. 59-66.

5. Никольский С. Ю. Росфинмониторинг в системе противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма: административно-правовой аспект: специальность 12.00.14 «Административное право; административный процесс»: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2011. 27 с.

6. Жубрин Р. В. Основы профилактики легализации преступных доходов: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2013. 61 с.

7. Яргутова В. Ю. Некоторые особенности участия специалиста (специалиста-ревизора) в доказывании преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, добытых преступным путем // Проблемы уголовного судопроизводства, криминалистики и судебной экспертизы в современном мире: материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. Сборник статей, Краснодар, 23 марта 2017 г. Краснодар: «Издательский Дом - Юг», 2017. С. 265-271.

8. Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу (вместе с «Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу»): указ Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 г. № 808 (ред. от 26 апреля 2021 г.). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 07.09.2021).

9. Состояние преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2020 г. URL: http://мвд.рф/reports/item/22678184/ (дата обращения: 07.09.2021).

10. Об утверждении Инструкции по организации информационного взаимодействия в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем: приказ Генпрокуратуры России № 511, Росфинмониторинга № 244, МВД России № 541, ФСБ России № 433, ФТС России № 1313, СК России № 80 от 21 августа 2018 г. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 07.09.2021).

11. Поляков Н. В. Проблемы выявления и раскрытия легализации преступных доходов, полученных от незаконной банковской деятельности // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2019. № 2 (44). С. 52-55.

12. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации. Структура сомнительных операций и секторы экономики, формировавшие спрос на теневые финансовые услуги. URL: http:// cbr.ru/today/resist/resist_sub/2020_4// (дата обращения: 07.09.2021).

13. Андреев В. В. Преступление и наказание бывшего министра финансов Московской области. Финансовая безопасность. № 30. 2021. Апрель. С. 9-10.

14. Степанов С. С. Мошенничество с особым размахом. Финансовая безопасность. № 30. 2021. Апрель. С. 16-18.

15. Заседание коллегии Генпрокуратуры (17 марта 2021 г.). URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/65165/ (дата обращения: 07.09.2021).

16. Состоялись мероприятия группы подразделений финансовой разведки «Эгмонт» (20 июля 2021 г.). URL: http://www.fedsfm.ru/releases/5229/ (дата обращения: 07.09.2021).

17. Состоялось 17-е заседание Совета руководителей подразделений финансовой разведки стран СНГ. URL: http://www.fedsfm.ru/releases/5228/ (дата обращения: 07.09.2021).

18. О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 07 июля 2015 г. № 32 (ред. от 26 февраля 2019 г.)

19. Долбня А. А. Развитие системы финансового мониторинга Российской Федерации. Вестник НГУЭУ. 2019. С. 205-222.

20. Сидорова О. В. Цифровые финансовые активы в современной экономике // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2021. № 3 (159). С. 11-14. DOIhttps://doi.org/10.34773/EU.2021.3.2.

21. Довлатова А. М. Правовое регулирование оборота цифровых финансовых активов: предпосылки и обзор законодательной новеллы // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2021. Т. 14. № 1. С. 133-139. DOIhttps://doi.org/10.17213/2075-2067-2021-1-133-139.


Войти или Создать
* Забыли пароль?