Abstract and keywords
Abstract (English):
An attempt is made in this work to reveal the content of the subject of the crime under art. 258¹ of the Criminal code of the Russian Federation “Illegal extraction and circulation of especially valuable wild animals and aquatic biological resources belonging to the species included in the Red Book of the Russian Federation and (or) protected by international treaties of the Russian Federation”. The necessity of division of art. 258¹ of the Criminal code of the Russian Federation into two articles, separately providing for liability for illegal production and trafficking of especially valuable wild animals and illegal extraction of especially valuable aquatic biological resources. The differences in the subject of the crime under art. 256 of the Criminal code of the Russian Federation, from the subject of the crime under art. 258¹ of the Criminal code of the Russian Federation. The necessity of a substantial expansion of the List of especially valuable especially valuable wild animals and aquatic biological resources belonging to the species included in the Red Book of the Russian Federation and (or) protected by international treaties of the Russian Federation for the purposes of articles 2261 and 258¹ of the Criminal code of the Russian Federation due to inclusion in him of all representatives of the Red Book of the Russian Federation.

Keywords:
aquatic biological resource, object of the animal world, subject of crime, Red Book of the Russian Federation, environmental crimes
Text
Publication text (PDF): Read Download

Общепринято, что предмет преступления является структурным элементом объекта. Предметы преступления выступают формой выражения общественных отношений [1, с. 238]. Он представляет собой предметы материального мира, в том числе компоненты природной среды, характеризующиеся целостностью, самостоятельным существованием, устойчивостью, наличием пространственных, временных и качественных границ, воздействуя на которые виновный причиняет вред тем общественным отношениям, которые эти предметы выражают.
На сегодняшний день для решения вопроса об отнесении того или иного незаконно добытого дикого животного или водного биологического ресурса к предмету преступления, предусмотренного статьей 258¹ УК РФ, надлежит руководствоваться перечнем указанных объектов животного мира, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 октября 2013 года № 978 [2]. Указанный перечень включает в себя лишь семь видов млекопитающих, четыре вида птиц, а также одиннадцать видов рыб.
В свою очередь, Красная книга РФ содержит гораздо больше представителей животного и растительного мира, нуждающихся в специальной охране, большинство из которых отмечено в Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения (СИТЕС) [3]. Красный список Международного союза охраны природы и природных ресурсов также насчитывает гораздо больше представителей.
В этой связи остается открытым вопрос, по какой причине законодатель включил в указанный перечень столь незначительное число таксонов. В научной литературе не раз высказывались предложения о расширении данного перечня путем включения в него новых видов объектов животного мира, занесенных в Красную книгу РФ. Так, Н. И. Кузнецова предлагает за основу при включении в перечень взять категорию редкости таксонов и популяций по степени угрозы их исчезновения, установленной в Красной книге РФ. В указанный перечень целесообразно включить всех животных, птиц и рыб, которые в соответствии с Красной книгой РФ относятся к категориям: 0 — вероятно исчезнувшие, 1 — находящиеся под угрозой исчезновения, 2 — сокращающиеся в численности и 3 — редкие, наиболее нуждающиеся в охране [4, с. 55—57].
С таким предложением мы солидарны частично. Полагаем, что в перечень нужно включить не часть представителей Красной книги РФ, а всех ее представителей.
Как известно, Красная книга РФ является на сегодняшний день основным официальным документом, содержащим полный перечень объектов животного и растительного мира, подлежащих особой охране. Она имеет международное значение, создана и ведется во исполнение нашей страной обязательств Конвенции о биоразнообразии, принятой в 1992 году в Рио-де-Жанейро. Красная книга РФ актуализируется путем дополнения новыми видами объектов животного мира [5]. Включение в Красную книгу РФ какого-либо объекта автоматически накладывает запрет на его добычу. Он должен охраняться с максимальным соблюдением условий, способствующих его выживанию. Утрата даже одного вида, занесенного в Красную книгу РФ, является невосполнимой для всего мирового сообщества. Все они уникальны и нуждаются в повышенной охране. Наша точка зрения обоснована также тем, что в 2020 году Красная книга РФ была обновлена и в настоящее время насчитывает 443 представителя [6].
В целях повышения эффективности уголовно-правовой охраны особо ценных водных биологических ресурсов, занесенных в Красную книгу РФ, считаем необходимым расширить предмет преступления, предусмотренный статьей 258¹ УК РФ, за счет включения в перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, всех водных биоресурсов, содержащихся в Красной книге РФ.
