LEGAL REGULATION OF THE LAW ENFORCEMENT FUNCTION OF THE FEDERAL SERVICE OF THE NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION AS ONE OF THE MAIN ELEMENTS OF THE SYSTEM OF ACTIVITIES OF THE CREATED EXECUTIVE BODY
Abstract and keywords
Abstract (English):
In the article, the author analyzes the legal provisions governing the law enforcement function of the Federal Service of the National Guard of the Russian Federation (Rosgvardia), as one of the significant areas of activity of the created executive authority, designed to carry out state and public security, protection of human and civil rights and freedoms. The analysis of legal acts, according to the author, will allow the identification of unresolved issues at the legislative level and will contribute to the formulation of new proposals to improve the activities of Rosguard units.

Keywords:
state bodies, public safety, delivery, security activities, tasks, duties, powers, legal regulation, control, legal regime, uniform procedure, regulatory framework
Text
Publication text (PDF): Read Download

Правовое регулирование функций образованной в 2016 году Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации строится, прежде всего, на нормах Конституции страны, закрепляющей основы деятельности органов государственной власти, связанной с защитой прав и свобод человека и гражданина [1].
В своих работах при освещении деятельности Росгвардии и определении места указанной службы в системе правоохранительных органов государства мы указывали на то, что функции исследуемого нами органа государственной власти многообразны и разноплановы, представляют собой целую систему, состоящую из главных и дополнительных (факультативных) элементов, каждый из которых играет значимую роль как в деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, так и для государства в целом [2, с. 111].
В данной работе мы остановимся на некоторых вопросах правового регулирования правоохранительного направления деятельности Росгвардии, являющегося неотъемлемым и одним из главных (основных) элементов в системе функций исследуемого органа исполнительной власти.
Указанный подход, на наш взгляд, будет способствовать, во-первых, исследованию нормативно-правовой базы, регулирующей обязанности, полномочия сотрудников интересующего нас ведомства; во-вторых, выяснению некоторых проблемных вопросов и формированию новых предложений по устранению пробелов в указанном направлении деятельности.
Проводя анализ нормативных правовых актов, регулирующих правоохранительную деятельность подразделений Росгвардии, обратим внимание на дополнительные (факультативные) функции отмеченной деятельности, к которым, на наш взгляд, можно отнести: 1) обеспечение государственной и общественной безопасности; 2) защиту прав и свобод человека и гражданина; 3) обеспечение общественного порядка; 4) охрану собственности; 5) борьбу с преступлениями и правонарушениями; 6) предупреждение и пресечение правонарушений.
С учетом сказанного рассмотрим правовое регулирование обозначенных направлений деятельности подразделений указанной службы.
Так, правила, определяющие обеспечение государственной и общественной безопасности, защиту прав и свобод человека и гражданина, закреплены в Федеральном законе от 3 июля 2016 года № 226-ФЗ (ред. от 2 декабря 2019 г.) «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», поскольку отмеченные полномочия отнесены к функциям войск национальной гвардии Российской Федерации, которые входят в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии страны [3]. В этой связи отметим, что иные правила, определяющие объем и полномочия сотрудников Росгвардии, более детально отражены в ведомственных нормативных актах, закрытых для общего пользования.
Рассматривая деятельность Росгвардии в указанном направлении, отметим, что при выполнении функции по обеспечению государственной и общественной безопасности сотрудники исследуемого нами ведомства в полном объеме выполняют поставленную государством задачу, при этом руководствуются четкими ведомственными инструкциями.
Так, согласно статистическим данным Росгвардии в ведомстве за второе полугодие 2020 года в указанном направлении было успешно проведено более 10 тыс. мероприятий, что свидетельствует об эффективной и качественной подготовке сотрудников отмеченной службы.
Стоит также уточнить, что функция по обеспечению общественного порядка выполняется в некоторых случаях совместно с войсками национальной гвардии Российской Федерации, со специальными отрядами быстрого реагирования [3].
Полномочия по регулированию деятельности подразделений вневедомственной охраны, выполняющих функцию по охране собственности, помимо отмеченного выше закона, закреплены в Указе Президента РФ от 30 сентября 2016 года № 510 (ред. от 31 декабря 2019 г.) «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» [4], а также приказом Росгвардии РФ от 21 сентября 2018 года № 420 «Об утверждении Наставления по организации службы строевых подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации» [5]. Отмеченным приказом уточняется основной порядок организации работы сотрудников подразделений вневедомственной охраны при исполнении ими полномочий по охране собственности, перечень которой утвержден Правительством Российской Федерации, а также частной собственности на основании заключенных договоров с юридическими и физическими лицами.
В этой связи отметим, что единого закона, регламентирующего и систематизирующего охранную деятельность в Российской Федерации на сегодняшний день нет.
На проблемы правового регулирования в обозначенном направлении деятельности в юридической литературе до образования Росгвардии указывали такие авторы, как А. И. Воробьев [6, с. 3], Е. В. Горин [7, с. 10], на современном этапе развития охранной деятельности Д. В. Вечерникова [8, с. 14], Е. В. Кинчус [9, с. 220]. Однако до настоящего времени вопрос остается открытым.
С учетом сказанного стоит уточнить, что и Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, в полномочия которой входит выработка нормативно-правового регулирования в установленных сферах деятельности, выделяет существующие до настоящего времени неурегулированные вопросы в охранной деятельности, к которым относит отсутствие системы, объединяющей порядок осуществление выделенной функции, а также понятия «охранная деятельность» [10].
Таким образом, назрела необходимость в разработке единого закона «Об организации охранной деятельности в Российской Федерации», а также введения понятия «охранная деятельность», которое будет способствовать единой трактовке интересующей нас категории различными субъектами права.
С учетом сказанного, предлагаем закрепить при разработке и принятии единого закона об охранной деятельности в стране авторское понятие «охранная деятельность».
«Ст. __. Охранная деятельность.
Охранная деятельность — деятельность государственных и негосударственных специализированных организаций по защите информации, территории юридических и физических лиц, а также их имущества, осуществляемая на основе законодательства Российской Федерации, с целью предупреждения, предотвращения и пресечения преступлений и административных правонарушений.»
Представленное нами определение конкретизирует и объединяет закрепленные в законодательстве правила всех структур, осуществляющих рассматриваемую деятельность.
Проводя правовой анализ выполнения функции по борьбе с преступлениями и правонарушениями, особо отметим, что в этом направлении нормативно-правовая база, регулирующая полномочия сотрудников подразделений Рос­гвардии, постоянно совершенствуется.
Так, за последнее время в Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» были внесены изменения, определяющие время доставления лиц сотрудниками войск национальной гвардии страны, уточнены полномочия сотрудников исследуемого ведомства. Но, несмотря на серьезную работу, проведенную в сфере нормативно-правового регулирования, некоторые правовые вопросы нуждаются в дополнении.
В этой связи обратим внимание на законодательную несогласованность в вопросах доставления лиц сотрудниками Росгвардии, которые регулируются нормами Федерального закона от 3 июля 2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», указывающими при этом на доставление правонарушителей только в органы МВД, а также правилами КоАП РФ [11], детализирующими применение указанной меры принуждения.
С учетом изложенного считаем верным дополнить пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» и изложить его c с учетом положений КоАП РФ.
Предложенный подход, на наш взгляд, будет способствовать определению единого порядка доставления граждан в целях решения вопроса о задержании гражданина.
Обобщая вышесказанное, мы можем заключить, что при реализации правоохранительной деятельности военнослужащие (сотрудники) исследуемого органа государственной власти руководствуются правилами Конституции Российской Федерации, нормами Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», которые устанавливают задачи, состав, полномочия, права и обязанности всех подразделений Росгвардии, общими нормами федерального законодательства России, а также подзаконными нормативными актами.
Стоит отметить, что в ведомстве создана нормативная база, регламентирующая правоохранительную функцию подразделений Росгвардии, однако некоторые ее положения нуждаются в корректировке и дополнении.
 

