сотрудник
УДК 34 Право. Юридические науки
ГРНТИ 10.01 Общие вопросы
В статье рассматриваются законодательные меры противодействия внешним и внутренним угрозам экономической безопасности предприятий. Совокупность принимаемых мер позволяет снизить негативное влияние внешних экономических факторов, направленных на подрыв и дестабилизацию экономической системы государства через применение экономических санкций к коммерческим предприятиям и акционерам.
законодательные меры, риск, управление рисками, меры экономической безопасности, санкции
В настоящее время в условиях введения экономических санкций при противостоянии двух сверхдержав наиболее актуальными являются угрозы и риски экономической безопасности предприятий, которые условно можно разделить на внутренние и внешние.
Вопросы экономической безопасности России определены в Указе Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» и Указе Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
К угрозам экономической безопасности относятся низкая конкурентоспособность экономики, сохранение экспортно-сырьевой модели развития, отставание в разработке и внедрении перспективных передовых технологий, уязвимость национальной финансовой системы от действий нерезидентов и спекулятивного иностранного капитала, уязвимость национальной инфраструктуры, неустойчивость национальной бюджетной системы, сохранение условий для коррупции и криминализации экономических и финансовых отношений, укрепления недобросовестной конкуренции относительно России [1; 2].
К внутренним угрозам можно отнести высокий уровень коррупции российской экономики, антиконкурентные соглашения и картели, информационную безопасность и высокую стоимость финансовых ресурсов.
Коррупция оценивается по индексу восприятия коррупции (ИВК). Индекс восприятия коррупции составляется на основании опросов экспертов и предпринимателей, проведенных независимыми организациями по всему миру. В рамках индекса коррупция определяется как любые злоупотребления служебным положением в целях личной выгоды.
В 2017 году Россия набрала 29 баллов из 100 и заняла 135-е место из 180. По сравнению с предыдущими периодами, ситуация кардинально не изменилась. Так, в 2016 году Россия занимала 131-е место из 176, а в 2015 году — 119-е из 168, что соответствует ИВК в таких странах, как Доминиканская Республика, Гондурас, Лаос, Мексика, Папуа — Новая Гвинея и Парагвай.
Неконкурентные соглашения и картели чаще всего причиняют вред интересам государства в сфере обеспечения экономической безопасности. Они подрывают не только основные принципы рыночной экономики, лишая в долгосрочной перспективе конкурентоспособности товары и услуги, сделанные в стране, но очень часто включают компонент коррупции и довольно часто — в стратегически важных областях экономики. Войдя в такое соглашение, формально независимые предприятия ассимилируются к монополиям, появляющимся от индивидуального поведения на рынке и конкуренции с конкурентами [3].
Общественная опасность неконкурентных соглашений заключается в ограничении соревнования заключением незаконных соглашений, направленных на ущемление интересов потребителей и извлечение несправедливой избыточной прибыли. Последствия существования неконкурентных соглашений — искусственное увеличение цен, отсутствие новых лучших товаров, меньший выбор товаров, отсутствие в экономических предприятиях побуждений для развития, инноваций, увеличения эффективности, предотвращения на рынке новых игроков, застой рынка.
Информационная безопасность является краеугольным камнем экономической безопасности. Процент присутствия информационных технологий в операционных процессах и темпы их развития позволяют с уверенностью утверждать, что скорость, производительность и безопасность информационных систем определяют эффективность деятельности предприятия. Информационные технологии пронизывают все текущие хозяйственные процессы предприятия. В связи с этим несанкционированный доступ третьих лиц к работе информационных систем предприятия с целью противоправных действий может частично или полностью парализовать процессы основной деятельности предприятия. Это приведет к колоссальным убыткам, утечке конфиденциальной информации и репутационным рискам. Поэтому расходы на информационные технологии ведущих предприятий России весьма значительны (см. таблицу).
Таблица
Расходы на информационные технологии ведущих предприятий России, млрд руб.
№ Компания 2016 2017 Сектор
1 Сбербанк 89,3 105 Финансы
2 Газпром 80 85 Нефтегаз
3 Лукойл 77 80 Нефтегаз
4 Роснефть 62 70 Нефтегаз
5 Ростех 38 44 Машиностроение
6 г. Москва 32,1 45,7 Госсектор
Доступ к финансовым ресурсам и высокая стоимость привлекаемых денег замедляют рост производительности труда, модернизацию предприятий и внедрение современных технологий.
К внешним угрозам и рискам относятся:
1. Экономические санкции в отношении предприятий и акционеров.
2. Преобладание сырьевых товаров в структуре экспорта.
3. Зависимость страны от импорта многих видов продукции, в том числе стратегического значения.
4. Неразвитость современной организационной, финансовой и информационной инфраструктуры поддержки экспорта и рационализации структуры импорта.
5. Приобретение иностранными фирмами российских предприятий для последующего вытеснения отечественной продукции как с внутреннего, так и с внешнего рынков.
6. Дискриминационные меры зарубежных стран либо их сообществ во внешнеэкономических отношениях с Россией.
Для устранения внешних угроз и снижения рисков используют законодательные, финансовые, налоговые и таможенные меры и механизмы.
