ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОДНОЙ ИЗ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЗДАННОГО ОРГАНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье автор проводит анализ нормативно-правовых положений, регламентирующих правоохранительную функцию Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (Рос­гвардии), как одного из значимых направлений деятельности созданного органа исполнительной власти, призванного осуществлять государственную и общественную безопасность, защиту прав и свобод человека и гражданина. Проведенный разбор правовых актов, по мнению автора, позволит выявить нерешенные на законодательном уровне некоторые проблемные вопросы и будет способствовать формулированию новых предложений по совершенствованию деятельности подразделений Росгвардии.

Ключевые слова:
государственные органы, общественная безопасность, доставление, охранная деятельность, задачи, обязанности, полномочия, правовое регулирование, контроль, правовой режим, единый порядок, нормативная база
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Правовое регулирование функций образованной в 2016 году Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации строится, прежде всего, на нормах Конституции страны, закрепляющей основы деятельности органов государственной власти, связанной с защитой прав и свобод человека и гражданина [1].
В своих работах при освещении деятельности Росгвардии и определении места указанной службы в системе правоохранительных органов государства мы указывали на то, что функции исследуемого нами органа государственной власти многообразны и разноплановы, представляют собой целую систему, состоящую из главных и дополнительных (факультативных) элементов, каждый из которых играет значимую роль как в деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, так и для государства в целом [2, с. 111].
В данной работе мы остановимся на некоторых вопросах правового регулирования правоохранительного направления деятельности Росгвардии, являющегося неотъемлемым и одним из главных (основных) элементов в системе функций исследуемого органа исполнительной власти.
Указанный подход, на наш взгляд, будет способствовать, во-первых, исследованию нормативно-правовой базы, регулирующей обязанности, полномочия сотрудников интересующего нас ведомства; во-вторых, выяснению некоторых проблемных вопросов и формированию новых предложений по устранению пробелов в указанном направлении деятельности.
Проводя анализ нормативных правовых актов, регулирующих правоохранительную деятельность подразделений Росгвардии, обратим внимание на дополнительные (факультативные) функции отмеченной деятельности, к которым, на наш взгляд, можно отнести: 1) обеспечение государственной и общественной безопасности; 2) защиту прав и свобод человека и гражданина; 3) обеспечение общественного порядка; 4) охрану собственности; 5) борьбу с преступлениями и правонарушениями; 6) предупреждение и пресечение правонарушений.
С учетом сказанного рассмотрим правовое регулирование обозначенных направлений деятельности подразделений указанной службы.
Так, правила, определяющие обеспечение государственной и общественной безопасности, защиту прав и свобод человека и гражданина, закреплены в Федеральном законе от 3 июля 2016 года № 226-ФЗ (ред. от 2 декабря 2019 г.) «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», поскольку отмеченные полномочия отнесены к функциям войск национальной гвардии Российской Федерации, которые входят в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии страны [3]. В этой связи отметим, что иные правила, определяющие объем и полномочия сотрудников Росгвардии, более детально отражены в ведомственных нормативных актах, закрытых для общего пользования.
Рассматривая деятельность Росгвардии в указанном направлении, отметим, что при выполнении функции по обеспечению государственной и общественной безопасности сотрудники исследуемого нами ведомства в полном объеме выполняют поставленную государством задачу, при этом руководствуются четкими ведомственными инструкциями.
Так, согласно статистическим данным Росгвардии в ведомстве за второе полугодие 2020 года в указанном направлении было успешно проведено более 10 тыс. мероприятий, что свидетельствует об эффективной и качественной подготовке сотрудников отмеченной службы.
Стоит также уточнить, что функция по обеспечению общественного порядка выполняется в некоторых случаях совместно с войсками национальной гвардии Российской Федерации, со специальными отрядами быстрого реагирования [3].
Полномочия по регулированию деятельности подразделений вневедомственной охраны, выполняющих функцию по охране собственности, помимо отмеченного выше закона, закреплены в Указе Президента РФ от 30 сентября 2016 года № 510 (ред. от 31 декабря 2019 г.) «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» [4], а также приказом Росгвардии РФ от 21 сентября 2018 года № 420 «Об утверждении Наставления по организации службы строевых подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации» [5]. Отмеченным приказом уточняется основной порядок организации работы сотрудников подразделений вневедомственной охраны при исполнении ими полномочий по охране собственности, перечень которой утвержден Правительством Российской Федерации, а также частной собственности на основании заключенных договоров с юридическими и физическими лицами.
В этой связи отметим, что единого закона, регламентирующего и систематизирующего охранную деятельность в Российской Федерации на сегодняшний день нет.
На проблемы правового регулирования в обозначенном направлении деятельности в юридической литературе до образования Росгвардии указывали такие авторы, как А. И. Воробьев [6, с. 3], Е. В. Горин [7, с. 10], на современном этапе развития охранной деятельности Д. В. Вечерникова [8, с. 14], Е. В. Кинчус [9, с. 220]. Однако до настоящего времени вопрос остается открытым.
С учетом сказанного стоит уточнить, что и Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, в полномочия которой входит выработка нормативно-правового регулирования в установленных сферах деятельности, выделяет существующие до настоящего времени неурегулированные вопросы в охранной деятельности, к которым относит отсутствие системы, объединяющей порядок осуществление выделенной функции, а также понятия «охранная деятельность» [10].
Таким образом, назрела необходимость в разработке единого закона «Об организации охранной деятельности в Российской Федерации», а также введения понятия «охранная деятельность», которое будет способствовать единой трактовке интересующей нас категории различными субъектами права.
С учетом сказанного, предлагаем закрепить при разработке и принятии единого закона об охранной деятельности в стране авторское понятие «охранная деятельность».
«Ст. __. Охранная деятельность.
Охранная деятельность — деятельность государственных и негосударственных специализированных организаций по защите информации, территории юридических и физических лиц, а также их имущества, осуществляемая на основе законодательства Российской Федерации, с целью предупреждения, предотвращения и пресечения преступлений и административных правонарушений.»
Представленное нами определение конкретизирует и объединяет закрепленные в законодательстве правила всех структур, осуществляющих рассматриваемую деятельность.
Проводя правовой анализ выполнения функции по борьбе с преступлениями и правонарушениями, особо отметим, что в этом направлении нормативно-правовая база, регулирующая полномочия сотрудников подразделений Рос­гвардии, постоянно совершенствуется.
Так, за последнее время в Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» были внесены изменения, определяющие время доставления лиц сотрудниками войск национальной гвардии страны, уточнены полномочия сотрудников исследуемого ведомства. Но, несмотря на серьезную работу, проведенную в сфере нормативно-правового регулирования, некоторые правовые вопросы нуждаются в дополнении.
В этой связи обратим внимание на законодательную несогласованность в вопросах доставления лиц сотрудниками Росгвардии, которые регулируются нормами Федерального закона от 3 июля 2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», указывающими при этом на доставление правонарушителей только в органы МВД, а также правилами КоАП РФ [11], детализирующими применение указанной меры принуждения.
С учетом изложенного считаем верным дополнить пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» и изложить его c с учетом положений КоАП РФ.
Предложенный подход, на наш взгляд, будет способствовать определению единого порядка доставления граждан в целях решения вопроса о задержании гражданина.
Обобщая вышесказанное, мы можем заключить, что при реализации правоохранительной деятельности военнослужащие (сотрудники) исследуемого органа государственной власти руководствуются правилами Конституции Российской Федерации, нормами Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», которые устанавливают задачи, состав, полномочия, права и обязанности всех подразделений Росгвардии, общими нормами федерального законодательства России, а также подзаконными нормативными актами.
Стоит отметить, что в ведомстве создана нормативная база, регламентирующая правоохранительную функцию подразделений Росгвардии, однако некоторые ее положения нуждаются в корректировке и дополнении.
 

