Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена феномену конституционных целей, синтезирующему цели принятия конституционного акта и высшие цели государства. Проведен сравнительно-правовой анализ конституций стран — участниц СНГ, исследованы их содержательные и технико-юридические особенности, кратко проанализированы способы изменения конституционных целей и специфика конституционных реформ в отдельных странах СНГ.

Ключевые слова:
конституционная цель, миссия, конституция, страны СНГ, конституционная реформа
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Конституция, как и любой нормативный правовой акт, принимается в определенных политических, экономических, социальных и прочих условиях, являясь, образно, продуктом своего времени. Очевидно, цели принятия конкретной конституции связаны с данными условиями, что находит непосредственное отражение в структуре и содержании основного закона государства. Классическим примером, подтверждающим данный тезис, является Конституция США 1787 года [1], не включившая в себя фактически ни одного раздела, регулирующего права и свободы человека и гражданина. Лишь в 1791 году вступили в силу первые девять поправок к конституции, получившие название «Билль о правах», закрепившие важнейшие личные и политические права граждан США. Подобная ситуация, полагаем, оправдана ключевой целью названного конституционного акта — утверждением государственного суверенитета и учреждением системы публичной власти.
Цель разработки и принятия юридического документа имеет определяющее значение для понимания его сущности. Как отмечает С.М. Шахрай, «ответ на вопрос о сущности и значении любого социального явления, как правило, рекомендуют искать в первопричинах его возникновения, а равно в характере и замысле тех, кто в нем заинтересован» [2]. Добавим, что цель как общефилософская категория тесно связана с такими категориями, как «результат» и «идеал». Так, философский энциклопедический словарь под целью предлагает понимать «один из элементов в мышлении человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств» [3, с. 763]. С точки зрения теории управления цель как общая характеристика организации определяет желаемые результаты деятельности организации и способы их достижения [4, с. 34].
Полагаем, что именно цель регулирующего воздействия является одной из самых стабильных составляющих правового акта, оставаясь неизменной с момента формирования идеи законопроекта, наряду с такими элементами идеи, как целесообразность документа, предмет и методы правового регулирования, ожидаемый результат [5, с. 334—335]. При этом следует согласиться с тезисом В.В. Киреева и В.И. Майорова о том, что конституция является документом, функционально устремленным в будущее [6, с. 72], то есть документом стратегического характера.
Термин «конституционные цели» нечасто используется в российской юридической литературе [см., например: 7], как правило — или без раскрытия содержания понятия, или в контексте конституционно-правового регулирования целей деятельности органов государственной власти и местного самоуправления либо институтов гражданского общества. На наш взгляд, конституционные цели — специальная категория, интегрирующая в себе два элемента: цель разработки и принятия конституционного акта, заложенная авторами проекта конституции, и цели государства, установленные нормами конституции как цели высшего порядка. Думается, наиболее близким по содержанию понятием является «миссия», которую обобщенно можно определить как основную высшую цель, иерархически стоящую выше цели и задач [8]. Так, миссию государственного органа представляют как «высшую цель, определяемую емко и одновременно кратко, мотивирующую гражданских служащих на достижение целей и задач государственного органа и удовлетворение потребностей граждан, организаций и общества» [9]. Примечательно, что в некоторых конституционных актах отражена сходная трактовка, например, в статье 87 Конституции Республики Армения [10] закреплена обязанность государственных органов и органов местного самоуправления реализовывать цели, установленные статьей 86 Конституции Республики Армения («Основные цели политики государства»).
Подобное понимание конституционных целей позволяет утверждать: конституционные цели содержатся во всех конституциях, независимо от их вида с точки зрения целеполагания, программного или констатирующего. Соответственно, отличиями будут содержание конституционных целей и приемы юридической техники, с помощью которых конституционные цели закреплены в текстах конституционных актов. Например, Д.Г. Шустров, анализируя конституционно-правовое регулирование целей государства, предложил выделять четыре приема такого регулирования: специальное регулирование; закрепление обязанностей государства в формулировках, семантически близких целям; закрепление высшей, основной цели; закрепление цели в конституционном определении государства [11, с. 141—143].
Полагаем предложенную классификацию как минимум неполной: фактически, автор предлагает рассматривать только прямой способ закрепления конституционных целей: когда термин «цель» либо «цели и обязанности» используются в тексте конституции. Очевидно, за рамками подобного подхода остаются конституционные цели, сформулированные косвенным образом. Более того, конституционные цели в значении цели принятия конституции, как правило, содержатся во вводной части конституции, менее формально структурированной и написанной торжественным стилем, где оборот «цели и задачи» вряд ли уместен.
