IMPROVING THE EFFICIENCY OF IMPLEMENTATION OF NATIONAL PROJECTS AND STATE PROGRAMS BASED ON THE IMPLEMENTATION OF PROJECT MANAGEMENT PRINCIPLES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The relevance of the research topic is due to the need to ensure rational spending of budget funds in the development and implementation of na­tional projects and state programs. In the course of the conducted researches the purposes of introduction of principles of project management in the sphere of development and imple­mentation of national projects and state programs were defined, specifics of management of innovative projects at the industrial enterprises are opened, and also opportunities are revealed and expediency of use of project ap­proach at implementation of national projects and state programs is proved. The use of project management in the development and implementation of national projects and state programs will save time and budget funds that are spent on their implementation, which will positively affect the growth of the efficiency of budget spending.

Keywords:
project management, national projects, state development programs, innovations, conceptual approaches, industrial enterprises
Text
Publication text (PDF): Read Download

   Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью экономии бюджетных средств при разработке и реализации национальных проектов и государственных программ. В соответствии с Указом Президента Россий­ской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и страте­гических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» приняты и реализуются 12 национальных программ. Общая стоимость реа­лизации национальных проектов составляет 25,7 трлн рублей, которые были выделены на период до 2024 года. В настоящее время в федеральном бюдже­те 42 госпрограммы. На них приходится 75% всех расходов (табл. 1) [1].
   Опыт реализации государственных программ показывает, что одним из основных критериев реализации государственных программ является пол­нота освоения средств бюджета и достижение заданных значений целевых индикаторов. Государственные программы, в отличие от национальных проектов, не стали эффективным инструментом управления национальной экономикой, а превратились в некий сборник бюджетных расходов по раз­личным направлениям деятельности. Необходимо изменить систему управ­ления реализацией государственных и федеральных целевых программ, сделать их реальным управленческим инструментом, обеспечивающим эф­фективное расходование бюджетных средств [2].
 

   Масштаб задач при реализации национальных проектов колоссальный. При этом основные задачи реализации национальных проектов в основ­ном нацелены на сохранение социальной направленности бюджетных рас­ходов. Они включают в себя развитие спорта, здравоохранения, экологии, жилищного строительства, а также образования, демографии и, конечно, повышение доходов населения и качества жизни. Такие задачи возможно будет решать эффективно только с применением современных принципов управления, базирующихся на хорошо зарекомендовавших себя принципах проектного управления.
   Управление проектами позволяет справиться с указанными проблемами благодаря высокой эффективности управления по показателям производи­тельности, сокращению сроков и затрат по видам работ и проекту в целом. В основе концепции управления проектами лежит понятие «проект». Он рассматривается в качестве объекта управления, обладающего конкретными свойствами, а также отражает сущность процесса управления проектами. Проект имеет свое начало и конец, его реализация направлена на достиже­ние конкретного результата, который может быть выражен в создании опре­деленного продукта или оказания конкретной услуги клиенту, а также имеет определенные требования к качеству, количеству используемых ресурсов, возможному уровню риска.
   В соответствии с ГОСТ Р 54869-2011 «Требования к управлению проек­том» проект рассматривается как комплекс взаимосвязанных мероприятий, он направлен на создание конкретного продукта (или оказания определен­ной услуги) при наличии ограничений на реализацию проекта как по време­ни, так и по количеству используемых иных ресурсов.
   Таким образом, концепция управления проектами базируется на трех их основных характеристиках: цель, сроки и ресурсы, причем сроки и ресурсы всегда ограничены. Сущность проектного управления заключается в изме­нении состояния системы по заранее разработанным правилам путем про­ведения затрат времени и средств. Такой процесс представляет собой про­ектное управление. К нему необходимо добавить требование обеспечения допустимой степени риска достижения поставленной цели.
   В соответствии с методами исторического исследования для разработки общих теоретических принципов управления проектами в отрасли, отличаю­щейся специфическими особенностями, необходим комплексный и системный анализ источников по управлению проектами как в России, так и за рубежом.
   Возможность применения концептуальных принципов проектного управления для управления национальными проектами и государственны­ми программами определяет необходимость дальнейших исследований для создания современных концептуальных подходов к формированию новой системы проектного управления [3].
Каждое предприятие, ориентированное на проектное управление, тре­бует организации специальной корпоративной системы управления инно­вациями. При этом проектное управление может быть направлено как на создание нового продукта или новой технологии, так и на изменение орга­низации работы в самой компании. Для этого при старте новой инновации или замысла создается проектный офис (Project Management Office, PMO).
   Понятие «проектный офис» определено в международном «Своде знаний по управлению проектами» (PMBoK, 5 редакция) и рассматривается как некая временная организационная структура, которая может решать задачи структу­ризации и упорядочивания всех процессов, связанных с реализацией иннова­ции, а также обмениваться методологиями, инструментами и ресурсами [1].
   Лучшие мировые практики создания проектного офиса представлены на рисунке 1.

