SPECIFICS OF THE PROCESS OF TEACHING AND DIDACTIC SUPPORT OF DISTANCE TEACHING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Abstract and keywords
Abstract (English):
The transfer of institutions of higher education of the Ministry of internal Affairs of Russia to the format of a distance learning model has led to significant changes in the actual, representative, technical nature in the field of educational, methodological and didactic support for the entire process of educational activities of the universities. The article discusses not only basic questions of the content of educational-methodical and didactic providing of distance teaching, but also specific features and problems, that arise in connection with the transformation of the process of development of all educational programs implemented by the University of the MIA RF in remote mode.

Keywords:
university of the Ministry of internal Affairs of Russia, educational and methodological support, didactic support, educational program, educational process, distance learning, teaching
Text
Publication text (PDF): Read Download

Объективные условия, сложившиеся как в Российской Федерации, так и во всем остальном мире, связанные с объявленной Всемирной организацией здравоохранения пандемией коронавирусной инфекции, коренным образом трансформировали базовые подходы к практической организации образовательного процесса. Образовательные организации и учреждения, использовавшие дистанционные технологии образовательной деятельности в качестве дополнительной или факультативной формы, вынуждены были в полном объеме переходить на дистанционную модель преподавания, фактически прекратив традиционную очную форму обучения. Более того, если внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс, как отмечала М.М. Журавлева, осуществлялся поступательно и поэтапно [1, с. 252], то в условиях введенного на территории России Президентом РФ режима повышенной противоэпидемической готовности отмена очного обучения и замена его на дистанционную форму осуществлены одномоментно. Аналогичная картина сложилась в образовательных организациях системы МВД России, включая высшие учебные заведения. В связи с делегированием главой государства полномочий по осуществлению противоэпидемических мер и последующему снятию введенных ограничительных мер главам субъектов Российской Федерации в различных регионах страны полагаем, что возврат к традиционной системе образовательной и преподавательской деятельности в образовательных организациях и учреждениях будет напрямую зависеть от процедуры снятия соответствующими должностными лицами введенных ими на территории субъекта России ограничений, в том числе и в образовательной сфере.
Из всего изложенного мы считаем возможным сформулировать научно-практическую гипотезу о том, что фактически стопроцентный экстренный переход на дистанционную модель преподавания в образовательных организациях высшего образования системы МВД России не может не повлечь существенных трансформаций в существующей организации не только учебно-методического обеспечения воспитательно-обучающего процесса, но и в его дидактической составляющей.
В рамках обоснования и доказательства данной гипотезы мы намерены выявить и проанализировать специфические особенности введенного процесса полнообъемного дистанционного преподавания в вузах МВД России в части его дидактического и учебно-методического обеспечения.
Наиболее типовая трактовка термина «учебно-методическое обеспечение» понимает под таковым упорядоченную совокупность различного рода документов нормативного, учебного и методического характера, в которых отражается комплексное изложение и описание осуществляемого воспитательно-обучающего процесса.
Следует отметить, что само по себе учебно-методическое обеспечение (далее — УМО) комплексного образовательного процесса являет собой более чем действенный способ создания, практической реализации и необходимой корректировки взаимосвязанных процессов воспитания и обучения. Именно УМО дает возможность руководству образовательных организаций, педагогическим работникам и обучающимся получить комплексные знания о направлении и масштабах предполагаемого обучающего воздействия, но и тех конкретных методах, посредством которых данный образовательный процесс должен быть реализован.
К числу первостепенных задач УМО образовательного процесса, организуемого в образовательных организациях высшего образования МВД России, мы относим:
— полноценное комплексное отображение внутреннего содержания воспитательного и обучающего воздействия;
— предоставление возможности и педагогическим работникам, и самим обучающимся оценить итоговый и текущий уровень усвоения учебного материала, степень сформированности у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций;
— содержать в своих ресурсах исчерпывающе достаточное количество материалов дидактического характера. К числу требований, предъявляемых к таким материалам, мы относим их актуальность, четкое и неукоснительное соответствие нормативным требованиям, изложенным во ФГОС ВО, а также обеспечение обучающимся возможности полностью освоить образовательную программу и достичь предполагаемой квалификации;