Заметим, что этот факт следует учитывать при переводе конституций зарубежных стран. Так, в переводах преамбулы Конституции США можно встретить обороты «с целью образовать более совершенный Союз, установить правосудие…» [12] и «дабы образовать более совершенный Союз, установить правосудие…» [1], в то время как в тексте оригинала используется выражение «in order form a more perfect Union, establish Justice…» [13], где «in order to» — союз, переводимый как «чтобы, для того чтобы, дабы», а с учетом даты принятии конституции корректнее при переводе использовать союз «дабы».
В данной статье предложен анализ конституций стран — участниц Содружества независимых государств (далее — СНГ). Для целей данной статьи под странами — участницами СНГ предлагается понимать одиннадцать государств, подписавших Алма-Атинскую декларацию, а именно: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина [14]. Данная выборка обусловлена специфическим эклектичным характером конституций постсоциалистических стран. Как отмечал В.Е. Чиркин, конституции этого периода — «принципиально отринувшие тоталитарное «старое», но на деле сохраняющие его некоторые черты наряду с доминирующим «новым» [15, с. 47].
В преамбулах большинства конституций стран — участниц СНГ цели принятия конституций сформулированы косвенным образом и выявляются посредством морфологического анализа текста, в частности, когда использован глагол «стремиться» и его синонимы. Кроме того, используются и такие выражения, как «ставить задачу», «иметь целью», «подтверждать приверженность цели». Наиболее детально конституционные цели сформулированы в преамбуле Конституции Азербайджанской Республики [16], где называется шесть «высоких намерений», «во имя» которых принята Конституция, среди них — защита независимости, суверенитета и территориальной целостности Азербайджанской Республики; гарантирование демократического строя; достижение гражданского общества и т. д. Анализ конституций демонстрирует близость конституционных целей, закрепленных в преамбулах (см. табл. 1).
Фактически, преамбулы выбранных для анализа конституций содержат две конституционные цели: утверждение суверенитета и закрепление основных демократических ценностей, таких как народовластие, правовое государство, социальное государство, свобода и справедливость и т. д.
Говоря о конституционных целях в значении высших целей государства, следует отметить: принцип гуманизма, являющийся важнейшим элементом политической демократии [26, с. 92], диктует закрепление в конституциях постсоветских стран обеспечение прав и свобод человека и гражданина как конституционной цели государства. Тем не менее в конституциях стран — участниц СНГ используется разная терминология (см. табл. 2).
Подобная конструкция отсутствует лишь в тексте Конституции Кыргызской Республики, хотя в преамбуле в качестве одной из целей названо «построение свободного и независимого демократического государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, здоровье, права и свободы».
Закрепление в норме конституции высшей цели не отрицает использования в тексте конституции иных приемов. Так, глава 3 Конституции Армении устанавливает основные цели политики государства в экономической, социальной и культурной сферах, в частности, статья 86 называет шестнадцать основных целей политики государства. Часть 2 статьи 1 Конституции Республики Казахстана наряду с высшей целью называет «основополагающие принципы деятельности Республики», такие как общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм и т. д. Аналогичная терминология используется в Конституции Кыргызской Республики, статья 3 которой закрепляет принципы государственной власти в Кыргызской Республике. Примечательно, что пункт 3 статьи 3 Конституции Кыргызской Республики подчеркивает осуществление полномочий государственных и муниципальных органов в интересах народа — то есть используется косвенный способ регламентации конституционной цели. В статье 17 Конституции Украины, в свою очередь, названы функции государства, к которым отнесены защита суверенитета и территориальной целостности Украины, обеспечение ее экономической и информационной безопасности.
Необходимо отметить следующий момент: конституционные цели закрепляются в преамбулах, механизм внесения изменений в которые не предусмотрен, либо в первой или второй главе конституции, регулирующих вопросы, связанные с основами конституционного строя и правовым статусом личности, и, соответственно, не подлежащих произвольному изменению (в соответствии со ст. 135 Конституции РФ положения глав 1, 2 и 9 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием, требуется принятие новой Конституции) или изменяющихся в предельно усложненном порядке (в соответствии со ст. 156 Конституции Украины законопроект, вносящий изменения в раздел I «Общие положения» требует утверждения всеукраинским референдумом). Полагаем, данная ситуация оправдана, так как конституционные цели носят ценностный, системообразующий характер.