   В настоящее время имеются следующие национальные стандарты управ­ления проектами в России. Впервые в 2001 году Ассоциацией по управле­нию проектами России (SOVNET) на основе стандарта IPMA были разра­ботаны «Основы профессиональных знаний. Национальные требования к компетентности специалистов». Перевод стандарта ИСО 10006:2003 заре­гистрирован, данный стандарт в России используется как основа для корпо­ративных стандартов.
   1 сентября 2012 года в России были введены в действие первые нацио­нальные стандарты по управлению проектами:
   «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом»;
   «Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов»;
   «Проектный менеджмент. Требования к управлению программой».
   Для добровольного применения в России утвержден также национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 21500-2014 «Руководство по проектному менеджменту», он идентичен международному стандарту ISO 21500:2012 «Guidance on project management».
   Исходный стандарт ИС0 21500 разработан международной рабочей груп­пой, в которую входили эксперты из 33 стран, включая Россию, а также про­фессиональные ассоциации управления проектами IPMA и PMI, вступил в действие 1 марта 2015 года.
   Вехи развития проектного управления в органах власти России представ­лены на рисунке 2.


   Необходимо совершенствовать существующую систему подготовки и ре­ализации госпрограмм и федеральных целевых программ. Нужно сделать госпрограммы реальным управленческим инструментом, основанным на принципах и подходах, опробованных на национальных проектах.
   Объединение госпрограмм и нацпроектов будет способствовать экономии бюджетных расходов и реализации национальных целей развития, опреде­ленных указами Президента Российской Федерации.
   При этом каждая госпрограмма или федеральная целевая программа бу­дет иметь тот же механизм проектного управления, что и национальные проекты. Это более широкие полномочия для исполнителей госпрограмм, но и более высокая ответственность за их успешную реализацию.
   Разработка госпрограмм должна сопровождаться финансовой эксперти­зой со стороны Минфина России, стратегической экспертизой со стороны Минэкономразвития России и технологической экспертизой со стороны Минкомсвязи России и Минпромторга России.
   Кроме того, в условиях развития цифровой экономики предлагается весь процесс максимально цифровизировать. Икусственный интеллект значи­тельно изменит промышленные предприятия в следующие 5-10 лет.
   В эпоху цифровизации изменится природа найма персонала. Уже сегодня необходимо отходить от концепции «работа на всю жизнь» и приближаться к «личному портфелю проектов».
   Для этого сотрудник должен характеризоваться следующими навыками и умениями.
   Постоянное любопытство. Работник всегда внимателен к новым веяни­ям, идеям, перспективам и технологиям.
Инклюзивное лидерство. Он использует по максимуму потенциал своего предприятия и возможности команды сотрудников. При этом не важен возраст, иерархия, цифровые знания, совокупность компетенций или местонахождение. Работник активно управляет не только людьми, а также и технологией, способствует постоянному развитию цифровых технологий и методов работы. Он имеет резерв талантов, готовых к бу­дущему.
Руководителям предприятий необходимо нанимать и удерживать проект­ных профессионалов, которые всегда готовы к цифровой экономике. Они обладают готовностью и способностью удержаться на волнах новых тенден­ций, а также адаптировать к требованиям цифровой экономики свои способ­ности и способности своих коллег.
Система управления проектами сформирована в Минпромторге Рос­сии. В Департаменте региональной промышленной политики и проектного управления создан проектный офис . Центр управления проектами в про­мышленности (ФБУ «РТА»). Были выпущены необходимые нормативные документы по организации проектной деятельности.
   В современных условиях проблемы хозяйственной деятельности пред­приятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) требуют освоения проектной системы управления, при которой инновационные, инвестици­онные, а также организационные, мотивационные и информационные про­екты формируют новации и тем самым способствуют активизации деятель­ности предприятия, ориентированной на результат.
   Концепция проектного управления на промышленных предприятиях Рос­сии должна быть направлена на создание методологии, которая включает в себя аналитическую обработку, плановую работу, организационное модели­рование, контроль и регулирование разработки и опытно-серийного произ­водства новых образцов военной техники.
   Операционная деятельность предприятия осуществляется в соответствии со стратегией предприятия, что дает возможности управлять проектами в соответствии с методологией проектного управления и получать при этом высокие результаты деятельности предприятия. При этом проектное управ­ление выступает в качестве эффективного механизма, который воздействует на управляемую систему и обеспечивает достижение цели в заданные сроки и при ограниченных ресурсах [4].
   Управление проектами должно соответствовать базовым принципам, представленным на рисунке 3.

