Russian Federation
Russian Federation
UDK 34 Право. Юридические науки
The article is devoted to the phenomenon of constitutional purposes, which synthesizes the purposes of the constitutional act adoption and the highest purposes of the state. A comparative legal analysis of the CIS members’ constitutions was carried out, their content and technical and legal features were investigated, and ways of changing the constitutional purposes and specifics of constitutional reforms in individual CIS countries were briefly analyzed.
constitutional purpose, mission, constitution, CIS members, constitutional reform
Конституция, как и любой нормативный правовой акт, принимается в определенных политических, экономических, социальных и прочих условиях, являясь, образно, продуктом своего времени. Очевидно, цели принятия конкретной конституции связаны с данными условиями, что находит непосредственное отражение в структуре и содержании основного закона государства. Классическим примером, подтверждающим данный тезис, является Конституция США 1787 года [1], не включившая в себя фактически ни одного раздела, регулирующего права и свободы человека и гражданина. Лишь в 1791 году вступили в силу первые девять поправок к конституции, получившие название «Билль о правах», закрепившие важнейшие личные и политические права граждан США. Подобная ситуация, полагаем, оправдана ключевой целью названного конституционного акта — утверждением государственного суверенитета и учреждением системы публичной власти.
Цель разработки и принятия юридического документа имеет определяющее значение для понимания его сущности. Как отмечает С.М. Шахрай, «ответ на вопрос о сущности и значении любого социального явления, как правило, рекомендуют искать в первопричинах его возникновения, а равно в характере и замысле тех, кто в нем заинтересован» [2]. Добавим, что цель как общефилософская категория тесно связана с такими категориями, как «результат» и «идеал». Так, философский энциклопедический словарь под целью предлагает понимать «один из элементов в мышлении человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств» [3, с. 763]. С точки зрения теории управления цель как общая характеристика организации определяет желаемые результаты деятельности организации и способы их достижения [4, с. 34].
Полагаем, что именно цель регулирующего воздействия является одной из самых стабильных составляющих правового акта, оставаясь неизменной с момента формирования идеи законопроекта, наряду с такими элементами идеи, как целесообразность документа, предмет и методы правового регулирования, ожидаемый результат [5, с. 334—335]. При этом следует согласиться с тезисом В.В. Киреева и В.И. Майорова о том, что конституция является документом, функционально устремленным в будущее [6, с. 72], то есть документом стратегического характера.
Термин «конституционные цели» нечасто используется в российской юридической литературе [см., например: 7], как правило — или без раскрытия содержания понятия, или в контексте конституционно-правового регулирования целей деятельности органов государственной власти и местного самоуправления либо институтов гражданского общества. На наш взгляд, конституционные цели — специальная категория, интегрирующая в себе два элемента: цель разработки и принятия конституционного акта, заложенная авторами проекта конституции, и цели государства, установленные нормами конституции как цели высшего порядка. Думается, наиболее близким по содержанию понятием является «миссия», которую обобщенно можно определить как основную высшую цель, иерархически стоящую выше цели и задач [8]. Так, миссию государственного органа представляют как «высшую цель, определяемую емко и одновременно кратко, мотивирующую гражданских служащих на достижение целей и задач государственного органа и удовлетворение потребностей граждан, организаций и общества» [9]. Примечательно, что в некоторых конституционных актах отражена сходная трактовка, например, в статье 87 Конституции Республики Армения [10] закреплена обязанность государственных органов и органов местного самоуправления реализовывать цели, установленные статьей 86 Конституции Республики Армения («Основные цели политики государства»).
Подобное понимание конституционных целей позволяет утверждать: конституционные цели содержатся во всех конституциях, независимо от их вида с точки зрения целеполагания, программного или констатирующего. Соответственно, отличиями будут содержание конституционных целей и приемы юридической техники, с помощью которых конституционные цели закреплены в текстах конституционных актов. Например, Д.Г. Шустров, анализируя конституционно-правовое регулирование целей государства, предложил выделять четыре приема такого регулирования: специальное регулирование; закрепление обязанностей государства в формулировках, семантически близких целям; закрепление высшей, основной цели; закрепление цели в конституционном определении государства [11, с. 141—143].
