сотрудник
Россия
Россия
Россия
УДК 34 Право. Юридические науки
Перевод образовательных организаций высшего образования системы МВД России в формат дистанционной модели обучения повлек за собой значительные изменения фактического, репрезентационного, технического характера в сфере учебно-методического и дидактического обеспечения всего процесса образовательной деятельности вузов. В статье рассматриваются как базовые вопросы содержания учебно-методического и дидактического обеспечения дистанционного преподавания, так и специфические особенности и проблемы, возникшие в связи с трансформацией процесса освоения всех образовательных программ, реализуемых вузом МВД России, в дистанционный режим.
вуз МВД России, учебно-методическое обеспечение, дидактическое обеспечение, образовательная программа, образовательный процесс, дистанционное обучение, преподавание
Объективные условия, сложившиеся как в Российской Федерации, так и во всем остальном мире, связанные с объявленной Всемирной организацией здравоохранения пандемией коронавирусной инфекции, коренным образом трансформировали базовые подходы к практической организации образовательного процесса. Образовательные организации и учреждения, использовавшие дистанционные технологии образовательной деятельности в качестве дополнительной или факультативной формы, вынуждены были в полном объеме переходить на дистанционную модель преподавания, фактически прекратив традиционную очную форму обучения. Более того, если внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс, как отмечала М.М. Журавлева, осуществлялся поступательно и поэтапно [1, с. 252], то в условиях введенного на территории России Президентом РФ режима повышенной противоэпидемической готовности отмена очного обучения и замена его на дистанционную форму осуществлены одномоментно. Аналогичная картина сложилась в образовательных организациях системы МВД России, включая высшие учебные заведения. В связи с делегированием главой государства полномочий по осуществлению противоэпидемических мер и последующему снятию введенных ограничительных мер главам субъектов Российской Федерации в различных регионах страны полагаем, что возврат к традиционной системе образовательной и преподавательской деятельности в образовательных организациях и учреждениях будет напрямую зависеть от процедуры снятия соответствующими должностными лицами введенных ими на территории субъекта России ограничений, в том числе и в образовательной сфере.
Из всего изложенного мы считаем возможным сформулировать научно-практическую гипотезу о том, что фактически стопроцентный экстренный переход на дистанционную модель преподавания в образовательных организациях высшего образования системы МВД России не может не повлечь существенных трансформаций в существующей организации не только учебно-методического обеспечения воспитательно-обучающего процесса, но и в его дидактической составляющей.
В рамках обоснования и доказательства данной гипотезы мы намерены выявить и проанализировать специфические особенности введенного процесса полнообъемного дистанционного преподавания в вузах МВД России в части его дидактического и учебно-методического обеспечения.
Наиболее типовая трактовка термина «учебно-методическое обеспечение» понимает под таковым упорядоченную совокупность различного рода документов нормативного, учебного и методического характера, в которых отражается комплексное изложение и описание осуществляемого воспитательно-обучающего процесса.
Следует отметить, что само по себе учебно-методическое обеспечение (далее — УМО) комплексного образовательного процесса являет собой более чем действенный способ создания, практической реализации и необходимой корректировки взаимосвязанных процессов воспитания и обучения. Именно УМО дает возможность руководству образовательных организаций, педагогическим работникам и обучающимся получить комплексные знания о направлении и масштабах предполагаемого обучающего воздействия, но и тех конкретных методах, посредством которых данный образовательный процесс должен быть реализован.
К числу первостепенных задач УМО образовательного процесса, организуемого в образовательных организациях высшего образования МВД России, мы относим:
— полноценное комплексное отображение внутреннего содержания воспитательного и обучающего воздействия;
— предоставление возможности и педагогическим работникам, и самим обучающимся оценить итоговый и текущий уровень усвоения учебного материала, степень сформированности у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций;
— содержать в своих ресурсах исчерпывающе достаточное количество материалов дидактического характера. К числу требований, предъявляемых к таким материалам, мы относим их актуальность, четкое и неукоснительное соответствие нормативным требованиям, изложенным во ФГОС ВО, а также обеспечение обучающимся возможности полностью освоить образовательную программу и достичь предполагаемой квалификации;
— полноценное обеспечение всем категориям обучающихся возможности по их желанию в режиме реального времени осуществить самоконтроль имеющихся знаний и умений, сформированность навыков и выявить причины имеющихся упущений. Помимо реализации права самоконтроля, обучающийся, воспользовавшись ресурсами УМО, должен иметь возможность внести коррективы в процесс освоения образовательной программы;
— обязательным элементом УМО являются средства обеспечения независимой оценки педагогическими работниками и руководством вузов качества сформированности у обучающихся профессиональных компетенций.
