Russian Federation
Russian Federation
UDK 34 Право. Юридические науки
GRNTI 10.01 Общие вопросы
The article discusses the legal aspects of the spiritual and moral safety of employees of internal affairs bodies, cadets (students) of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author pays special attention to the legal consolidation of this problem in Russian legislation.
values, spirituality, morality, spiritual and moral security, professional and moral deformation
В современном мире в связи с появлением новых форм и средств воздействия на индивидуальное, групповое и массовое сознание все чаще обращаются к понятию духовно-нравственной безопасности, к внутренним личностным характеристикам, позволяющим человеку самому обеспечивать собственную безопасность.
Понятие духовно-нравственной безопасности занимает устойчивое положение в системе национальной безопасности нашей страны. Между тем в контексте современных вызовов следует рассматривать не только нравственный аспект данного понятия, но так же и правовой. Вопросам нормативного закрепления духовно-нравственной безопасности в российском праве посвящена данная статья.
Обращаясь к понятию духовно-нравственной безопасности, следует согласиться с мнением П.Н. Беспаленко, который определяет ее как «качественную характеристику состояния общества в аспекте его духовно-нравственной и мировоззренческой состоятельности, потенциала базовых целей и ценностей, баланса индивидуальных, групповых и социетальных интересов, функциональной согласованности политических институтов, идеологии и культуры» [1, с. 13]. Между тем ряд ученых полагают, что научный анализ данного понятия характеризуется «содержательной поверхностью» [2, с. 95]. С понятием «духовно-нравственная безопасность» тесным образом связано понятие духовности, которое рассматривается как «свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными» [3, с. 284]. Духовность — важнейшее качество современного человека, занимающее центральное место в его системе ценностей, значимых объектов.
Обращает внимание тот факт, что проблема формирования, защиты традиционных ценностей в нашей стране нашла нормативное закрепление в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ 31 декабря 2015 года № 683 (далее — Стратегия) [4]. Следует признать, что напрямую в Стратегии не раскрывается понятие духовно-нравственной безопасности, однако сущностная природа этого понятия содержится во всех компонентах национальной безопасности и определяется как способность к защите, сохранению и укреплению нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного, духовного и научного потенциала страны. Таким образом, Стратегия относит проблемы, связанные с духовно-нравственной безопасностью, к культурной сфере, а также к сфере образования и науки.
Рассмотрим проблему формирования духовно-нравственной безопасности в системе подготовки сотрудников органов внутренних дел в образовательных организациях МВД России.
Субъектами духовно-нравственной безопасности являются сотрудники органов внутренних дел (ОВД), правовой статус которых закреплен нормативно правовыми актами России. Сложная система подбора и расстановки кадров для ОВД по своей сути является правовой основой духовно-нравственной безопасности сотрудников, так как позволяет из общего числа кандидатов, претендующих на замещение должностей младшего, среднего и старшего начальствующего состава выбрать наиболее устойчивых в духовно-нравственных качествах.
Этим же целям служит система подготовки сотрудников органов внутренних дел в образовательных организациях МВД России. Итогом такой подготовки является в том числе духовно-нравственная безопасность сотрудника органов внутренних дел, поскольку неподготовленные сотрудники не имеют таких навыков, а значит — не защищены.
Указанные факторы не имеют аналогов в системе подготовки кадров гражданских вузов, хотя тенденция духовно-нравственной безопасности закреплена нормативно (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ), в части формирования традиционных ценностей у современной молодежи.
Источниками духовно-нравственной безопасности современного сотрудника ОВД являются в том числе традиции, сложившиеся в служебных коллективах ОВД. К их числу следует отнести институты наставничества, кураторства и иные формы индивидуально-воспитательной работы, которые приводят к формированию и укреплению духовно-нравственных начал. Все они нашли нормативное закрепление в российском законодательстве, например, в федеральных законах «О полиции», «О службе в ОВД» и других нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность органов внутренних дел.
Угрозами национальной безопасности в области культуры, согласно Стратегии, являются размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры), пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости, а также снижение роли русского языка в мире, качества его преподавания в России и за рубежом, попытки фальсификации российской и мировой истории, противоправные посягательства на объекты культуры [4].
Формирование духовно-нравственной безопасности курсантов (слушателей) образовательных организаций МВД России представляет собой многоуровневую систему усвоения основных ценностей, закрепленных в том числе в Стратегии. В ней среди общих духовно-нравственных ценностей, формирующих фундамент государственности, перечислены свобода и независимость России, гуманизм, межнациональный мир и согласие, единство культур многонационального народа Российской Федерации, уважение семейных и конфессиональных традиций, патриотизм. К традиционным российским духовно-нравственным ценностям Стратегия относит приоритет духовного над материальным, защиту человеческой жизни, прав и свобод человека, ценности семьи, созидательного труда, служения Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины.
Все вышеперечисленное можно обобщить и свести к определению морального облика сотрудника ОВД, который в научной литературе определяется как совокупность нравственных качеств, характеризующих уровень морального сознания и нравственного поведения сотрудника, которая находит внешнее выражение в нравственных отношениях сотрудника полиции [5, с. 137].
Духовно-нравственная сфера в деятельности современного сотрудника органов внутренних дел наиболее уязвима, так как требует пристального внимания как со стороны общества, так и со стороны самого сотрудника. Это можно проиллюстрировать на примере преодоления, профилактики профессионально-нравственной деформации сотрудника ОВД.
Профессионально-нравственная деформация является межотраслевым понятием, подробно изученным в таких науках, как психология, этика, социология и др.
Профессионально-нравственная деформация сотрудника ОВД существует объективно («бывших полицейских не бывает»), но все же основным показателем ее является кризис духовно-нравственного развития сотрудника органов внутренних дел, оскудение его духовно-нравственных качеств, что, безусловно, свидетельствует в том числе и об уровне духовно-нравственной защищенности сотрудника. Низкий уровень духовно-нравственной защищенности некоторых сотрудников ОВД подтверждается на практике нарушением служебной дисциплины и законности, совершением преступлений. Сотрудники с должным уровнем духовно-нравственной безопасности честно и добросовестно выполняют свой профессиональный долг, приумножают и поддерживают традиции органов внутренних дел, основные традиционные ценности России.
Таким образом, духовно-нравственная безопасность современного сотрудника органов внутренних дел является показателем духовно-нравственного благополучия органов внутренних дел и общества в целом, эффективной защиты прав и свобод человека и гражданина, укрепления дисциплины, законности и правопорядка.
1. Bespalenko P.N. Spiritual security in the national security system of modern Russia: problems of institutionalization and decision models. Author’s abstract... doctor of political sciences. Rostov on Don, 2009. (In Russ.)
2. Saenko N.R., Saenko A.V. Spiritual security as a component of the national security of Russia. Successes of modern sciences, 2016, no.1, pp. 94-97. (In Russ.)
3. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Explanatory Dictionary of the Russian Language. Moscow, 2009, pp. 284. (In Russ.)
4. Collection of legislative acts of the RF, 2016, no. 1, part. II, art. 212. (In Russ.)
5. Rusakova N.G. Formation of the moral character of a modern policeman. Social transformations and social problems. Collection of Scientific Papers / ed. by D.A. Shpilev. Issue 17. Nizhny Novgorod: NISOTS Publ., 2017. Pp. 137-147. (In Russ.)