Важно отметить, что в главе 26 УК РФ «Экологические преступления» водные биоресурсы и охотничьи ресурсы охраняются разными статьями (ст. 256 «Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов» и ст. 258 УК РФ «Незаконная охота»). В науке не раз звучали призывы к объединению обозначенных уголовно-правовых норм, так как они якобы охраняют одни и те же объекты животного мира [7, с. 5].
Мы же, напротив, считаем объединение этих статей излишним, вредным для правоприменительной практики. Дело в том, что водные биологические ресурсы и лесные животные охраняются различными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации.
Так, Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ [8] устанавливает основы государственного регулирования в отношении охотничьих ресурсов, Федеральный закон от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ [9] регулирует порядок ведения рыболовства. Эти объекты животного мира имеют различные биологические особенности, разную среду обитания. Криминологическая характеристика водных браконьеров и лиц, совершающих незаконную охоту, существенно различается [10, с. 95—99; 11, с.  101—105].
Кроме того, понятия «добыча» и «охота» имеют разное значение с этимологической точки зрения. Это различие учитывается законодателем при конструировании статей 256 и 258 УК РФ, но игнорируется в статье 258¹ УК РФ.
Поэтому мы полагаем, что статью 258¹ УК РФ следует разделить на две статьи, предусматривающие ответственность за незаконную добычу и оборот особо ценных диких животных и незаконную добычу особо ценных водных биологических ресурсов. Такое решение, кроме того, будет способствовать получению адекватных данных статистической отчетности. В настоящее время отсутствует возможность обобщить данные о том, какое животное или биоресурс добыто в результате совершения преступления, предусмотренного статьей 258¹ УК РФ. Поскольку такое разграничение по предмету не проводится, а оно имело бы огромное значение для проведения научных исследований, а также организации предупреждения совершаемых деяний. По сути, лиц, совершающих преступление, предусмотренное статьей 258¹ УК РФ, можно разделить на водных и лесных браконьеров с поправкой на большую общественную опасность совершенного деяния ввиду особенностей предмета преступления. В этой связи данных лиц следует изучать отдельно.
В статье 258¹ УК РФ, кроме незаконной добычи, предусмотрена уголовная ответственность за незаконный оборот (содержание, приобретение, хранение, перевозку, пересылку, продажу) ценных биоресурсов. Иными словами, подразумевается, что биоресурсы уже изъяты из естественной среды обитания, тем более когда речь идет о дериватах (производных). Сначала особо ценный биоресурс незаконно добывается, потом от него отделяется дериват (например икра). После данная икра приготавливается, фасуется и поступает в преступный оборот. В отличие от предмета незаконной добычи водных биоресурсов (ст. 256 УК РФ), предмет преступления, предусмотренный статьей 258¹ УК РФ, во-первых, может быть изъят из естественной среды обитания, во-вторых, в его части (производные, дериваты) вкладывается человеческий труд. Они имеют стоимость, но в категорию «товар» не переходят, а остаются предметом экологического преступления.
Так, приговором Краснофлотского районного суда г. Хабаровска по части 3 статьи 258¹ УК РФ гр-н С. признан виновным в совершении незаконной перевозки дериватов (производных) особо ценных водных биологических ресурсов. Преступление совершено при следующих обстоятельствах: «гр-н С., находясь на расстоянии 200 км от города Красноярск, вступил в преступный сговор с гр-ном Л. с целью незаконной перевозки икры рыб семейства осетровых — амурского осетра. Гр-н С. должен был незаконно перевезти на территорию Московской области икру рыб семейства осетровых — амурского осетра, относящуюся к дериватам (производным) особо ценных водных биологических ресурсов, в количестве 216 кг 500 г» [12].
Как видно из данного примера, виновный перевозил уже добытую, заготовленную и расфасованную икру, которая имела стоимость, в ее приготовление явно был вложен труд человека. Однако гр-н С. был признан виновным по статье 258¹ УК РФ.
Мы полагаем, что для квалификации содеянного по статье 258¹ УК РФ не имеет значения, находится особо ценный биоресурс в состоянии естественной свободы или в частном аквариуме (океанариуме), специально обустроенном научно-исследовательском водоеме, лаборатории.
Примером такого научно-исследовательского института служит Каспийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства (КаспНИРХ), который был основан еще в 1897 году с целью изучения состояния водных биологических ресурсов и экосистемы Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна [13].
Следовательно, если предположить, что специалист КаспНИХРХ продал кому‑либо особо ценный биоресурс, то, по нашему мнению, его действия следует квалифицировать по статье 258¹ УК РФ.
Представляется, что для единообразного применения уголовного закона и недопущения ошибок в квалификации эта особенность предмета преступления, предусмотренного статьей 258¹ УК РФ, должна быть отражена в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 23 ноября 2010 года № 26 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (часть 2 статьи 253, статьи 256, 2581 УК РФ)».
