CONCEPTS AND CHARACTERISTICS OF BRINGING TO ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR NON-COMPLIANCE WITH THE CUSTOMS TRANSIT PROCEDURE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article analyzes modern views on the method of legal of offenses committed in the sphere of customs transit procedures. The author pays special attention to the content of the concept and the legal aspects of compliance with the customs transit procedure, in particular, to the subjects of these legal relations. On the basis of the study, the author proposes his own definition of the concept of “administrative responsibility for violation of the customs transit procedure”.

Keywords:
administrative legal regulation, concept and characteristics, liability, jurisdiction, customs transit, carrier, bringing to justice, administrative responsibility
Text
Publication text (PDF): Read Download

Таможенное законодательство, как можно заметить, на сегодняшний день одна из динамично развивающихся отраслей законодательного регулирования, претерпевающая постоянные изменения и усовершенствования. В настоящее время проблемы раскрытия понятия содержания привлечения к административной ответственности за несоблюдение процедуры таможенного транзита стали наиболее актуальными в связи с существенным изменением законодательства в области таможенного права.
Говоря о содержании административной ответственности за несоблюдение процедуры таможенного транзита, необходимо раскрыть суть самой процедуры таможенного транзита. Законодатель предлагает нам следующую трактовку данной процедуры: «Таможенная процедура таможенного транзита — это таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру» [1]. Из этого следует, что несоблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру может являться первым основанием для привлечения к административной ответственности за несоблюдение процедуры таможенного транзита.
В связи с изменением таможенного законодательства и вступлением в силу нового Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС) [2], порядок и сроки совершения таможенных операций претерпели некоторые изменения, а соответственно и ответственность участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
Необходимо отметить, что несоблюдение процедуры таможенного транзита будет являться вторым признаком привлечения к административной ответственности за несоблюдение процедуры таможенного транзита.
Привлечение к административной ответственности — это своего рода процесс правореализации как материального рассмотрения нормы.
Таможенные органы являясь органами исполнительной власти, и осуществляющие функции по выявлению и пресечению административных правонарушений, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях за нарушения установленных законодательством таможенных правил. Они осуществляют производство по делам об административных правонарушениях по следующим статьям: части 3 статьи 16.1, статьям 16.2, 16.3, 16.5, 16.6, 16.8, 16.10, 16.11, части 4 статьи 16.12, статьям 16.13—16.15, части 1 статьи 16.18 и по части 3 статьи 16.19 КоАП РФ [3].
Содержание процедуры таможенного транзита и положения, регулирующие порядок ее применения, в настоящий момент определены главой 22 ТК ЕАЭС [1]. Несоблюдение данной процедуры по сути является объективной стороной административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями 16.6, 16.10, а также 16.11 и 16.13 КоАП РФ [3].
В перечисленных статьях непосредственным объектом анализируемых административных правонарушений выступают общественные отношения, возникшие в ходе осуществления процедуры таможенного транзита, а субъектом выступают физические и юридические лица. А точнее субъектом будут выступать перевозчики. Ими могут выступать обычные (не аккредитованные) транспортные компании, осуществляющие такого рода деятельность, либо таможенные перевозчики — аккредитованные транспортные компании, имеющие возможность осуществлять международные грузовые перевозки товаров без уплаты таможенных пошлин и соответственно включенные в Реестр таможенных перевозчиков. Для того чтобы транспортную компанию включили в Реестр таможенных перевозчиков, она должна соответствовать определенным условиям: иметь единое налогообложение, международные перевозки должны осуществляться не менее 2 лет, транспортные средства должны быть в собственности либо аренде (хозяйственном ведении, оперативном управлении) и допущены к грузоперевозкам, а также иметь обеспечение уплаты таможенных платежей не менее 200 000 тыс. Евро» [1]. Есть, конечно, и другие условия, в соответствии со статьей 407 ТК ЕАЭС: наличие разрешительного документа на такую деятельность (при необходимости в соответствии с законодательством государств-членов), отсутствие неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей и пошлин и иные условия.
Руководствуясь главой 4 КоАП РФ, таможенные органы реализуют свои полномочия посредством избирания меры наказания субъекту правонарушения [4, с. 625]. Данная процедура подразумевает под собой вынесение процессуального документа, на основании которого обвиняемому лицу назначается административное наказание. Уполномоченное на это должностное лицо в соответствии с законодательством выносит постановление по делу об административном правонарушении.
Такая часто используемая мера наказания, как предупреждение применима, в частности, к рассматриваемым статьям 16.6, 16.10, а также 16.11 и 16.13 КоАП РФ. Такого рода вид административного наказания, как предупреждение выносится в случае, если правонарушение было совершено впервые «при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба» [3]. Такого рода подход способствует выявлению нарушителей, намеренно и систематически не исполняющих требования процедуры таможенного транзита, повышению уровня социальной ответственности участников ВЭД, а также способствует снижению нагрузки на административный аппарат в целом.
Нельзя забывать, что административно-правовое регулирование в исследуемой процедуре имеет свои нюансы. Это основано на том, что деятельность в сфере таможенного дела по своей сути относится к предпринимательской и направлена на оказание услуг в достаточно узкой области, связанной с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, а также предполагает взаимодействие с таможенными органами для достижения данной цели, значительная ее часть урегулирована нормами таможенного законодательства [5]. Соответственно административно-правовое регулирование исполнено следующими элементами системы:
— законом предусмотрен перечень категорий лиц, имеющих право осуществлять деятельность в сфере таможенного дела;
— включение юридического лица в специальные реестры, о которых упоминалось выше.
Указанное выступает неотъемлемым элементом административно-правового регулирования деятельности в рассматриваемом вопросе.
Для полного понимания картины отметим, что данный механизм реализации мер административной ответственности за несоблюдение установленного порядка транзита представляет собой обособленную систему правовых средств, при помощи которых осуществляется регулирование соответствующих юрисдикционных отношений [6, с. 21]. Он будет проявляться в нормах национального и наднационального законодательства в области таможенного дела.
Исходя из содержания привлечения к административной ответственности, административная ответственность за нарушение порядка таможенного транзита является видом юридической ответственности, предусматривающей, в соответствии с законодательством Российской Федерации, деятельность должностных лиц таможенных органов по осуществлению таможенного контроля путем привлечения к ответственности перевозчиков за правонарушения, предусмотренные статьями 16.6, 16.10, а также 16.11 и 16.13 КоАП РФ, определяющими административную ответственность в виде штрафа или предупреждения.
 