Таблица 1
Конституционные цели в текстах преамбул стран — участниц СНГ
№ п/п    Государство    Конституционные цели в тексте преамбулы
1    Азербайджанская Республика    Обеспечение благополучия всех и каждого; утверждение справедливости, свободы и безопасности
2    Республика Армения    Обеспечение свободы поколений, общего благосостояния, гражданского согласия
3    Республика Беларусь [17]    Утверждение права и свободы каждого гражданина; обеспечение гражданского согласия, незыблемых устоев народовластия и правового государства
4    Республика Казахстан [18]    Приверженность идеалам свободы, равенства и согласия; желание занять достойное место в мировом сообществе
5    Кыргызская Рес­публика [19]    Приверженность цели построения свободного и независимого демократического государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, здоровье, права и свободы; непоколебимая вера в будущее страны и твердую волю развивать и укреплять государственность, оберегать государственный суверенитет и единство народа, развивать его язык и культуру; стремление утвердить верховенство права, а также обеспечить социальную справедливость, экономическое благосостояние и духовное развитие народа
6    Республика Молдова [20]    Стремление народа жить в суверенной стране; стремление к удовлетворению интересов граждан иного этнического происхождения, составляющих вместе с молдаванами народ Республики Молдова; признание правового государства, гражданского мира, демократия, достоинства человека, его прав и свобод, свободного развития человеческой личности, справедливости и политического плюрализма высшими ценностями
7    Российская Федерация [21]    Утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия; сохранение исторически сложившегося государственного единства; возрождение суверенной государственности России и утверждение незыблемости ее демократической основы; стремление обеспечить благополучие и процветание России
8    Таджикистан [22]    Необходимость обеспечения суверенитета и развития своего государства; признание незыблемых свобод и прав человека; уважение равноправия и дружбы всех наций и народностей; создание справедливого общества
9    Туркменистан [23]    Охрана национальных ценностей и интересов; укрепление независимости, суверенитета, статуса постоянного нейтралитета; обеспечение гражданского мира и национального согласия в обществе; утверждение устоев народовластия и демократического, правового, светского государства
10    Узбекистан [24]    Обеспечение достойной жизни гражданам республики; создание гуманного демократического правового государства; обеспечение гражданского мира и национального согласия 
11    Украина [25]    Забота об обеспечении прав и свобод человека и достойных условий его жизни; забота об укреплении гражданского согласия на земле Украины; стремление развивать и укреплять демократическое, социальное, правовое государство

Таблица 2
Терминология, используемая в конституциях стран — участниц СНГ
для закрепления приоритета прав и свобод человека и гражданина
№ п/п    Конституционная формула    Статья конституции
1    Высшая цель государства     Конституция Азербайджанской Республики (ст. 12)
2    Высшая ценность    Конституция Республики Казахстан (ч. 1 ст. 1);
Конституция Республики Молдова (ч. ст. 1);
Конституция Республики Таджикистан (ст. 5);
Конституция Туркменистана (ст. 3)
3    Высшей ценность и цель общества и государства    Конституция Республики Беларусь (ст. 2, ст. 21)
4    Осуществление власти в интересах народа; благосостояния человека и общества    Конституция Республики Узбекистан (ст. 7, ст. 14)
5    Высшая ценность; обязанность    Конституция Российской Федерации (ст. 2);
Конституция Республики Армения (ч. 1, 2 ст. 3)
6    Наивысшая социальная ценность; содержание и направленность деятельности государства    Конституция Украины (ст. 3)

Соответственно, и большинство конституционных реформ в странах — участницах СНГ носят, скорее, «технический», процедурный характер, редко затрагивая конституционные цели. Например, в части 3 статьи 2 Конституции Республики Казахстан были внесены изменения дважды: в 2017 году статья была дополнена пунктом 3.1, установившим особый правовой режим в финансовой сфере для столицы Казахстана [27], а в 2019 году было изменено наименование столицы [28]. Примечательно, что Закон Республики Казахстан от 10 марта 2017 года № 51-VI содержит двадцать пять пунктов поправок к Конституции. Заметим, что в Конституции Республики Казахстан не предусмотрена дифференциация способа внесения изменений в ее структурные элементы, но часть 2 статьи 91 называет неизменными некоторые ее содержательные элементы, в том числе — «основополагающие принципы деятельности Республики, заложенные Основателем независимого Казахстана, Первым Президентом Республики Казахстан — Елбасы».
Для большинства же стран подобные «масштабные» изменения текста конституции — явление нечастое, особенно при парламентском способе внесения изменений. В связи с этим следует предположить, что проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ № 885214-7 [29], которым предложены поправки в положения двадцати двух статей, неизбежно вызовет как минимум горячую дискуссию среди членов юридического сообщества. Бесспорно, система правового регулирования должна реагировать на изменяющиеся общественные отношения, но конституция — как стержень правовой системы государства — должна соответствовать признаку стабильности и обеспечивать реализацию закрепленных конституционных целей.

