СМАРТ-КОНТРАКТ КАК ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ СПОСОБ РАСПОРЯЖЕНИЯ ЦИФРОВЫМИ ПРАВАМИ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В российском обществе одновременно происходят сложные социально-экономические процессы: адаптация экономики к внешнеэкономическим вызовам и обусловленное эпидемией COVID-19 перенесение многих аспектов социальной жизни в онлайн режим. Как следствие, происходит трансформация всех видов предпринимательской деятельности, ориентированной как на конечного потребителя, так и на другое юридическое лицо (B2B-сделки). Цифровизация коммерции объективно требует эффективного правового реагирования на процедуры заключения и исполнения договоров. Особенностью российской правовой системы регулирования цифровых активов можно считать невозможность заключения прямых сделок, минуя специализированную информационную платформу. В статье рассмотрены особенности смарт-контрактов как гражданско-правового способа распоряжения цифровыми правами. Проанализирована деятельность оператора информационной платформы или маркет-мейкера в качестве посредника. Показано их положительное и негативное влияние на рынок цифровых активов. Обоснован вывод, что распоряжение цифровыми правами посредством использования смарт-контракта невозможно отождествлять со всеми иными классическими договорными конструкциями. Смарт-контракты, в том числе и те, что совершаются при использовании блокчейн- и Ethereum-технологии, по юридической природе отличны от электронной формы совершения гражданско-правового договора. Несмотря на очевидные преимущества смарт-контракта как способа распоряжения цифровыми активами, в условиях недостаточности правовой регламентации возникают существенные риски предпринимательской деятельности, требующие оперативного и эффективного законодательного решения.

Ключевые слова:
смарт-контракт, цифровые активы, B2B платформы, оператор информационной платформы
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 31 июля 2020 года № 259-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 29.06.2022).

2. Wise R., Morrison D. Beyond the Exchange: The Future of B2B // Harvard Business Review. 2000. № 78 (6).

3. Ахмедов А. Я. К вопросу о признаках смарт-контракта как договорной конструкции // Право и цифровая экономика. 2020. № 2. С. 22-25.

4. Об организованных торгах: федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 325-ФЗ (ред. от 2 июля 2021 г.). Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 29.06.2022).

5. Волос Е. П. Вопросы применения смарт-контрактов в B2B-сделках // Российская юстиция. 2020. № 6. С. 18-20.

6. Porter M., Heppelmann J. How smart, connected products are transforming competition. Harvard Business Review, October, 96-112. URL: https://hbr.org/2015/10/how-smart-connected-products-aretransforming-companies (дата обращения: 29.06.2021).

7. Va´squez O, Hoffmann J (2021). Can data exploitation be properly addressed by competition law? A note of caution, Concurrences. № 1-2021.

8. Iglesias Mujica J. P. Digital Rights Management Systems and Exploitation Analysis Under Article 102 TFEU. IIInternational Review of intellectual Propety and Competition Law. Pp. 324-357 (2022). URL: https://doi.org/10.1007/s40319-022-01167-w (дата обращения: 29.06.2021)

9. Вахабава М. Проблемы правовых последствий, порождаемых смарт-контрактами // Право и цифровая экономика. 2021. № 4. С. 22-30.

10. Москаленко А. И. Смарт-контракты как «умные» информационные активы в системе интеллектуальной собственности // Международное публичное и частное право. 2021. № 3. С. 17-21.

11. Чурилов А. Ю. Использование технологии блокчейн при осуществлении монополистической деятельности // Актуальные проблемы российского права. 2021. № 3. С. 52-61.

12. Арсланов К. М. Смарт-контракт: вид классического договора, компьютерная программа (код) или электронная форма договора? // Гражданское право. 2021. № 6. С. 18-23.

13. Белов В. А. Смарт-контракт: понятие, правовое регулирование, правоприменительная практика, потребительские отношения // Право и экономика. 2021. № 9. С. 35-41.


Войти или Создать
* Забыли пароль?