Следует обратить внимание на отсутствие специальной нормы, посвященной ответственности за незаконную рубку лесных насаждений, включенных в Красную книгу РФ, представляющих повышенный интерес для лесных браконьеров [14]. Безусловно, такая норма должна присутствовать в уголовно-правовом поле.
Как было отмечено, предметом преступления, предусмотренного статьей 258¹ УК РФ, являются не только ценные биоресурсы, но и их части и дериваты (производные).
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 года № 21 (ред. от 30.11.2017) «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» [15] указано, что под частями диких животных в статье 258¹ УК РФ следует понимать не подвергшиеся обработке искусственно выделенные фрагменты, органы, вещества (например, внутренние органы, кости, желчь, шкуры и т. д.), под производными диких животных — продукты их хозяйственной переработки (например, пищевые продукты, медицинские и биологические препараты, меховые изделия, сувениры) (п. 13.3). Это разъяснение, с одной стороны, облегчает правоприменительную практику, поскольку появляется некоторая конкретика, но, с другой стороны, не разрешает всех проблем.
Так, до сегодняшнего дня в теории уголовного права не подвергался научному исследованию вопрос о незаконном обороте генетического материала особо ценных видов рыб.
Дело в том, что в Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [16] указано, что в целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов их генетический фонд подлежит сохранению в низкотемпературных генетических банках (ст. 60).
В настоящее время в России создаются Генетические банки [17] для хранения генетического фонда отдельных видов рыб методом крио­консервации репродуктивных клеток самцов и самок [18, с. 59—68].
Теоретически указанные генетические материалы также могут выступать предметом незаконной добычи и оборота (содержание, приобретение, хранение, перевозка, пересылка, продажа). Возникает вопрос квалификации подобных действий.
Представляется, что генетический материал должен быть признан предметом преступления, предусмотренного статьей 258¹ УК РФ. Поскольку в результате такого деяния причиняется вред экологическим интересам.
В свою очередь, общественная опасность экологических преступлений возрастает из года в год [19, с. 64—69]. По этой причине взгляды ученых на предмет экологического преступления должны быть переосмыслены. Предметом рассматриваемого преступления следует признавать не только сами особо ценные объекты животного мира, но и их генетический материал.
Еще одним предметом рассматриваемого преступления являются изделия из особо ценных объектов животного мира. В статье 72 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2020 года № 2463 указано, что продажа товаров, изготовленных из объектов животного мира (меховые и кожаные швейные, галантерейные, декоративные изделия, обувь, пищевые продукты), принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, осуществляется при наличии соответствующей документации на товары, подтверждающей, что эти объекты животного мира добыты на основании разрешения (распорядительной лицензии), выдаваемого федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды. Продажа ввезенных в Российскую Федерацию товаров, изготовленных из объектов животного мира, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, осуществляется на основании разрешения компетентного органа страны-экспортера, а товаров, конфискованных в результате нарушения указанной Конвенции, — на основании разрешения уполномоченного органа.
При продаже таких товаров продавец обязан предоставить потребителю по его требованию сведения о документах, подтверждающих наличие соответствующего разрешения [20]. Следовательно, в случае отсутствия соответствующего документа, изделие (продукт) следует признать предметом рассматриваемого преступления.
Подводя итоги, отметим, что сравнительный анализ статей 256 и 258¹ УК РФ показал существенную разницу в предмете рассматриваемых преступлений.
Во-первых, в статье 256 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконную добычу водных биологических ресурсов (вод­ные животные, водные млекопитающие и растения), а в статье 258¹ УК РФ — не только за незаконную добычу, но и за преступный оборот не только биоресурсов, но и особо ценных диких животных. Во-вторых, в статье 256 УК РФ идет речь о незаконной добыче биоресурсов, обитающих в состоянии естественной свободы, в то время как предметом преступления в статье 258¹ УК РФ может быть не только обитающий в состоянии естественной свободы объект, но и изъятый из среды обитания. В-третьих, статьей 256 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биоресурсов, а статьей 258¹ УК РФ — за незаконную добычу и оборот их частей и дериватов (производных), в которые вложен  труд человека (добыча, заготовка, перевозка и т. д.)
Перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, должен быть существенно расширен за счет включения в него объектов, охраняемых Красной книгой РФ.
Предметом преступления, предусмотренного статьей 258¹ УК РФ, следует признать генетический материал (репродуктивные клетки самцов и самок) особо ценных водных биоресурсов, находящийся на хранении в Генетическом банке, созданном в целях сохранения генетического фонда отдельных видов рыб.
 

