СОДЕРЖАНИЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ТАМОЖЕННОГО ТРАНЗИТА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье анализируются современные взгляды на правовое регулирование правоотношений в сфере процедур таможенного транзита. Автор уделяет особое внимание содержанию понятия и правовым аспектам соблюдения процедуры таможенного транзита, в частности субъектам данных правоотношений — перевозчикам. На основе проведенного исследования автор предлагает собственное определение понятия «административная ответственность за нарушение порядка таможенного транзита».

Ключевые слова:
административно-правовое регулирование, понятие и признаки, ответственность, юрисдикция, таможенный транзит, перевозчик, привлечение к ответственности, административная ответственность
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Таможенное законодательство, как можно заметить, на сегодняшний день одна из динамично развивающихся отраслей законодательного регулирования, претерпевающая постоянные изменения и усовершенствования. В настоящее время проблемы раскрытия понятия содержания привлечения к административной ответственности за несоблюдение процедуры таможенного транзита стали наиболее актуальными в связи с существенным изменением законодательства в области таможенного права.
Говоря о содержании административной ответственности за несоблюдение процедуры таможенного транзита, необходимо раскрыть суть самой процедуры таможенного транзита. Законодатель предлагает нам следующую трактовку данной процедуры: «Таможенная процедура таможенного транзита — это таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру» [1]. Из этого следует, что несоблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру может являться первым основанием для привлечения к административной ответственности за несоблюдение процедуры таможенного транзита.
В связи с изменением таможенного законодательства и вступлением в силу нового Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС) [2], порядок и сроки совершения таможенных операций претерпели некоторые изменения, а соответственно и ответственность участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
Необходимо отметить, что несоблюдение процедуры таможенного транзита будет являться вторым признаком привлечения к административной ответственности за несоблюдение процедуры таможенного транзита.
Привлечение к административной ответственности — это своего рода процесс правореализации как материального рассмотрения нормы.
Таможенные органы являясь органами исполнительной власти, и осуществляющие функции по выявлению и пресечению административных правонарушений, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях за нарушения установленных законодательством таможенных правил. Они осуществляют производство по делам об административных правонарушениях по следующим статьям: части 3 статьи 16.1, статьям 16.2, 16.3, 16.5, 16.6, 16.8, 16.10, 16.11, части 4 статьи 16.12, статьям 16.13—16.15, части 1 статьи 16.18 и по части 3 статьи 16.19 КоАП РФ [3].
Содержание процедуры таможенного транзита и положения, регулирующие порядок ее применения, в настоящий момент определены главой 22 ТК ЕАЭС [1]. Несоблюдение данной процедуры по сути является объективной стороной административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями 16.6, 16.10, а также 16.11 и 16.13 КоАП РФ [3].
В перечисленных статьях непосредственным объектом анализируемых административных правонарушений выступают общественные отношения, возникшие в ходе осуществления процедуры таможенного транзита, а субъектом выступают физические и юридические лица. А точнее субъектом будут выступать перевозчики. Ими могут выступать обычные (не аккредитованные) транспортные компании, осуществляющие такого рода деятельность, либо таможенные перевозчики — аккредитованные транспортные компании, имеющие возможность осуществлять международные грузовые перевозки товаров без уплаты таможенных пошлин и соответственно включенные в Реестр таможенных перевозчиков. Для того чтобы транспортную компанию включили в Реестр таможенных перевозчиков, она должна соответствовать определенным условиям: иметь единое налогообложение, международные перевозки должны осуществляться не менее 2 лет, транспортные средства должны быть в собственности либо аренде (хозяйственном ведении, оперативном управлении) и допущены к грузоперевозкам, а также иметь обеспечение уплаты таможенных платежей не менее 200 000 тыс. Евро» [1]. Есть, конечно, и другие условия, в соответствии со статьей 407 ТК ЕАЭС: наличие разрешительного документа на такую деятельность (при необходимости в соответствии с законодательством государств-членов), отсутствие неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей и пошлин и иные условия.
Руководствуясь главой 4 КоАП РФ, таможенные органы реализуют свои полномочия посредством избирания меры наказания субъекту правонарушения [4, с. 625]. Данная процедура подразумевает под собой вынесение процессуального документа, на основании которого обвиняемому лицу назначается административное наказание. Уполномоченное на это должностное лицо в соответствии с законодательством выносит постановление по делу об административном правонарушении.
Такая часто используемая мера наказания, как предупреждение применима, в частности, к рассматриваемым статьям 16.6, 16.10, а также 16.11 и 16.13 КоАП РФ. Такого рода вид административного наказания, как предупреждение выносится в случае, если правонарушение было совершено впервые «при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба» [3]. Такого рода подход способствует выявлению нарушителей, намеренно и систематически не исполняющих требования процедуры таможенного транзита, повышению уровня социальной ответственности участников ВЭД, а также способствует снижению нагрузки на административный аппарат в целом.
Нельзя забывать, что административно-правовое регулирование в исследуемой процедуре имеет свои нюансы. Это основано на том, что деятельность в сфере таможенного дела по своей сути относится к предпринимательской и направлена на оказание услуг в достаточно узкой области, связанной с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, а также предполагает взаимодействие с таможенными органами для достижения данной цели, значительная ее часть урегулирована нормами таможенного законодательства [5]. Соответственно административно-правовое регулирование исполнено следующими элементами системы:
— законом предусмотрен перечень категорий лиц, имеющих право осуществлять деятельность в сфере таможенного дела;
— включение юридического лица в специальные реестры, о которых упоминалось выше.
Указанное выступает неотъемлемым элементом административно-правового регулирования деятельности в рассматриваемом вопросе.
Для полного понимания картины отметим, что данный механизм реализации мер административной ответственности за несоблюдение установленного порядка транзита представляет собой обособленную систему правовых средств, при помощи которых осуществляется регулирование соответствующих юрисдикционных отношений [6, с. 21]. Он будет проявляться в нормах национального и наднационального законодательства в области таможенного дела.
Исходя из содержания привлечения к административной ответственности, административная ответственность за нарушение порядка таможенного транзита является видом юридической ответственности, предусматривающей, в соответствии с законодательством Российской Федерации, деятельность должностных лиц таможенных органов по осуществлению таможенного контроля путем привлечения к ответственности перевозчиков за правонарушения, предусмотренные статьями 16.6, 16.10, а также 16.11 и 16.13 КоАП РФ, определяющими административную ответственность в виде штрафа или предупреждения.
 

Список литературы

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г. (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org/ (дата обращения: 20.03.2021).

2. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2018. № 32. Ч. I, ст. 5082.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 05.04.2021). Доступ из СПС «Консультант плюс» (дата обращения: 06.04.2021).

4. Тимонина М. Г. Понятие административной юрисдикции таможенных органов Российской Федерации // Молодой ученый. 2015. № 22 (102). С. 625-628. URL: https://moluch.ru/archive/102/23259/ (дата обращения: 02.02.2021).

5. Костик К. И. Содержание и сущность административно-правового регулирования деятельности в сфере таможенного дела в Российской Федерации в условиях функционирования ЕАЭС // Молодой ученый. 2017. № 13.1. С. 35-37.

6. Воронцова А. А. Административная ответственность. URL: https://ic-iskra.ru/news/1763-administrativnaya-otvetstvennos (дата обращения: 19.03.2021).


Войти или Создать
* Забыли пароль?