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ, вступили в силу 4 июля 2020 г.). Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 16.05.2021).

2. Гарник Л. Ю. Функции Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2020. № 3 (51). С. 111-115.

3. О войсках национальной гвардии Российской Федерации: федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // Собрание законодательства РФ. 2016. № 27. Ч. I, ст. 4159.

4. О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации: указ Президента РФ от 30 сентября 2016 г. № 510 (ред. от 31.12.2019) // Собрание законодательства РФ. 2016. № 41, ст. 5802.

5. Об утверждении Наставления по организации службы строевых подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации: приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 21 сентября 2018 г. № 420. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71980984/ (дата обращения: 16.05.2021).

6. Воробьев А. И. Организация и правовые основы деятельности вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации по обеспечению охраны имущества физических лиц: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Псков, 2011.

7. Горин Е. В. Организация деятельности вневедомственной охраны в регионе: на материалах Московской области: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2001.

8. Вечерникова Д. В. Административная деятельность вневедомственной охраны полиции по инспектированию подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами: дис. … канд. юрид. наук. М., 2015.

9. Кинчус Е. В. Проблемы в сфере правового регулирования частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации // Бизнес в законе. 2018. № 1.

10. Концепция развития вневедомственной охраны на период 2018-2021 годов и далее до 2025 года. URL: http://rosgvard.ru/ (дата обращения: 17.01.2021).

11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 01.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу от 12.04.2020) // Российская газета. 2001. 31 декабря.


Войти или Создать
* Забыли пароль?