ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ ПРИНЦИПОВ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью обеспечения рационального расходования бюджетных средств при разработке и реализации национальных проектов и государственных программ. В ходе проведенных исследований были определены цели внедре­ния принципов проектного управления в сфере разработки и реализа­ции национальных проектов и государственных программ, раскрыта специфика управления инновационными проектами на промышлен­ных предприятиях, а также выявлены возможности и доказана целе­сообразность использования проектного подхода при реализации на­циональных проектов и государственных программ. Применение проектного управления в сфере разработки и реали­зации национальных проектов и государственных программ позволит сэкономить время и бюджетные средства, которые затрачиваются на их осуществление, что положительно повлияет на рост эффективности расходования бюджетных средств.

Ключевые слова:
проектное управление, национальные проекты, государственные программы развития, инновации, концептуальные подходы, промышленные предприятия
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

   Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью экономии бюджетных средств при разработке и реализации национальных проектов и государственных программ. В соответствии с Указом Президента Россий­ской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и страте­гических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» приняты и реализуются 12 национальных программ. Общая стоимость реа­лизации национальных проектов составляет 25,7 трлн рублей, которые были выделены на период до 2024 года. В настоящее время в федеральном бюдже­те 42 госпрограммы. На них приходится 75% всех расходов (табл. 1) [1].
   Опыт реализации государственных программ показывает, что одним из основных критериев реализации государственных программ является пол­нота освоения средств бюджета и достижение заданных значений целевых индикаторов. Государственные программы, в отличие от национальных проектов, не стали эффективным инструментом управления национальной экономикой, а превратились в некий сборник бюджетных расходов по раз­личным направлениям деятельности. Необходимо изменить систему управ­ления реализацией государственных и федеральных целевых программ, сделать их реальным управленческим инструментом, обеспечивающим эф­фективное расходование бюджетных средств [2].
 

   Масштаб задач при реализации национальных проектов колоссальный. При этом основные задачи реализации национальных проектов в основ­ном нацелены на сохранение социальной направленности бюджетных рас­ходов. Они включают в себя развитие спорта, здравоохранения, экологии, жилищного строительства, а также образования, демографии и, конечно, повышение доходов населения и качества жизни. Такие задачи возможно будет решать эффективно только с применением современных принципов управления, базирующихся на хорошо зарекомендовавших себя принципах проектного управления.
   Управление проектами позволяет справиться с указанными проблемами благодаря высокой эффективности управления по показателям производи­тельности, сокращению сроков и затрат по видам работ и проекту в целом. В основе концепции управления проектами лежит понятие «проект». Он рассматривается в качестве объекта управления, обладающего конкретными свойствами, а также отражает сущность процесса управления проектами. Проект имеет свое начало и конец, его реализация направлена на достиже­ние конкретного результата, который может быть выражен в создании опре­деленного продукта или оказания конкретной услуги клиенту, а также имеет определенные требования к качеству, количеству используемых ресурсов, возможному уровню риска.
   В соответствии с ГОСТ Р 54869-2011 «Требования к управлению проек­том» проект рассматривается как комплекс взаимосвязанных мероприятий, он направлен на создание конкретного продукта (или оказания определен­ной услуги) при наличии ограничений на реализацию проекта как по време­ни, так и по количеству используемых иных ресурсов.
   Таким образом, концепция управления проектами базируется на трех их основных характеристиках: цель, сроки и ресурсы, причем сроки и ресурсы всегда ограничены. Сущность проектного управления заключается в изме­нении состояния системы по заранее разработанным правилам путем про­ведения затрат времени и средств. Такой процесс представляет собой про­ектное управление. К нему необходимо добавить требование обеспечения допустимой степени риска достижения поставленной цели.
   В соответствии с методами исторического исследования для разработки общих теоретических принципов управления проектами в отрасли, отличаю­щейся специфическими особенностями, необходим комплексный и системный анализ источников по управлению проектами как в России, так и за рубежом.
   Возможность применения концептуальных принципов проектного управления для управления национальными проектами и государственны­ми программами определяет необходимость дальнейших исследований для создания современных концептуальных подходов к формированию новой системы проектного управления [3].
Каждое предприятие, ориентированное на проектное управление, тре­бует организации специальной корпоративной системы управления инно­вациями. При этом проектное управление может быть направлено как на создание нового продукта или новой технологии, так и на изменение орга­низации работы в самой компании. Для этого при старте новой инновации или замысла создается проектный офис (Project Management Office, PMO).
   Понятие «проектный офис» определено в международном «Своде знаний по управлению проектами» (PMBoK, 5 редакция) и рассматривается как некая временная организационная структура, которая может решать задачи структу­ризации и упорядочивания всех процессов, связанных с реализацией иннова­ции, а также обмениваться методологиями, инструментами и ресурсами [1].
   Лучшие мировые практики создания проектного офиса представлены на рисунке 1.