References

1. Vinokurov V.  N. The object of the crime: the doctrinal-applied research: monograph. Moscow: Prospekt Publ., 2019. (In Russ.)

2. On approval of the list of especially valuable wild animals and aquatic biological resources that belong to species listed in the Red book of the Russian Federation and (or) protected by international treaties of the Russian Federation, for the purposes of articles 2261 and 2581 Criminal code of the Russian Federation: decree of the Government of the Russian Federation of October 31, 2013 no. 978. Collection of legislative acts of the RF, 2013, no. 45, art. 5814. (In Russ.)

3. Conventions and agreements. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cites.shtml (accessed 21.02.2021). (In Russ.)

4. Kuznetsova N. I. The subject of the crime under article 2581 of the Criminal code of the Russian Federation. Bulletin of the Omsk Law Academy, 2016, no. 3 (32), pp. 55-57. (In Russ.)

5. On approval of the List of Wildlife objects listed in the Red Book of the Russian Federation: order of the Ministry of Natural Resources of the Russian Federation no. 162 of March 24, 2020. Access from the reference legal system “ConsultantPlus” (accessed 21.02.2021). (In Russ.)

6. On approval of the List of Wildlife objects listed in the Red Book of the Russian Federation: order of the Ministry of Natural Resources and Ecology of the Russian Federation no. 162 dated March 24, 2020. Official Internet portal of legal Information. URL: www.pravo.gov.ru (April 2, 2020) (accessed 21.04.2021). (In Russ.)

7. Pushkarev V. G. Criminal liability for illegal extraction of aquatic animals and illegal hunting (based on the materials of the Ural Federal District). Dissertation... candidate of legal sciences. Krasnoyarsk, 2004. 22 p. (In Russ.)

8. About hunting and conservation of hunting resources and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation: federal law of July 24, 2009 no. 209-FZ. Collection of legislative acts of the RF, 2009, no. 30, p. 3735. (In Russ.)

9. On fisheries and conservation of aquatic biological resources: federal law of 20 December 2004 no. 166-FZ. Rossiyskaya gazeta, 2004, December 23. (In Russ.)

10. Iglikova S. D. Features of the poacher’s personality. Actual scientific research in the modern world, 2020, no. 2-3 (58), pp. 95-99. (In Russ.)

11. Minaev A. V., Kuular T. Ch. Criminological characteristics of environmental crime and poaching for animals and birds in Tuva. Scientific and methodological electronic journal “Concept”, 2014, no. T20, pp. 101-105. (In Russ.)

12. Verdict of the Krasnoflotsky district court of Khabarovsk dated July 24, 2020 no. 1-295/2020. URL: https://sudact.ru/regular/doc (accessed 06.03.2021). (In Russ.)

13. All-Russian Scientific Research Institute of Fisheries and Oceanology. URL: http://kaspnirh.vniro.ru/about/ (accessed 07.03.2021). (In Russ.)

14. The forests are emptying. Why rare plants are torn up by buckets. Arguments and facts, 2018, June 26. (In Russ.)

15. Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation, 2012, no. 2 (December); Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation, 2018, no. 2 (February). (In Russ.)

16. Collection of legislative acts of the RF, 2002, no. 2, art. 33. (In Russ.)

17. Russian scientists have created a bank of genetic data of Far Eastern fish. URL: https://iz.ru/817609/2018-11-28/rossiiskie-uchenye-sozdali-bank-geneticheskikh-dannykh-dalnevostochnykh-ryb (accessed 25.03.2021). (In Russ.)

18. Ponomareva E. N., Krasilnikova A. A., Tikhomirov A. M., Firsova A. V. New biotechnological methods of cryopreservation of reproductive cells of sturgeon fish species. South of Russia: ecology, development, 2016, vol. 11, no. 1, pp. 59-68. (In Russ.)

19. Kuznetsova N. I. Public danger of environmental crimes: criminological aspect. Bulletin of the Omsk Law Academy, 2018, vol. 15, no. 1, pp. 64-69. (In Russ.)

20. On approval of the Rules for the Sale of goods under a retail purchase and sale agreement, the list of durable goods that are not subject to the consumer’s demand for free provision of goods with the same basic consumer properties for the period of repair or replacement of such goods, and the list of non-food goods of proper quality that are not subject to exchange, as well as on amendments to certain acts of the Government of the Russian Federation: Resolution of the Government of the Russian Federation no. 2463 of December 31, 2020. Collection of legislative acts of the RF, 2021, no. 3, art. 593.


Login or Create
* Forgot password?