References

1. The Constitution of the Russian Federation (adop­ted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the nationwide vote on 01.07.2020) (taking into account the amendments introduced by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of 14.03.2020 no. 1-FKZ, entered into force 4 July 2020). Access from the reference legal system “ConsultantPlus” (accessed 16.05.2021). (In Russ.)

2. Garnik L. Yu. Functions of the Federal Service of the National Guard of the Russian Federation. Legal Science and Practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2020, no. 3 (51), pp. 111-115. (In Russ.)

3. On the troops of the National Guard of the Russian Federation: federal Law of 03.07.2016 no. 226-FZ (as amended on 02.12.2019). Collection of legislative acts of the RF, 2016, no. 27, part I, art. 4159. (In Russ.)

4. On the Federal Service of the National Guard of the Russian Federation: decree of the President of the Russian Federation of September 30, 2016 no. 510 (as amended on December 31, 2019. Collection of legislative acts of the RF, 2016, no. 41, art. 5802. (In Russ.)

5. On the approval of the Manual on the organization of the service of combat units of the non-departmental guard troops of the National Guard of the Russian Federation: order of the Federal service of the National guard troops of the Russian Federation dated 09.21.2018 no. 420. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71980984/ (accessed 16.05.2021). (In Russ.)

6. Vorobiev A. I. Organization and legal basis for the activities of non-departmental security at the internal affairs bodies of the Russian Federation to ensure the protection of property of individuals. Author’s abstract... candidate of legal sciences. Pskov, 2011. (In Russ.)

7. Gorin E. V. Organization of the activities of non-departmental security in the region: On the materials of the Moscow region. Author’s abstract... candidate of legal sciences. Moscow, 2001. (In Russ.)

8. Vechernikova D. V. Administrative activities of the non-departmental police security for the inspection of security units of legal entities with special statutory tasks. Dissertation... candidate of legal sciences. Moscow, 2015. (In Russ.)

9. Kinchus E. V. Problems in the field of legal regulation of private detective and security activities in the Russian Federation. Business in law, 2018, no. 1. (In Russ.)

10. Concept for the development of private security for the period 2018-2021 and beyond until 2025. URL: http: //rosgvard.ru/ (accessed 16.05.2021). (In Russ.)

11. The Code of Administrative Offenses of the Russian Federation dated 30.12.2001 no. 195-FZ (as amended on 01.04.2020) (as amended and added. Entered into force on 12.04.2020). Rossiyskaya gazeta, 2001, December 31. (In Russ.)


Login or Create
* Forgot password?