Полагаем предложенную классификацию как минимум неполной: фактически, автор предлагает рассматривать только прямой способ закрепления конституционных целей: когда термин «цель» либо «цели и обязанности» используются в тексте конституции. Очевидно, за рамками подобного подхода остаются конституционные цели, сформулированные косвенным образом. Более того, конституционные цели в значении цели принятия конституции, как правило, содержатся во вводной части конституции, менее формально структурированной и написанной торжественным стилем, где оборот «цели и задачи» вряд ли уместен.
Заметим, что этот факт следует учитывать при переводе конституций зарубежных стран. Так, в переводах преамбулы Конституции США можно встретить обороты «с целью образовать более совершенный Союз, установить правосудие…» [12] и «дабы образовать более совершенный Союз, установить правосудие…» [1], в то время как в тексте оригинала используется выражение «in order form a more perfect Union, establish Justice…» [13], где «in order to» — союз, переводимый как «чтобы, для того чтобы, дабы», а с учетом даты принятии конституции корректнее при переводе использовать союз «дабы».
В данной статье предложен анализ конституций стран — участниц Содружества независимых государств (далее — СНГ). Для целей данной статьи под странами — участницами СНГ предлагается понимать одиннадцать государств, подписавших Алма-Атинскую декларацию, а именно: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина [14]. Данная выборка обусловлена специфическим эклектичным характером конституций постсоциалистических стран. Как отмечал В.Е. Чиркин, конституции этого периода — «принципиально отринувшие тоталитарное «старое», но на деле сохраняющие его некоторые черты наряду с доминирующим «новым» [15, с. 47].
В преамбулах большинства конституций стран — участниц СНГ цели принятия конституций сформулированы косвенным образом и выявляются посредством морфологического анализа текста, в частности, когда использован глагол «стремиться» и его синонимы. Кроме того, используются и такие выражения, как «ставить задачу», «иметь целью», «подтверждать приверженность цели». Наиболее детально конституционные цели сформулированы в преамбуле Конституции Азербайджанской Республики [16], где называется шесть «высоких намерений», «во имя» которых принята Конституция, среди них — защита независимости, суверенитета и территориальной целостности Азербайджанской Республики; гарантирование демократического строя; достижение гражданского общества и т. д. Анализ конституций демонстрирует близость конституционных целей, закрепленных в преамбулах (см. табл. 1).
Фактически, преамбулы выбранных для анализа конституций содержат две конституционные цели: утверждение суверенитета и закрепление основных демократических ценностей, таких как народовластие, правовое государство, социальное государство, свобода и справедливость и т. д.
Говоря о конституционных целях в значении высших целей государства, следует отметить: принцип гуманизма, являющийся важнейшим элементом политической демократии [26, с. 92], диктует закрепление в конституциях постсоветских стран обеспечение прав и свобод человека и гражданина как конституционной цели государства. Тем не менее в конституциях стран — участниц СНГ используется разная терминология (см. табл. 2).
Подобная конструкция отсутствует лишь в тексте Конституции Кыргызской Республики, хотя в преамбуле в качестве одной из целей названо «построение свободного и независимого демократического государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, здоровье, права и свободы».