   Принцип интегральности управления проектами предусматривает ис­пользование при разработке проектов системы заранее определенных пока­зателей, которые формируются в процессе мониторинга проектной деятель­ности и составляют основу для оценки результативности и эффективности проектов.
Использование разных проектных методов на различных этапах жизнен­ного цикла высокотехнологичных проектов существенным образом повы­шает эффективность реализации проектов.
   Принцип интегральности предусматривает включение в систему управ­ления проектами других систем управления производством, а также обеспе­чивает оптимизацию использования ресурсов. При этом накопленный опыт, а также используемые ранее проектные модели могут активно использо­ваться в других проектах [5].
   Необходимо совершенствование системы опережающего индивидуально­го и коллективного обучения руководителей и участников проектных групп, которая должна быть направлена на развитие профессиональных знаний и навыков, на формирование более широких по своему составу компетенций, основу которых составляют управление знаниями, умение работать в коман­де, умение принимать решения в условиях информационной неопределен­ности, нацеленность на достижение результата, лидерство, стратегическое мышление и др. Это позволит обеспечить эффективное внедрение и исполь­зование гибких и экстремальных методов управления различными типами сложных проектов.
   Соответствие проектного управления рассмотренным принципам по­зволит обеспечить управление устойчивостью, адаптивность, а также воз­можность совершенствования и развития. Этот фактор является основной характеристикой инновационного менеджмента, а также способствует до­стижению сверхсинергетического эффекта в процессе реализации целей проектной деятельности предприятий ОПК по производству продукции оборонно-промышленной направленности, которая отличается высоким уровнем конкурентоспособности на мировом рынке вооружений.
   Проектное управление увязывает воедино принципы управления проекта­ми с бизнес-практикой и становится основой для реализации существующей стратегии развития предприятия. Реализация концепции проектного управ­ления предполагает привлечение всех участников принятия управленческих решений в реализацию проектов. При этом концепция проектного управления должна рассматриваться как документ более высокого уровня, чем проект­ный менеджмент. Вместе с тем, проектный менеджмент должен находиться в фокусе концепции проектного управления, для того чтобы промышленное предприятие смогло оптимизировать свою работу по реализации стратегии.
   При использовании проектного управления на промышленных предпри­ятиях снижаются общие расходы ресурсов, уменьшается стоимость про­екта (повышается экономический эффект), уменьшается число сбоев при реализации проекта, появляется возможность экспресс-анализа влияния различных изменений на результаты реализации и эффективность проекта. Использование экономико-математических методов расчета параметров ре­ализуемых проектов дает возможность существенного повышения эффек­тивности управления проектами.
При реализации принципов проектного управления изменяется система организации производственного процесса, которая в дальнейшем обеспечи­вает рост эффективности производства, а также существенное повышение конкурентоспособности промышленного предприятия на мировых рынках.
   Опыт внедрения проектного управления на промышленных предприяти­ях показал, что в области гражданской авиации затраты на исследования и разработки снижаются на 64% и 36% . в области военных, космических и авиационных систем. Аэрокосмическая компания «Боинг» благодаря при­менению принципов проектного управления снизила на предприятии сро­ки производства легкого вертолета с 2 лет до 10 месяцев. Фирма «Фоккер» уменьшила в два раза время, затрачиваемое на проектирование. Консорциум «Эрбас Индастри» сократил время изготовления легкого реактивного само­лета на 3 месяца [6].
   Внедрение принципов проектного управления в процессы разработки и реализации национальных проектов и государственных программ, безуслов­но, будет способствовать повышению их эффективности, внедрению новых технологий и перевооружению производства, а также экономии бюджетных средств на их осуществление.

References

1. Financing of national projects. Analytical series of the Institute for integrated stra­tegic studies (ICSI), 2019, February. URL: https://icss.ru/%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B_%D0%98%D0%9A%D0%A1%D0%98.pdf (accessed 25.09.2019). (In Russ.)

2. On the national security Strategy of the Russian Federation until 2020: presidential decree no. 537 of 12 May 2009. The document was not published. Access from the refe­rence legal system «ConsultantPlus» (accessed 25.09.2019). (In Russ.)

3. Kondybko N.V. Project approach to management of innovation and investment ac­tivity of enterprises of the military-industrial complex. Vestnik of the Moscow University named after S.Yu. Witte. Series 1. Economics and management, 2013, no. 2, pp. 52.58. (In Russ.)

4. Lapygin Yu.N. Project Management: from planning to efficiency evaluation. Mos­cow: Omega-L Publ., 2009. 252 p. (In Russ.)

5. Snegireva I.E. Corporate system of program and project management of NPO “Sat­urn”: the environment of informed decision-making. Saturn, 2015, no. 7, pp. 12.19. (In.Russ.)

6. Shadish W.R., Cook Th.D., Leviton L.C. Foundations of Program Evaluation: Theo­ries of Practice. SAGE, 1995.


Login or Create
* Forgot password?