LEGISLATIVE MEASURES TO IMPROVE THE ECONOMIC SECURITY OF ENTERPRISES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN MODERN CONDITIONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article discusses the implementation of the digital economy in Russia related to the economic security of our country. The digital economy brings both substantial positive results and many problems. The article shows main advantages and disadvantages of the introduction of the digital economy and the conclusion about the necessity of their joint consideration in the implementation of digital projects in the Russian economy to ensure the economic security of the state.

Keywords:
digital economics, risk, risk management, economic security, sanctions
Text
Publication text (PDF): Read Download

В настоящее время в условиях введения экономических санкций при противостоянии двух сверхдержав наиболее актуальными являются угрозы и риски экономической безопасности предприятий, которые условно можно разделить на внутренние и внешние.
Вопросы экономической безопасности России определены в Указе Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» и Указе Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
К угрозам экономической безопасности относятся низкая конкурентоспособность экономики, сохранение экспортно-сырьевой модели развития, отставание в разработке и внедрении перспективных передовых технологий, уязвимость национальной финансовой системы от действий нерезидентов и спекулятивного иностранного капитала, уязвимость национальной инфраструктуры, неустойчивость национальной бюджетной системы, сохранение условий для коррупции и криминализации экономических и финансовых отношений, укрепления недобросовестной конкуренции относительно России [1; 2].
К внутренним угрозам можно отнести высокий уровень коррупции российской экономики, антиконкурентные соглашения и картели, информационную безопасность и высокую стоимость финансовых ресурсов.
Коррупция оценивается по индексу восприятия коррупции (ИВК). Индекс восприятия коррупции составляется на основании опросов экспертов и предпринимателей, проведенных независимыми организациями по всему миру. В рамках индекса коррупция определяется как любые злоупотребления служебным положением в целях личной выгоды.
В 2017 году Россия набрала 29 баллов из 100 и заняла 135-е место из 180. По сравнению с предыдущими периодами, ситуация кардинально не изменилась. Так, в 2016 году Россия занимала 131-е место из 176, а в 2015 году — 119-е из 168, что соответствует ИВК в таких странах, как Доминиканская Республика, Гондурас, Лаос, Мексика, Папуа — Новая Гвинея и Парагвай.
Неконкурентные соглашения и картели чаще всего причиняют вред интересам государства в сфере обеспечения экономической безопасности. Они подрывают не только основные принципы рыночной экономики, лишая в долгосрочной перспективе конкурентоспособности товары и услуги, сделанные в стране, но очень часто включают компонент коррупции и довольно часто — в стратегически важных областях экономики. Войдя в такое соглашение, формально независимые предприятия ассимилируются к монополиям, появляющимся от индивидуального поведения на рынке и конкуренции с конкурентами [3].
Общественная опасность неконкурентных соглашений заключается в ограничении соревнования заключением незаконных соглашений, направленных на ущемление интересов потребителей и извлечение несправедливой избыточной прибыли. Последствия существования неконкурентных соглашений — искусственное увеличение цен, отсутствие новых лучших товаров, меньший выбор товаров, отсутствие в экономических предприятиях побуждений для развития, инноваций, увеличения эффективности, предотвращения на рынке новых игроков, застой рынка.
Информационная безопасность является краеугольным камнем экономической безопасности. Процент присутствия информационных технологий в операционных процессах и темпы их развития позволяют с уверенностью утверждать, что скорость, производительность и безопасность информационных систем определяют эффективность деятельности предприятия. Информационные технологии пронизывают все текущие хозяйственные процессы предприятия. В связи с этим несанкционированный доступ третьих лиц к работе информационных систем предприятия с целью противоправных действий может частично или полностью парализовать процессы основной деятельности предприятия. Это приведет к колоссальным убыткам, утечке конфиденциальной информации и репутационным рискам. Поэтому расходы на информационные технологии ведущих предприятий России весьма значительны (см. таблицу).
Таблица
Расходы на информационные технологии ведущих предприятий России, млрд руб.
№    Компания    2016    2017    Сектор
1    Сбербанк    89,3    105    Финансы
2    Газпром    80    85    Нефтегаз
3    Лукойл    77    80    Нефтегаз
4    Роснефть    62    70    Нефтегаз
5    Ростех    38    44    Машиностроение
6    г. Москва    32,1    45,7    Госсектор