Закрепление в норме конституции высшей цели не отрицает использования в тексте конституции иных приемов. Так, глава 3 Конституции Армении устанавливает основные цели политики государства в экономической, социальной и культурной сферах, в частности, статья 86 называет шестнадцать основных целей политики государства. Часть 2 статьи 1 Конституции Республики Казахстана наряду с высшей целью называет «основополагающие принципы деятельности Республики», такие как общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм и т. д. Аналогичная терминология используется в Конституции Кыргызской Республики, статья 3 которой закрепляет принципы государственной власти в Кыргызской Республике. Примечательно, что пункт 3 статьи 3 Конституции Кыргызской Республики подчеркивает осуществление полномочий государственных и муниципальных органов в интересах народа — то есть используется косвенный способ регламентации конституционной цели. В статье 17 Конституции Украины, в свою очередь, названы функции государства, к которым отнесены защита суверенитета и территориальной целостности Украины, обеспечение ее экономической и информационной безопасности.
Необходимо отметить следующий момент: конституционные цели закрепляются в преамбулах, механизм внесения изменений в которые не предусмотрен, либо в первой или второй главе конституции, регулирующих вопросы, связанные с основами конституционного строя и правовым статусом личности, и, соответственно, не подлежащих произвольному изменению (в соответствии со ст. 135 Конституции РФ положения глав 1, 2 и 9 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием, требуется принятие новой Конституции) или изменяющихся в предельно усложненном порядке (в соответствии со ст. 156 Конституции Украины законопроект, вносящий изменения в раздел I «Общие положения» требует утверждения всеукраинским референдумом). Полагаем, данная ситуация оправдана, так как конституционные цели носят ценностный, системообразующий характер.
Таблица 1
Конституционные цели в текстах преамбул стран — участниц СНГ
№ п/п Государство Конституционные цели в тексте преамбулы
1 Азербайджанская Республика Обеспечение благополучия всех и каждого; утверждение справедливости, свободы и безопасности
2 Республика Армения Обеспечение свободы поколений, общего благосостояния, гражданского согласия
3 Республика Беларусь [17] Утверждение права и свободы каждого гражданина; обеспечение гражданского согласия, незыблемых устоев народовластия и правового государства
4 Республика Казахстан [18] Приверженность идеалам свободы, равенства и согласия; желание занять достойное место в мировом сообществе
5 Кыргызская Республика [19] Приверженность цели построения свободного и независимого демократического государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, здоровье, права и свободы; непоколебимая вера в будущее страны и твердую волю развивать и укреплять государственность, оберегать государственный суверенитет и единство народа, развивать его язык и культуру; стремление утвердить верховенство права, а также обеспечить социальную справедливость, экономическое благосостояние и духовное развитие народа
6 Республика Молдова [20] Стремление народа жить в суверенной стране; стремление к удовлетворению интересов граждан иного этнического происхождения, составляющих вместе с молдаванами народ Республики Молдова; признание правового государства, гражданского мира, демократия, достоинства человека, его прав и свобод, свободного развития человеческой личности, справедливости и политического плюрализма высшими ценностями
7 Российская Федерация [21] Утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия; сохранение исторически сложившегося государственного единства; возрождение суверенной государственности России и утверждение незыблемости ее демократической основы; стремление обеспечить благополучие и процветание России
8 Таджикистан [22] Необходимость обеспечения суверенитета и развития своего государства; признание незыблемых свобод и прав человека; уважение равноправия и дружбы всех наций и народностей; создание справедливого общества
9 Туркменистан [23] Охрана национальных ценностей и интересов; укрепление независимости, суверенитета, статуса постоянного нейтралитета; обеспечение гражданского мира и национального согласия в обществе; утверждение устоев народовластия и демократического, правового, светского государства