   В настоящее время имеются следующие национальные стандарты управ­ления проектами в России. Впервые в 2001 году Ассоциацией по управле­нию проектами России (SOVNET) на основе стандарта IPMA были разра­ботаны «Основы профессиональных знаний. Национальные требования к компетентности специалистов». Перевод стандарта ИСО 10006:2003 заре­гистрирован, данный стандарт в России используется как основа для корпо­ративных стандартов.
   1 сентября 2012 года в России были введены в действие первые нацио­нальные стандарты по управлению проектами:
   «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом»;
   «Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов»;
   «Проектный менеджмент. Требования к управлению программой».
   Для добровольного применения в России утвержден также национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 21500-2014 «Руководство по проектному менеджменту», он идентичен международному стандарту ISO 21500:2012 «Guidance on project management».
   Исходный стандарт ИС0 21500 разработан международной рабочей груп­пой, в которую входили эксперты из 33 стран, включая Россию, а также про­фессиональные ассоциации управления проектами IPMA и PMI, вступил в действие 1 марта 2015 года.
   Вехи развития проектного управления в органах власти России представ­лены на рисунке 2.


   Необходимо совершенствовать существующую систему подготовки и ре­ализации госпрограмм и федеральных целевых программ. Нужно сделать госпрограммы реальным управленческим инструментом, основанным на принципах и подходах, опробованных на национальных проектах.
   Объединение госпрограмм и нацпроектов будет способствовать экономии бюджетных расходов и реализации национальных целей развития, опреде­ленных указами Президента Российской Федерации.
   При этом каждая госпрограмма или федеральная целевая программа бу­дет иметь тот же механизм проектного управления, что и национальные проекты. Это более широкие полномочия для исполнителей госпрограмм, но и более высокая ответственность за их успешную реализацию.
   Разработка госпрограмм должна сопровождаться финансовой эксперти­зой со стороны Минфина России, стратегической экспертизой со стороны Минэкономразвития России и технологической экспертизой со стороны Минкомсвязи России и Минпромторга России.
   Кроме того, в условиях развития цифровой экономики предлагается весь процесс максимально цифровизировать. Икусственный интеллект значи­тельно изменит промышленные предприятия в следующие 5-10 лет.
   В эпоху цифровизации изменится природа найма персонала. Уже сегодня необходимо отходить от концепции «работа на всю жизнь» и приближаться к «личному портфелю проектов».
   Для этого сотрудник должен характеризоваться следующими навыками и умениями.
   Постоянное любопытство. Работник всегда внимателен к новым веяни­ям, идеям, перспективам и технологиям.
Инклюзивное лидерство. Он использует по максимуму потенциал своего предприятия и возможности команды сотрудников. При этом не важен возраст, иерархия, цифровые знания, совокупность компетенций или местонахождение. Работник активно управляет не только людьми, а также и технологией, способствует постоянному развитию цифровых технологий и методов работы. Он имеет резерв талантов, готовых к бу­дущему.
Руководителям предприятий необходимо нанимать и удерживать проект­ных профессионалов, которые всегда готовы к цифровой экономике. Они обладают готовностью и способностью удержаться на волнах новых тенден­ций, а также адаптировать к требованиям цифровой экономики свои способ­ности и способности своих коллег.
Система управления проектами сформирована в Минпромторге Рос­сии. В Департаменте региональной промышленной политики и проектного управления создан проектный офис . Центр управления проектами в про­мышленности (ФБУ «РТА»). Были выпущены необходимые нормативные документы по организации проектной деятельности.
   В современных условиях проблемы хозяйственной деятельности пред­приятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) требуют освоения проектной системы управления, при которой инновационные, инвестици­онные, а также организационные, мотивационные и информационные про­екты формируют новации и тем самым способствуют активизации деятель­ности предприятия, ориентированной на результат.
   Концепция проектного управления на промышленных предприятиях Рос­сии должна быть направлена на создание методологии, которая включает в себя аналитическую обработку, плановую работу, организационное модели­рование, контроль и регулирование разработки и опытно-серийного произ­водства новых образцов военной техники.
   Операционная деятельность предприятия осуществляется в соответствии со стратегией предприятия, что дает возможности управлять проектами в соответствии с методологией проектного управления и получать при этом высокие результаты деятельности предприятия. При этом проектное управ­ление выступает в качестве эффективного механизма, который воздействует на управляемую систему и обеспечивает достижение цели в заданные сроки и при ограниченных ресурсах [4].
   Управление проектами должно соответствовать базовым принципам, представленным на рисунке 3.