— полноценное обеспечение всем категориям обучающихся возможности по их желанию в режиме реального времени осуществить самоконтроль имеющихся знаний и умений, сформированность навыков и выявить причины имеющихся упущений. Помимо реализации права самоконтроля, обучающийся, воспользовавшись ресурсами УМО, должен иметь возможность внести коррективы в процесс освоения образовательной программы;
— обязательным элементом УМО являются средства обеспечения независимой оценки педагогическими работниками и руководством вузов качества сформированности у обучающихся профессиональных компетенций.
Системообразующими элементами УМО выступают:
— документы нормативно-правового характера, утверждаемые в установленном порядке;
— рабочий учебный план и основная образовательная программа;
— различного рода материалы учебного и методического характера;
— дидактические и иные обеспечительные материалы информационного, программного и прочего характера.
Если мы будем рассматривать данные элементы УМО применительно к полнообъемно введенной в силу объективных санитарно-эпидемиологических условий модели исключительно дистанционного обучения, то можно отметить следующие особенности. Прежде всего, как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», так и подзаконные нормативные правовые акты Минобрнауки России и МВД России, регулирующие общественные отношения в сфере образовательной деятельности образовательных организаций МВД России, подлежат обязательной публикации и размещению в открытом доступе в сети «Интернет» и справочно-правовых системах, что дает возможность пользователям и обучающимся обратиться к их содержанию. В силу своей юридико-правовой природы документы нормативно-правового характера, утверждаемые в установленном порядке руководителями образовательных организаций высшего образования системы МВД России и руководством Департамента государственной службы и кадров, касающиеся вопросов образовательной деятельности в конкретном вузе МВД России, подлежат размещению в открытом доступе (в том случае, когда не содержат сведений ограниченного доступа и сведений, содержащих государственную тайну).
Достаточно проблемным мог стать доступ обучающихся, экстренно переведенных на дистанционную модель обучения, к различного рода учебно-методическим материалам, формируемым каждой образовательной организацией высшего образования самостоятельно. Будучи размещенными во внутренних (локальных) информационно-коммуникационных сетях вуза, доступ к которым обучающийся по очной форме обучения имел в полном объеме, такие материалы в дистанционном формате обучения становятся для обучающихся недоступными.
Еще более недоступными для обучающихся, переведенных с очной на дистанционную модель обучения становятся обозначенные нами дидактические и иные обеспечительные материалы информационного, программного и прочего характера, входящие в единую структуру УМО.
Переходя к содержанию понятия дидактического обеспечения образовательного процесса (далее — ДО), мы, не вдаваясь в обзор научной дискуссии о его смысловом наполнении, воспользуемся мнением, высказанным Э.Г. Скибицким и Г.С. Итпековой. В трактовке данных авторов дидактическое обеспечение должно рассматриваться в качестве упорядоченной совокупности различных разновидностей носителей информации учебного характера, которые демонстрируют свою взаимосвязанность и взаимообусловленность не только по целям дидактического воздействия, но и по прикладным задачам обучения и воспитания. Авторы дополнительно указывают, что такие носители учебной информации должны разрабатываться и внедряться в образовательный процесс в строгом соответствии с требованиями педагогической и психологической наук, информатики, логики, других отраслей научных знаний и иметь возможность для задействования в дистанционной модели педагогического воздействия на обучающихся [2].
Для того чтобы было возможно объективно вести речь о специфике процесса учебно-методического и дидактического обеспечения дистанционного преподавания в вузах МВД России, мы считаем необходимым разделить его на две неравные по своему объему составляющие. Первая, меньшая по масштабам часть процесса УМО и ДО дистанционной модели образовательной деятельности в образовательных организациях высшего образования МВД России включает блок образовательных программ, заблаговременно, в плановом режиме по согласованию с ДГСК МВД России переведенных в формат дистанционного обучения. Данную часть мы дополнительно можем разделить еще на две составляющие.
Первая из них — образовательные программы, полностью реализуемые в дистанционном формате преподавания. Вузом в полном объеме осуществлена разработка УМО и ДО для воспитательно-обучающего воздействия на обучающихся в режиме удаленного доступа. Специфика данной модели состоит, прежде всего, в заведомой предусмотренности пошагового освоения содержания образовательной программы и постоянного контроля за этим со стороны образовательной организации. Итоговый контроль результатов освоения программы дистанционного обучения также проводится удаленно. Опыт Нижегородской академии МВД России показывает эффективность смешанной формы такого итогового контроля — первый этап предполагает прохождение обучающимся дистанционного тестирования, а второй — его удаленное онлайн видеообщение с экзаменационной комиссией и решение практических задач по профилю образовательной программы. В таком формате в вузе реализуются, в частности, программы повышения квалификации сотрудников дежурных частей территориальных ОВД и сотрудников подразделений исполнения административных наказаний.