10 Узбекистан [24] Обеспечение достойной жизни гражданам республики; создание гуманного демократического правового государства; обеспечение гражданского мира и национального согласия
11 Украина [25] Забота об обеспечении прав и свобод человека и достойных условий его жизни; забота об укреплении гражданского согласия на земле Украины; стремление развивать и укреплять демократическое, социальное, правовое государство
Таблица 2
Терминология, используемая в конституциях стран — участниц СНГ
для закрепления приоритета прав и свобод человека и гражданина
№ п/п Конституционная формула Статья конституции
1 Высшая цель государства Конституция Азербайджанской Республики (ст. 12)
2 Высшая ценность Конституция Республики Казахстан (ч. 1 ст. 1);
Конституция Республики Молдова (ч. ст. 1);
Конституция Республики Таджикистан (ст. 5);
Конституция Туркменистана (ст. 3)
3 Высшей ценность и цель общества и государства Конституция Республики Беларусь (ст. 2, ст. 21)
4 Осуществление власти в интересах народа; благосостояния человека и общества Конституция Республики Узбекистан (ст. 7, ст. 14)
5 Высшая ценность; обязанность Конституция Российской Федерации (ст. 2);
Конституция Республики Армения (ч. 1, 2 ст. 3)
6 Наивысшая социальная ценность; содержание и направленность деятельности государства Конституция Украины (ст. 3)
Соответственно, и большинство конституционных реформ в странах — участницах СНГ носят, скорее, «технический», процедурный характер, редко затрагивая конституционные цели. Например, в части 3 статьи 2 Конституции Республики Казахстан были внесены изменения дважды: в 2017 году статья была дополнена пунктом 3.1, установившим особый правовой режим в финансовой сфере для столицы Казахстана [27], а в 2019 году было изменено наименование столицы [28]. Примечательно, что Закон Республики Казахстан от 10 марта 2017 года № 51-VI содержит двадцать пять пунктов поправок к Конституции. Заметим, что в Конституции Республики Казахстан не предусмотрена дифференциация способа внесения изменений в ее структурные элементы, но часть 2 статьи 91 называет неизменными некоторые ее содержательные элементы, в том числе — «основополагающие принципы деятельности Республики, заложенные Основателем независимого Казахстана, Первым Президентом Республики Казахстан — Елбасы».
Для большинства же стран подобные «масштабные» изменения текста конституции — явление нечастое, особенно при парламентском способе внесения изменений. В связи с этим следует предположить, что проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ № 885214-7 [29], которым предложены поправки в положения двадцати двух статей, неизбежно вызовет как минимум горячую дискуссию среди членов юридического сообщества. Бесспорно, система правового регулирования должна реагировать на изменяющиеся общественные отношения, но конституция — как стержень правовой системы государства — должна соответствовать признаку стабильности и обеспечивать реализацию закрепленных конституционных целей.
1. The U.S.A. Constitution. Roman Pashkov’s library of constitutions. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=168 (accessed 24.01.2020).
2. Shakhray S.M. Constitutional law of the Russian Federation: textbook for academic bachelor’s and master’s degrees. 4th ed., changed and added. Moscow: Statute Publ., 2017. 624 p.
3. Philosophical encyclopedic dictionary. Moscow: “Soviet encyclopedia” Publ., 1983. 840 p.
4. Udalov F.E., Alyokhina O.F., Gaponova O.S. Fundamentals of management: textbook. Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod state University Publ., 2013. 363 p.
5. Legal technology: a course of lectures / under the editorship of V.M. Baranov. Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod academy of the Ministry of the Interior of Russia Publ., 2015. 830 p.
6. Kireev V.V., Mayorov V.I. Strategy of constitutional development of modern Russia (values, goals, risks). Lex Russica (Russian law), 2017, no. 6 (127), pp. 68-74. (In Russ.)
7. Barashkov G.M. Constitutional purpose as a political-legal acts in the programmes of political parties. Izvestiya of Saratov University. New series. Series: Economics. Management. Righ, 2008, vol. 8, no. 1, pp. 49-52. (In Russ.)
8. About the development program of the Federal state Autonomous educational institution of higher professional education “North Caucasus Federal University” for 2012-2021: order of the Government of the Russian Federation of 28.05.2012 no. 854-R (ed. of 18.07.2015). Collection of legislative acts of the RF, 2012, no. 23, art. 3056. (In Russ.)