Доступ к финансовым ресурсам и высокая стоимость привлекаемых денег замедляют рост производительности труда, модернизацию предприятий и внедрение современных технологий.
К внешним угрозам и рискам относятся:
1. Экономические санкции в отношении предприятий и акционеров.
2. Преобладание сырьевых товаров в структуре экспорта.
3. Зависимость страны от импорта многих видов продукции, в том числе стратегического значения.
4. Неразвитость современной организационной, финансовой и информационной инфраструктуры поддержки экспорта и рационализации структуры импорта.
5. Приобретение иностранными фирмами российских предприятий для последующего вытеснения отечественной продукции как с внутреннего, так и с внешнего рынков.
6. Дискриминационные меры зарубежных стран либо их сообществ во внешнеэкономических отношениях с Россией.
Для устранения внешних угроз и снижения рисков используют законодательные, финансовые, налоговые и таможенные меры и механизмы.
Федеральный закон от 31 декабря 2017 года № 481-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрел внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, касающиеся:
— отказа от публикации информации о залогодержателе в информационно-телекоммуникационной сети;
— освобождения от обязанности раскрывать и (или) предоставлять информацию, касающуюся крупных сделок;
— права эмитентов не осуществлять раскрытие информации;
— неразмещения сведений ЕГРЮЛ о юридических лицах;
— установления ограничения на передачу источниками формирования кредитной истории информации в бюро кредитных историй;
— ограничения на предоставление информации аудитором;
— нераскрытия консолидированной отчетности;
— неразмещения в единой информационной системе информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор;
— введения системы уполномоченных банков [4—9].
Подзаконные акты детализируют порядок и возможности неразмещения на официальных сайтах информации о товарах, работах, услугах, которая может угрожать экономической безопасности Российской Федерации.
Финансовые механизмы предусматривают рефинансирование кредитов, предоставление краткосрочной ликвидности, возможность кредитования предприятия без учетов нормативов ЦБ, получение госзаказов на особых условиях, осуществление закупки для государственных нужд у единственного поставщика, определенного Указом или распоряжением Президента РФ, либо в случаях, установленных поручениями Президента РФ. Кроме этого, используются меры государственной поддержки предприятия в форме выкупа акций государством и закупка продукции для Федерального агентства государственного резерва (Росрезерва).
Налоговые и таможенные льготы предусматривают регулирование таможенных пошлин, акцизов и налоговых ставок в пользу предприятий, находящихся под экономическими санкциями.
Заградительные меры на импорт ряда товаров предусматривают ограничение на ввоз продукции в Российскую Федерацию, конкурирующей с аналогичными товарами российских производителей, попавших под экономические санкции.
Увеличению экономической безопасности могут способствовать развитие стратегических союзов и создание совместных предприятий с ключевым бизнесом представителей сообщества тех стран, которые вводят ограничения и экономические санкции. Таким образом, могут быть созданы четыре вида стратегических союзов: союзы с акционерным участием в существующих предприятиях; стратегические союзы с созданием новых компаний (совместные предприятия); консорциумы для внедрения инвестиционных проектов; союзы со слабым сотрудничеством [10].
Для прогноза и планирования экономической деятельности предприятий необходимо обратить особое внимание на применение превентивных мер, таких как контроль факторов, определяющих угрозы экономического развития безопасности критериев и параметров (пороговые значения) экономической безопасности, и использовать инструменты управления рисками [11].
Таким образом, комплекс рассмотренных мер и механизмов позволяет существенно повысить экономическую безопасность предприятий Российской Федерации и противостоять внешним угрозам при усилении недобросовестной конкуренции в отношении России.

References

1. On the National Security Strategy of the Russian Federation: decree of the President of the Russian Federation of December 31, 2015 no. 683. Collection of legislative acts of the RF, 2016, no. 1, part II, art. 212. (In Russ.)

2. On the Strategy for economic security of the russian federation for the period until 2030: decree of the President of the Russian Federation of May 13, 2017 no. 208. Collection of legislative acts of the RF, 2017, no. 20, art. 2902. (In Russ.)

3. Cartels and other anticompetitive agreements. Problems of prevention, suppression and responsibility: collection of scientific articles and abstracts / ed. I.U. Artemyev, A.G. Lisitsina-Svetlana. Moscow, 2017. 488 p. (In Russ.)

4. On the introduction of amendments to certain legislative acts of the Russian Federation: federal Law of December 31, 2017 no. 481. Collection of legislative acts of the RF, 2018, no. 1, part I, art. 65. (In Russ.)

5. On approval of the list of services for the transport of goods of the first class of danger, weapons, weapons and military equipment, the information on the purchase of which is not permitted by the state secret, but are not subject to posting on the official website: order of the Government of the Russian Federation of October 19, 2017 no. 2298-r. Access from the reference legal system “Garant” (accessed 11.11.2019). (In Russ.)

6. On approval of the list of goods, works, services in the production of bank notes, change coins, forms of identity documents for citizens of the Russian Federation on the territory of the Russian Federation and beyond, state securities, excise and special stamps, postage stamps, forms documents of strict accounting and reporting, the form of which is approved by the President of the Russian Federation, the Government of the Russian Federation or federal executive bodies, as well as personalization, x Information on procurement, which does not allow state secrets, but which are not subject to placement in a single information system in the field of procurement, works and services for provision of state and municipal needs: order of the Government of the Russian Federation of September 27, 2016 no. 2027-r. Access from the reference legal system “Garant” (accessed 11.11.2019). (In Russ.)

7. On approval of the list of goods, works, services in the sphere of nuclear energy use, information on purchases that do not permit state secrets, but which are not subject to posting on the official website: order of the Government of the Russian Federation of December 24, 2015 no. 2662-r (as amended on 28.03. 2016). Access from the reference legal system “Garant” (accessed 11.11.2019). (In Russ.)

8. On approval of the list of services in the insurance sector (see Section «Finance and Credit»): order of the Government of the Russian Federation of April 23, 2013 no. 671-r (as amended on 26.02.2016). Access from the reference legal system “Garant” (accessed 11.11.2019). (In Russ.)

9. On approval of the list of goods, works, services in the field of space activities, information on procurement that does not permit state secrets, but not subject to placement in a single information system in the procurement of goods, works, services to ensure state and municipal needs: Order of the Government of the Russian Federation of June 30, 2015 no. 1247-r (as amendet on 06.11.2015). Access from the reference legal system “Garant” (accessed 11.11.2019). (In Russ.)

10. Hamel G., Prahalad K.K. Strategic alliances / the lane with English. Moscow, 2008. (In Russ.)

11. Golubev S.S., Chebotarev S.S. Normative-legal and methodical measures. Legal science and practice: Journal of Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia, 2018, no. 1 (41), pp. 127-132. (In Russ.)


Login or Create
* Forgot password?