СООТНОШЕНИЕ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ КАК КРИТЕРИЙ ИРРАЦИОНАЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В условиях активного развития инструментов экономического взаимодействия, облегчающих доступ населения к различным финансовым инструментам, все очевиднее становится проблема иррационального поведения экономических субъектов. Причиной повышения расходов, криминализации финансовых отношений и роста мошенничеств часто выступает неспособность экономических субъектов оценивать риски и издержки собственных действий, обусловленных стремлением к извлечению дополнительной прибыли и снижению расходов. Полагая, что информационные воздействия со стороны общественных и государственных институтов не могут изменить поведение населения вследствие уже имеющихся представлений о возможностях извлечения прибыли, искаженной оценки финансовых услуг, неэффективности методов информационного воздействия, считаем целесообразным получение новых научных знаний об иррациональном поведении. Этим объясняется актуальность исследования. В статье рассматриваются теоретические основы и эмпирические характеристики иррационального экономического поведения, изучаются стратегии распределения имеющихся у потребителей денежных средств. Цель исследования — выявление признаков иррационального потребительского поведения при изучении соотношения доходов и расходов субъекта. Проведенное эмпирическое исследование показало, что показатель соотношения доходов и расходов является определяющим индикатором иррационального потребительского поведения. Авторами показаны характеристики иррационального поведения, определена доля и уровень его проявления на выборке потребителей. Установлено, что 29 % респондентов регулярно выходят за рамки своего ежемесячного бюджета. При этом погашение разницы между доходами и расходами осуществляется, как правило, заимствованием в форме потребительского кредитования, овердрафта. На основе проведенного авторами исследования сделаны выводы о предпосылках иррационального экономического поведения субъектов. Результаты исследования могут использоваться для предварительной оценки распространенности иррациональных стратегий потребительского поведения, являться основой программ их профилактики.

Ключевые слова:
иррациональное поведение, потребительские предпочтения, анкетный опрос, стратегия, доходы, расходы
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Hirschman E. C., Holbrook M. B. Hedonic consumption: emerging concepts, methods and propositions. Journal of Marketing.1982. Vol. 46. Pp. 92-101.

2. Schmitt B. H. Experiential Marketing. New York: The Free Press Publ., 1999.

3. Goldstein D., Gigerenzer G. Models Of Ecological Rationality: The Recognition Heuristic. Psychological Review. 2002. Vol. 109. No. 1. Pp. 75-90.

4. Carbone L., Haeckel S. Engineering customer experiences. Marketing Management. 1994. No. 8. Pp. 8-19.

5. Pine J., Gilmor J. The experience economy. Boston: Harvard Business School Press Publ., 1999.

6. Анализ динамики долговой нагрузки населения России в II-III кварталах 2020 года на основе данных Бюро кредитных историй: информационно-аналитический материал. URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/31945/review_03022021.pdf (дата обращения: 15.09.2022).

7. Маршалл А. Принципы экономической науки / пер. с англ. М.: «Прогресс», 1993. 594 с.

8. Веблен Т. Б. Теория праздного класса / пер. с англ. М.: «Прогресс», 1984. 367 с.

9. Hoffman D. L. et Novak T. P. Marketing in hypermedia computer mediated environment: Concepts foundations. Journal of Marketing. 1996. Vol. 60. No. 3. Pp. 50-68.

10. Ариели Д. Предсказуемая иррациональность. Скрытые силы, определяющие наши решения. М.: Изд-во «Манн, Иванов и Фербер», 2010. 339 с.

11. Zajonc R. B. Feeling and Thinking. American Psychologist. 1980. No. 35. Pp. 151-175.

12. Zajonc R. B. On the primacy of affect. American Psychologist. 1984. No. 39. Pp. 117-123.

13. Valence G., d’Astous A., Fortier L. Compulsive buying: Concept and buying: Concept and measurement. Journal of Consumer Policy. 1988. No. 11. Pp. 419-433.

14. Andersen R. Postmodern Theory and Consumer Culture. Consumer Culture and TV Programming. Pp. 92-117. URL: https://doihttps://doi.org/10.4324/9780429034619-5 (дата обращения: 15.09.2022).

15. Garrido-Morgado Á., González-Benito Ó., Martos-Partal M. Influence of Customer Quality Perception on the Effectiveness of Commercial Stimuli for Electronic Products. Frontiers in Psychology. 2016. No. 7. Pp. 89-104. URL: https://doihttps://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.00336 (дата обращения: 15.09.2022).


Войти или Создать
* Забыли пароль?