9. Methods of formation and development of professional culture of the state body (ed. by the Ministry of labor of Russia). The document was not published. Access from the reference legal system “ConsultantPlus” (accessed 24.01.2020). (In Russ.)
10. Constitution of the Republic of Armenia. Official website of the Government of the Republic of Armenia. URL: https://www.gov.am/u_files/file/Constitution/Constitution-nor.pdf (accessed 24.01.2020).
11. Shustrov D.G. Constitutional and legal regulation of goals, tasks and functions of the state. Bulletin of the Moscow University, 2010, no. 1, pp. 139-150. (In Russ.)
12. The U.S.A. Constitution. Official website of the faculty of History of Moscow state University after M.V. Lomonosov. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnstUS.htm (accessed 24.01.2020).
13. Constitution of the United States. The U.S. National Archives and Records Administration. URL: https://www.docsteach.org/documents/document/constitution (accessed 24.01.2020).
14. Historical background: The Commonwealth of independent states. The CIS Internet portal. URL: https://e-cis.info/page/3509/80648 (accessed 24.01.2020). (In Russ.)
15. Chirkin V.E. Comparative constitutional law: a textbook for undergraduates and postgraduates. Moscow: Law publishing house Publ., 2011. 400 p. (In Russ.)
16. Constitution of the Republic of Azerbaijan. Official website of the President of the Republic of Azerbaijan. URL: https://ru.president.az/azerbaijan/constitution (accessed 24.01.2020).
17. Constitution of the Republic of Belarus. National center of legal information of the Republic of Belarus. URL: http://www.pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus (accessed 24.01.2020).
18. Constitution of the Republic of Kazakhstan. Official website of the President of the Republic of Kazakhstan. URL: http://www.akorda.kz/ru/official_documents/constitution (accessed 24.01.2020).
19. Constitution of the Kyrgyz Republic. Centralized database of legal information of the Kyrgyz Republic Ministry of justice. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/202913/20?mode=tekst (accessed 24.01.2020).
20. Constitution of the Republic of Moldova. Official website of the Ministry of justice of the Republic of Moldova. URL: http://lex.justice.md/ru/311496 (accessed 24.01.2020).
21. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993) (as amended, amended Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation from 30.12.2008 no. 6-FKZ, from 30.12.2008 no. 7-FCL, from 05.02.2014 no. 2-FCL, from 21.07.2014 no. 11-FCL). Collection of legislative acts of the RF, 2014, no. 31, art. 4398. (In Russ.)
22. Constitution of the Republic of Tajikistan. Official website of the Ministry of justice of the Republic of Tajikistan. URL: https://adliya.tj/ru/constitution (accessed 24.01.2020).
23. Constitution of the Republic of Turkmenistan. State customs service of Turkmenistan. URL: https://customs.gov.tm/ru/laws/konstitutsiya-turkmenistana (accessed 24.01.2020).
24. Constitution of the Republic of Uzbekistan. URL: www.constitution.uz (accessed 24.01.2020).
25. Constitution of the Republic of Ukraine. Roman Pashkov’s library of constitutions. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=645 (accessed 24.01.2020). (In Russ.)
26. Osakwe K. Comparative law in schemes: General and special parts: educational and practical guide. Moscow: Delo Publ., 2000. 256 p. (In Russ.)
27. On amendments and additions to the Constitution of the Republic of Kazakhstan: law of the Republic of Kazakhstan of March 10, 2017 no. 51-VI. Kazakhstanskaya Pravda, 2017, no. 51 (28430).
28. On amendments to the Constitution of the Republic of Kazakhstan: law of the Republic of Kazakhstan of March 23, 2019 no. 238-VI. Kazakhstanskaya Pravda, 2019, no. 56 (28933).
29. Draft law of the Russian Federation on the amendment to the Constitution of the Russian Federation no. 885214-7 “On improving the regulation of certain issues of the public power organization”. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/885214-7 (accessed 26.01.2020). (In Russ.)