В условиях активного развития инструментов экономического взаимодействия, облегчающих доступ населения к различным финансовым инструментам, все очевиднее становится проблема иррационального поведения экономических субъектов. Причиной повышения расходов, криминализации финансовых отношений и роста мошенничеств часто выступает неспособность экономических субъектов оценивать риски и издержки собственных действий, обусловленных стремлением к извлечению дополнительной прибыли и снижению расходов. Полагая, что информационные воздействия со стороны общественных и государственных институтов не могут изменить поведение населения вследствие уже имеющихся представлений о возможностях извлечения прибыли, искаженной оценки финансовых услуг, неэффективности методов информационного воздействия, считаем целесообразным получение новых научных знаний об иррациональном поведении. Этим объясняется актуальность исследования. В статье рассматриваются теоретические основы и эмпирические характеристики иррационального экономического поведения, изучаются стратегии распределения имеющихся у потребителей денежных средств. Цель исследования — выявление признаков иррационального потребительского поведения при изучении соотношения доходов и расходов субъекта. Проведенное эмпирическое исследование показало, что показатель соотношения доходов и расходов является определяющим индикатором иррационального потребительского поведения. Авторами показаны характеристики иррационального поведения, определена доля и уровень его проявления на выборке потребителей. Установлено, что 29 % респондентов регулярно выходят за рамки своего ежемесячного бюджета. При этом погашение разницы между доходами и расходами осуществляется, как правило, заимствованием в форме потребительского кредитования, овердрафта. На основе проведенного авторами исследования сделаны выводы о предпосылках иррационального экономического поведения субъектов. Результаты исследования могут использоваться для предварительной оценки распространенности иррациональных стратегий потребительского поведения, являться основой программ их профилактики.
иррациональное поведение, потребительские предпочтения, анкетный опрос, стратегия, доходы, расходы
1. Hirschman E. C., Holbrook M. B. Hedonic consumption: emerging concepts, methods and propositions. Journal of Marketing.1982. Vol. 46. Pp. 92-101.
2. Schmitt B. H. Experiential Marketing. New York: The Free Press Publ., 1999.
3. Goldstein D., Gigerenzer G. Models Of Ecological Rationality: The Recognition Heuristic. Psychological Review. 2002. Vol. 109. No. 1. Pp. 75-90.
4. Carbone L., Haeckel S. Engineering customer experiences. Marketing Management. 1994. No. 8. Pp. 8-19.
5. Pine J., Gilmor J. The experience economy. Boston: Harvard Business School Press Publ., 1999.
6. Анализ динамики долговой нагрузки населения России в II-III кварталах 2020 года на основе данных Бюро кредитных историй: информационно-аналитический материал. URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/31945/review_03022021.pdf (дата обращения: 15.09.2022).
7. Маршалл А. Принципы экономической науки / пер. с англ. М.: «Прогресс», 1993. 594 с.
8. Веблен Т. Б. Теория праздного класса / пер. с англ. М.: «Прогресс», 1984. 367 с.
9. Hoffman D. L. et Novak T. P. Marketing in hypermedia computer mediated environment: Concepts foundations. Journal of Marketing. 1996. Vol. 60. No. 3. Pp. 50-68.
10. Ариели Д. Предсказуемая иррациональность. Скрытые силы, определяющие наши решения. М.: Изд-во «Манн, Иванов и Фербер», 2010. 339 с.
11. Zajonc R. B. Feeling and Thinking. American Psychologist. 1980. No. 35. Pp. 151-175.
12. Zajonc R. B. On the primacy of affect. American Psychologist. 1984. No. 39. Pp. 117-123.
13. Valence G., d’Astous A., Fortier L. Compulsive buying: Concept and buying: Concept and measurement. Journal of Consumer Policy. 1988. No. 11. Pp. 419-433.
14. Andersen R. Postmodern Theory and Consumer Culture. Consumer Culture and TV Programming. Pp. 92-117. URL: https://doihttps://doi.org/10.4324/9780429034619-5 (дата обращения: 15.09.2022).
15. Garrido-Morgado Á., González-Benito Ó., Martos-Partal M. Influence of Customer Quality Perception on the Effectiveness of Commercial Stimuli for Electronic Products. Frontiers in Psychology. 2016. No. 7. Pp. 89-104. URL: https://doihttps://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.00336 (дата обращения: 15.09.2022).