Системообразующими элементами УМО выступают:
— документы нормативно-правового характера, утверждаемые в установленном порядке;
— рабочий учебный план и основная образовательная программа;
— различного рода материалы учебного и методического характера;
— дидактические и иные обеспечительные материалы информационного, программного и прочего характера.
Если мы будем рассматривать данные элементы УМО применительно к полнообъемно введенной в силу объективных санитарно-эпидемиологических условий модели исключительно дистанционного обучения, то можно отметить следующие особенности. Прежде всего, как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», так и подзаконные нормативные правовые акты Минобрнауки России и МВД России, регулирующие общественные отношения в сфере образовательной деятельности образовательных организаций МВД России, подлежат обязательной публикации и размещению в открытом доступе в сети «Интернет» и справочно-правовых системах, что дает возможность пользователям и обучающимся обратиться к их содержанию. В силу своей юридико-правовой природы документы нормативно-правового характера, утверждаемые в установленном порядке руководителями образовательных организаций высшего образования системы МВД России и руководством Департамента государственной службы и кадров, касающиеся вопросов образовательной деятельности в конкретном вузе МВД России, подлежат размещению в открытом доступе (в том случае, когда не содержат сведений ограниченного доступа и сведений, содержащих государственную тайну).
Достаточно проблемным мог стать доступ обучающихся, экстренно переведенных на дистанционную модель обучения, к различного рода учебно-методическим материалам, формируемым каждой образовательной организацией высшего образования самостоятельно. Будучи размещенными во внутренних (локальных) информационно-коммуникационных сетях вуза, доступ к которым обучающийся по очной форме обучения имел в полном объеме, такие материалы в дистанционном формате обучения становятся для обучающихся недоступными.
Еще более недоступными для обучающихся, переведенных с очной на дистанционную модель обучения становятся обозначенные нами дидактические и иные обеспечительные материалы информационного, программного и прочего характера, входящие в единую структуру УМО.
Переходя к содержанию понятия дидактического обеспечения образовательного процесса (далее — ДО), мы, не вдаваясь в обзор научной дискуссии о его смысловом наполнении, воспользуемся мнением, высказанным Э.Г. Скибицким и Г.С. Итпековой. В трактовке данных авторов дидактическое обеспечение должно рассматриваться в качестве упорядоченной совокупности различных разновидностей носителей информации учебного характера, которые демонстрируют свою взаимосвязанность и взаимообусловленность не только по целям дидактического воздействия, но и по прикладным задачам обучения и воспитания. Авторы дополнительно указывают, что такие носители учебной информации должны разрабатываться и внедряться в образовательный процесс в строгом соответствии с требованиями педагогической и психологической наук, информатики, логики, других отраслей научных знаний и иметь возможность для задействования в дистанционной модели педагогического воздействия на обучающихся [2].
Для того чтобы было возможно объективно вести речь о специфике процесса учебно-методического и дидактического обеспечения дистанционного преподавания в вузах МВД России, мы считаем необходимым разделить его на две неравные по своему объему составляющие. Первая, меньшая по масштабам часть процесса УМО и ДО дистанционной модели образовательной деятельности в образовательных организациях высшего образования МВД России включает блок образовательных программ, заблаговременно, в плановом режиме по согласованию с ДГСК МВД России переведенных в формат дистанционного обучения. Данную часть мы дополнительно можем разделить еще на две составляющие.
Первая из них — образовательные программы, полностью реализуемые в дистанционном формате преподавания. Вузом в полном объеме осуществлена разработка УМО и ДО для воспитательно-обучающего воздействия на обучающихся в режиме удаленного доступа. Специфика данной модели состоит, прежде всего, в заведомой предусмотренности пошагового освоения содержания образовательной программы и постоянного контроля за этим со стороны образовательной организации. Итоговый контроль результатов освоения программы дистанционного обучения также проводится удаленно. Опыт Нижегородской академии МВД России показывает эффективность смешанной формы такого итогового контроля — первый этап предполагает прохождение обучающимся дистанционного тестирования, а второй — его удаленное онлайн видеообщение с экзаменационной комиссией и решение практических задач по профилю образовательной программы. В таком формате в вузе реализуются, в частности, программы повышения квалификации сотрудников дежурных частей территориальных ОВД и сотрудников подразделений исполнения административных наказаний.