Список литературы

1. Конституция США // Библиотека конституций Пашкова Романа. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=168 (дата обращения: 24.01.2020).

2. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. 624 с.

3. Философский энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1983. 840 с.

4. Удалов Ф.Е., Алёхина О.Ф., Гапонова О.С. Основы менеджмента: учебное пособие. Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2013. 363 с.

5. Юридическая техника: курс лекций / под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород: НА МВД России, 2015. 830 с.

6. Киреев В.В., Майоров В.И. Стратегия конституционного развития современной России (ценности, цели, риски) // Lex Russica (Русский закон). 2017. № 6 (127). С. 68-74.

7. Барашков Г.М. Конституционные цели как политико-правовые акты в программах политических партий // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2008. Т. 8. № 1. С. 49-52.

8. О программе развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет» на 2012-2021 годы: распоряжение Правительства РФ от 28 мая 2012 г. № 854-р (ред. от 18.07.2015) // Собрание законодательства РФ. 2012. № 23, ст. 3056.

9. Методика формирования и развития профессиональной культуры государственного органа (утв. Минтрудом России). Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.01.2020).

10. Конституция Республики Армения // Официальный сайт Правительства Республики Армения. URL: https://www.gov.am/u_files/file/Constitution/Constitution-nor.pdf (дата обращения: 24.01.2020).

11. Шустров Д.Г. Конституционно-правовое регулирование целей, задач и функций государства // Вестник Московского университета. 2010. № 1. С. 139-150.

12. Конституция США // Официальный сайт Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/ cnstUS.htm (дата обращения: 24.01.2020).

13. Constitution of the United States // The U.S. National Archives and Records Administration. URL: https://www.docsteach.org/documents/document/constitution (дата обращения: 24.01.2020).

14. Историческая справка: Содружество независимых государств // Интернет-портал СНГ. URL: https://e-cis.info/page/3509/80648 (дата обращения: 24.01.2020).

15. Чиркин В.Е. Сравнительное конституционное право: учебное пособие для магистрантов и аспирантов. М.: ИД «Юриспруденция», 2011. 400 с.

16. Конституция Азербайджанской Республики // Официальный сайт Президента Азербайджанской Республики. URL: https://ru.president.az/azerbaijan/constitution (дата обращения: 24.01.2020).

17. Конституция Республики Беларусь // Национальный центр правовой информации Рес­публики Беларусь. URL: http://www.pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus (дата обращения: 24.01.2020).

18. Конституция Республики Казахстан // Официальный сайт Президента Республики Казахстан. URL: http://www.akorda.kz/ru/official_documents/constitution (дата обращения: 24.01.2020).

19. Конституция Кыргызской Республики // Централизованный банк данных правовой информации Министерства юстиции Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/202913/20?mode=tekst (дата обращения: 24.01.2020).

20. Конституция Республики Молдова // Официальный сайт Министерства юстиции Республики Молдова. URL: http://lex.justice.md/ ru/311496 (дата обращения: 24.01.2020).

21. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31, ст. 4398.

22. Конституция Республики Таджикистан // Официальный сайт Министерства юстиции Республики Таджикистан. URL: https://adliya.tj/ru/constitution (дата обращения: 24.01.2020).

23. Конституция Республики Туркменистан // Государственная таможенная служба Туркменистана. URL: https://customs.gov.tm/ru/laws/konstitutsiya-turkmenistana (дата обращения: 24.01.2020).

24. Конституция Республики Узбекистан. URL: www.constitution.uz (дата обращения: 24.01.2020).

25. Конституция Республики Украина // Библио­тека конституций Пашкова Романа. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=645 (дата обращения: 24.01.2020).

26. Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах: общая и особенная части: учебно-практическое пособие. М.: Дело, 2000. 256 с.

27. О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан: закон Республики Казахстан от 10 марта 2017 г. № 51-VI // Казахстанская правда. 2017. № 51 (28430).

28. О внесении изменений в Конституцию Рес­публики Казахстан: закон Республики Казахстан от 23 марта 2019 г. № 238-VI // Казахстанская правда. 2019. № 56 (28933).

29. Проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации № 885214-7 «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» // СОЗД ГАС «Законотворчество». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/885214-7 (дата обращения: 26.01.2020).


Войти или Создать
* Забыли пароль?