   Принцип интегральности управления проектами предусматривает ис­пользование при разработке проектов системы заранее определенных пока­зателей, которые формируются в процессе мониторинга проектной деятель­ности и составляют основу для оценки результативности и эффективности проектов.
Использование разных проектных методов на различных этапах жизнен­ного цикла высокотехнологичных проектов существенным образом повы­шает эффективность реализации проектов.
   Принцип интегральности предусматривает включение в систему управ­ления проектами других систем управления производством, а также обеспе­чивает оптимизацию использования ресурсов. При этом накопленный опыт, а также используемые ранее проектные модели могут активно использо­ваться в других проектах [5].
   Необходимо совершенствование системы опережающего индивидуально­го и коллективного обучения руководителей и участников проектных групп, которая должна быть направлена на развитие профессиональных знаний и навыков, на формирование более широких по своему составу компетенций, основу которых составляют управление знаниями, умение работать в коман­де, умение принимать решения в условиях информационной неопределен­ности, нацеленность на достижение результата, лидерство, стратегическое мышление и др. Это позволит обеспечить эффективное внедрение и исполь­зование гибких и экстремальных методов управления различными типами сложных проектов.
   Соответствие проектного управления рассмотренным принципам по­зволит обеспечить управление устойчивостью, адаптивность, а также воз­можность совершенствования и развития. Этот фактор является основной характеристикой инновационного менеджмента, а также способствует до­стижению сверхсинергетического эффекта в процессе реализации целей проектной деятельности предприятий ОПК по производству продукции оборонно-промышленной направленности, которая отличается высоким уровнем конкурентоспособности на мировом рынке вооружений.
   Проектное управление увязывает воедино принципы управления проекта­ми с бизнес-практикой и становится основой для реализации существующей стратегии развития предприятия. Реализация концепции проектного управ­ления предполагает привлечение всех участников принятия управленческих решений в реализацию проектов. При этом концепция проектного управления должна рассматриваться как документ более высокого уровня, чем проект­ный менеджмент. Вместе с тем, проектный менеджмент должен находиться в фокусе концепции проектного управления, для того чтобы промышленное предприятие смогло оптимизировать свою работу по реализации стратегии.
   При использовании проектного управления на промышленных предпри­ятиях снижаются общие расходы ресурсов, уменьшается стоимость про­екта (повышается экономический эффект), уменьшается число сбоев при реализации проекта, появляется возможность экспресс-анализа влияния различных изменений на результаты реализации и эффективность проекта. Использование экономико-математических методов расчета параметров ре­ализуемых проектов дает возможность существенного повышения эффек­тивности управления проектами.
При реализации принципов проектного управления изменяется система организации производственного процесса, которая в дальнейшем обеспечи­вает рост эффективности производства, а также существенное повышение конкурентоспособности промышленного предприятия на мировых рынках.
   Опыт внедрения проектного управления на промышленных предприяти­ях показал, что в области гражданской авиации затраты на исследования и разработки снижаются на 64% и 36% . в области военных, космических и авиационных систем. Аэрокосмическая компания «Боинг» благодаря при­менению принципов проектного управления снизила на предприятии сро­ки производства легкого вертолета с 2 лет до 10 месяцев. Фирма «Фоккер» уменьшила в два раза время, затрачиваемое на проектирование. Консорциум «Эрбас Индастри» сократил время изготовления легкого реактивного само­лета на 3 месяца [6].
   Внедрение принципов проектного управления в процессы разработки и реализации национальных проектов и государственных программ, безуслов­но, будет способствовать повышению их эффективности, внедрению новых технологий и перевооружению производства, а также экономии бюджетных средств на их осуществление.

Список литературы

1. Финансирование национальных проектов // Аналитическая серия Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ). 2019. Февраль. URL: https://icss.ru/%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B_%D0%98%D0%9A%D0%A1%D0%98.pdf (дата обращения: 25.09.2019).

2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020.года: указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537. Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 25.09.2019).

3. Кондыбко Н.В. Проектный подход к управлению иннновационно-инвестици­онной деятельностью предприятий оборонно-промышленного комплекса // Вест­ник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1. Экономика и управле­ние. 2013. № 2. С. 52.58.

4. Лапыгин Ю.Н. Управление проектами: от планирования до оценки эффектив­ности. М.: Омега-Л, 2009. 252 с.

5. Снегирева И.Е. Корпоративная система программно-проектного управле­ния НПО «Сатурн»: среда принятия взвешенных решений // Сатурн. 2015. № 7. С..12.19.

6. Shadish W.R., Cook Th.D., Leviton L.C. Foundations of Program Evaluation: Theories of Practice. SAGE, 1995.


Войти или Создать
* Забыли пароль?