Федеральный закон от 31 декабря 2017 года № 481-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрел внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, касающиеся:
— отказа от публикации информации о залогодержателе в информационно-телекоммуникационной сети;
— освобождения от обязанности раскрывать и (или) предоставлять информацию, касающуюся крупных сделок;
— права эмитентов не осуществлять раскрытие информации;
— неразмещения сведений ЕГРЮЛ о юридических лицах;
— установления ограничения на передачу источниками формирования кредитной истории информации в бюро кредитных историй;
— ограничения на предоставление информации аудитором;
— нераскрытия консолидированной отчетности;
— неразмещения в единой информационной системе информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор;
— введения системы уполномоченных банков [4—9].
Подзаконные акты детализируют порядок и возможности неразмещения на официальных сайтах информации о товарах, работах, услугах, которая может угрожать экономической безопасности Российской Федерации.
Финансовые механизмы предусматривают рефинансирование кредитов, предоставление краткосрочной ликвидности, возможность кредитования предприятия без учетов нормативов ЦБ, получение госзаказов на особых условиях, осуществление закупки для государственных нужд у единственного поставщика, определенного Указом или распоряжением Президента РФ, либо в случаях, установленных поручениями Президента РФ. Кроме этого, используются меры государственной поддержки предприятия в форме выкупа акций государством и закупка продукции для Федерального агентства государственного резерва (Росрезерва).
Налоговые и таможенные льготы предусматривают регулирование таможенных пошлин, акцизов и налоговых ставок в пользу предприятий, находящихся под экономическими санкциями.
Заградительные меры на импорт ряда товаров предусматривают ограничение на ввоз продукции в Российскую Федерацию, конкурирующей с аналогичными товарами российских производителей, попавших под экономические санкции.
Увеличению экономической безопасности могут способствовать развитие стратегических союзов и создание совместных предприятий с ключевым бизнесом представителей сообщества тех стран, которые вводят ограничения и экономические санкции. Таким образом, могут быть созданы четыре вида стратегических союзов: союзы с акционерным участием в существующих предприятиях; стратегические союзы с созданием новых компаний (совместные предприятия); консорциумы для внедрения инвестиционных проектов; союзы со слабым сотрудничеством [10].
Для прогноза и планирования экономической деятельности предприятий необходимо обратить особое внимание на применение превентивных мер, таких как контроль факторов, определяющих угрозы экономического развития безопасности критериев и параметров (пороговые значения) экономической безопасности, и использовать инструменты управления рисками [11].
Таким образом, комплекс рассмотренных мер и механизмов позволяет существенно повысить экономическую безопасность предприятий Российской Федерации и противостоять внешним угрозам при усилении недобросовестной конкуренции в отношении России.
1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1, ч. II, ст. 212.
2. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 // Собрание законодательства РФ. 2017. № 20, ст. 2902.
3. Картели и иные антиконкурентные соглашения. Проблемы предупреждения, пресечения и ответственности: сборник научных статей и тезисов / под общ. ред. И.Ю. Артемьева, А.Г. Лисицына-Светланова. М., 2017. 488 с.
4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 31 декабря 2017 г. № 481 // Собрание законодательства РФ. 2018. № 1, ч. I, ст. 65.
5. Об утверждении перечня услуг по перевозке грузов первого класса опасности, оружия, вооружений и военной техники, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: распоряжение Правительства РФ от 19 октября 2017 г. № 2298-р. Доступ из СПС «Гарант» (дата обращения: 11.11.2019).
6. Об утверждении переченя товаров, работ, услуг в сфере изготовления банковских билетов, разменных монет, бланков документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации и за ее пределами, государственных ценных бумаг, акцизных и специальных марок, знаков почтовой оплаты, бланков документов строгого учета и отчетности, форма которых утверждается Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти, а также персонализации, хранения и обработки документов в интересах государственных органов, сведения о закупках которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе: распоряжение Правительства РФ от 27 сентября 2016 г. № 2027-р. Доступ из СПС «Гарант» (дата обращения: 11.11.2019).
7. Об утверждении перечня товаров, работ, услуг в сфере использования атомной энергии, сведения о закупках которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: распоряжение Правительства РФ от 24 декабря 2015 г. № 2662-р (ред. от 28.03.2016). Доступ из СПС «Гарант» (дата обращения: 11.11.2019).
8. Об утверждении перечня услуг в сфере страхования предпринимательских и (или) политических рисков, связанных с экспортным кредитованием и инвестициями, сведения о закупке которых не составляют государственной тайны, но не подлежат размещению на официальном сайте в сети «Интернет»: распоряжение Правительства РФ от 23 апреля 2013 г. № 671-р (ред. от 26.02.2016). Доступ из СПС «Гарант» (дата обращения: 11.11.2019).
9. Об утверждении перечня товаров, работ, услуг в сфере космической деятельности, сведения о закупках которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: распоряжение Правительства РФ от 30 июня 2015 г. № 1247-р (ред. от 06.11.2015). Доступ из СПС «Гарант» (дата обращения: 11.11.2019).
10. Хэмел Г., Прахалад К.К. Стратегические альянсы / пер. с англ. М., 2008.
11. Голубев С.С., Чеботарев С.С. Нормативно-правовые и методические меры по реализации Стратегии экономической безопасности Российской Федерации // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. № 1 (41). С. 127-132.