References

1. Customs code of the Eurasian economic union of 11.04.2017 (Appendix no. 1 to the Agreement on the Customs code of the Eurasian economic union). Official Website of the Eurasian economic union. URL: http://www.eaeunion.org/ (accessed 20.03.2021). (In Russ.)

2. On Customs Regulation in the Russian Federation and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation: federal law no. 289-FZ of 03.08.2018. Collection of legislative acts of the RF, 2018, no. 32, part I, art. 5082. (In Russ.)

3. The Code of the Russian Federation on administrative offenses of 30.12.2001 no. 195-FZ (ed. of 05.04.2021). Access from the reference legal system “ConsultantPlus” (accessed 06.04.2021). (In Russ.)

4. Timonina M. G. The concept of administrative jurisdiction of customs authorities of the Russian Federation. Young scientist, 2015, no. 22 (102), pp. 625-628. URL: https://moluch.ru/archive/102/23259/ (accessed 02.02.2021). (In Russ.)

5. Kostik K. I. The content and essence of administrative and legal regulation of activities in the field of customs in the Russian Federation in the conditions of the functioning of the EAEU. Young scientist, 2017, no. 13.1, pp. 35-37. (In Russ.)

6. Vorontsova A. A. Administrative responsi-bility. URL: https://ic-iskra.ru/news/1763-administrativnaya-otvetstvennos (accessed 19.03.2021). (In Russ.)


Login or Create
* Forgot password?