Вторая составляющая — образовательные программы, представляющие совмещение дистанционных и очных моделей педагогического образовательного воздействия. Такая смешанная модель основывается на дистанционном освоении обучающимися теоретического материала образовательной программы с последующим его промежуточным дистанционным контролем и очным этапом формирования навыков и получения профессиональных компетенций в ходе занятий семинарского типа практической направленности. Заканчивается процесс дистанционно-очной модели освоения обучающимися образовательной программы итоговым контролем полученных знаний, проводимым в очной форме.
Отметим, обе составляющие полного или частичного педагогического воздействия на обучающихся реализуются для образовательных программ, предполагающих краткий период обучения. Это, прежде всего, программы дополнительного профессионального образования в форме повышения квалификации.
Реалии сегодняшнего дня говорят об одномоментном переводе всего образовательного процесса образовательных организаций высшего образования системы МВД России (равно как и всех остальных образовательных организаций и учреждений страны) в модель дистанционного педагогического воздействия. Именно он образует в настоящее время основной объем дистанционного преподавания в вузах МВД России. Рассмотрим специфику УМО и ДО образовательного процесса именно в его рамках.
Первое. Перед вузами системы МВД России встала и, как показала практика, была успешно решена задача размещения всех УМО в формате, обеспечивающем доступ к ним со стороны обучающихся в системе удаленного доступа. Система автоматизации учебного процесса «Автор-ВУЗ», используемая образовательными организациями системы МВД России для дистанционного обучения, позволяет образовательной организации размещать, а обучающимся использовать в процессе освоения учебного материала не только документацию программного характера (учебные планы, компетентностные модели, рабочие программы дисциплин и пр.), но иные материалы методического и дидактического характера.
Второе. Процесс преподавания как в очной, так и в удаленной формах предполагает визуальный контакт (в рамках дистанционной модели — посредством видеосвязи) преподавателя и обучающихся. Данный аспект порождает некоторые особенности. Первая — необходимость образовательной организации в кратчайшие сроки создавать полнообъемный массив видеозанятий лекционного типа и размещение их в «дистанционной оболочке». Вторая — необходимость проведения значительного количества занятий семинарского типа с обучающимися в режиме видеоконференции, обеспечивающей полноценный контакт педагогического работника с обучающимися и возможность текущего контроля их знаний. Специфика данной особенности вызывает у авторов наибольшее количество вопросов в силу, с одной стороны, недостаточного опыта проведения занятий семинарского типа в режиме видеоконференции, а с другой — неоднородность покрытия интернет-сигналом всех мест расположения обучающихся, что приводит к их неподключению или «выпадению» из дистанционного занятия. Третья особенность заключается, на наш взгляд, в специфике ряда преподаваемых в вузах МВД России как базовых дисциплин, так и дисциплин специализации, предполагающих работу со сведениями ограниченного доступа и сведениями, содержащими государственную тайну. Преподавание таких дисциплин по фактически открытым или недостаточно защищенным каналам связи в принципе недопустимо.
Третье. Ориентированность российского государства, экономики и общества на повышение цифровизации экономической и социальных сфер, повышение импортозамещения и развитие российских технологий предъявляет требование не только к разработке, но и активному внедрению в дистанционную модель образовательной деятельности отечественных цифровых платформ, позволяющих обеспечивать бесперебойный режим преподавания в дистанционном формате. Полагаем, что задействуемые сегодня иностранные системы видео-конференц-связи должны быть в вузах МВД России заменены на результаты отечественных разработок.
Завершая рассмотрение специфики процесса учебно-методического и дидактического обеспечения дистанционного преподавания в вузах МВД России, мы считаем важным отметить еще одну специфическую особенность. Образование представляет собой единый целенаправленный процесс воспитательного и обучающего воздействия на обучающихся. К сожалению, дистанционное обучение даже при максимальном наполнении его материалами учебно-методического и дидактического характера пока не может в полном объеме обеспечить эффективность воспитательной составляющей процесса образования. Нам данный аспект представляется более чем значимой проблемой, требующей дальнейшего научного и нормативного освещения и регулирования.
1. Журавлева М.М. Внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс с целью реализации компетентностного подхода // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. № 9 (104). С. 251-256.
2. Скибицкий Э.Г., Итпекова Г.С. Структура и содержание дидактического обеспечения подготовки педагогов сельской местности в области информатизации в режиме дистанционного обучения: учебное пособие. Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова. URL: http://www.naukapro.ru/ot2006/1_065.htm (дата обращения: 10.05.2020).