Вторая составляющая — образовательные программы, представляющие совмещение дистанционных и очных моделей педагогического образовательного воздействия. Такая смешанная модель основывается на дистанционном освоении обучающимися теоретического материала образовательной программы с последующим его промежуточным дистанционным контролем и очным этапом формирования навыков и получения профессиональных компетенций в ходе занятий семинарского типа практической направленности. Заканчивается процесс дистанционно-очной модели освоения обучающимися образовательной программы итоговым контролем полученных знаний, проводимым в очной форме.
Отметим, обе составляющие полного или частичного педагогического воздействия на обучающихся реализуются для образовательных программ, предполагающих краткий период обучения. Это, прежде всего, программы дополнительного профессионального образования в форме повышения квалификации.
Реалии сегодняшнего дня говорят об одномоментном переводе всего образовательного процесса образовательных организаций высшего образования системы МВД России (равно как и всех остальных образовательных организаций и учреждений страны) в модель дистанционного педагогического воздействия. Именно он образует в настоящее время основной объем дистанционного преподавания в вузах МВД России. Рассмотрим специфику УМО и ДО образовательного процесса именно в его рамках.
Первое. Перед вузами системы МВД России встала и, как показала практика, была успешно решена задача размещения всех УМО в формате, обеспечивающем доступ к ним со стороны обучающихся в системе удаленного доступа. Система автоматизации учебного процесса «Автор-ВУЗ», используемая образовательными организациями системы МВД России для дистанционного обучения, позволяет образовательной организации размещать, а обучающимся использовать в процессе освоения учебного материала не только документацию программного характера (учебные планы, компетентностные модели, рабочие программы дисциплин и пр.), но иные материалы методического и дидактического характера.
Второе. Процесс преподавания как в очной, так и в удаленной формах предполагает визуальный контакт (в рамках дистанционной модели — посредством видеосвязи) преподавателя и обучающихся. Данный аспект порождает некоторые особенности. Первая — необходимость образовательной организации в кратчайшие сроки создавать полнообъемный массив видеозанятий лекционного типа и размещение их в «дистанционной оболочке». Вторая — необходимость проведения значительного количества занятий семинарского типа с обучающимися в режиме видеоконференции, обеспечивающей полноценный контакт педагогического работника с обучающимися и возможность текущего контроля их знаний. Специфика данной особенности вызывает у авторов наибольшее количество вопросов в силу, с одной стороны, недостаточного опыта проведения занятий семинарского типа в режиме видеоконференции, а с другой — неоднородность покрытия интернет-сигналом всех мест расположения обучающихся, что приводит к их неподключению или «выпадению» из дистанционного занятия. Третья особенность заключается, на наш взгляд, в специфике ряда преподаваемых в вузах МВД России как базовых дисциплин, так и дисциплин специализации, предполагающих работу со сведениями ограниченного доступа и сведениями, содержащими государственную тайну. Преподавание таких дисциплин по фактически открытым или недостаточно защищенным каналам связи в принципе недопустимо.
Третье. Ориентированность российского государства, экономики и общества на повышение цифровизации экономической и социальных сфер, повышение импортозамещения и развитие российских технологий предъявляет требование не только к разработке, но и активному внедрению в дистанционную модель образовательной деятельности отечественных цифровых платформ, позволяющих обеспечивать бесперебойный режим преподавания в дистанционном формате. Полагаем, что задействуемые сегодня иностранные системы видео-конференц-связи должны быть в вузах МВД России заменены на результаты отечественных разработок.
Завершая рассмотрение специфики процесса учебно-методического и дидактического обеспечения дистанционного преподавания в вузах МВД России, мы считаем важным отметить еще одну специфическую особенность. Образование представляет собой единый целенаправленный процесс воспитательного и обучающего воздействия на обучающихся. К сожалению, дистанционное обучение даже при максимальном наполнении его материалами учебно-методического и дидактического характера пока не может в полном объеме обеспечить эффективность воспитательной составляющей процесса образования. Нам данный аспект представляется более чем значимой проблемой, требующей дальнейшего научного и нормативного освещения и регулирования.

References

1. Zhuravleva M.M. The introduction of distance technologies in the educational process in order to implement the competency-based approach. Bulletin of Irkutsk State Technical University, 2015, no. 9 (104), pp. 251-256. (In Russ.)

2. Skibitsky E.G., Itpekova G.S. The structure and content of didactic support for the training of rural teachers in the field of informatization in the distance learning mode: a training manual. Khakass State University named after N.F. Katanova. URL: http://www.naukapro.ru/ot2006/1_065.htm (accessed 10.05.2020). (In Russ.)


Login or Create
* Forgot password?