Россия
В статье с позиции комплексного понимания роли криминалистической культуры правоприменения прослеживаются методологические предпосылки самоопределения криминалистического знания в структуре уголовно-правовых наук. Правоприменение рассматривается как процесс восстановления справедливости в общественных отношениях, выражающийся в движении по следам событий криминальной реальности, раскрытии сути следового пространства и доказывании соответствия обнаруженных следов тем событиям, которые причинили ущерб людям или природе. Подчеркивается важная роль дидактического этапа формирования криминалистической культуры правоприменения. Раскрывается комплексная сущность криминалистического образования и характеризуются дидактические средства формирования криминалистической культуры правоприменения. Дается комплексное понимание видения следового пространства криминальной реальности применительно к сфере расследования преступлений. Выделяются дидактические этапы формирования криминалистической культуры правоприменителей через тренировку способности структурировать криминальную реальность и ее отдельные проявления, а также характеризуется разработанный на кафедре криминалистики Нижегородской академии МВД России специальный дидактический инструмент «схема осмысления первичной информации». Данное дидактическое средство рассматривается в контексте возможности его использования в оперативно-боевом мышлении сотрудника органов внутренних дел. Предлагаемый мыслительный алгоритм может стать основой оптимальных действий сотрудника полиции в ситуации необходимости мгновенного реагирования на складывающиеся обстоятельства в ходе боевого контакта с применением различных видов оружия и специальных средств.
криминалистическая культура правоприменения, дидактические инструменты криминалистического образования, интеллектуальные средства расследования
1. Алексеев Н. Н. Основы философии права. СПб., 1998.
2. Боруленков Ю. П. Объект и предмет юридического познания // Закон и право. 2015. № 7. С. 22-28.
3. Толстик В. А. Концептуальные основы нормального (справедливого) государства и их конституционное закрепление // Актуальные проблемы экономики и права. 2020. Т. 14. № 1. С. 186-200.
4. Толстик В. А. Концепт нормального правосознания // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2021. № 4 (56). С. 31-36.
5. Лубин А. Ф. Расследование преступлений в сфере экономики: рождение научной школы // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2021. № 4 (56). С. 73-79.
6. Журавлев С. Ю. Некоторые проблемы формирования и использования комплексных дидактических моделей в криминалистическом образовании // Криминалистика и судебные экспертизы: наука, практика, образование. 6-е Всероссийские криминалистические чтения: сб. ст. / науч. ред. М. К. Каминский; отв. ред. А. М. Каминский. Ижевск: Jus est, 2014. С. 30-44.
7. Журавлев С. Ю., Лапшин В. Е. Криминалистические средства обучения методическому и тактическому содержанию работы по расследованию преступлений // Научно-технический портал МВД России. 2019. № 3 (31). С. 49-62.
8. Журавлев С. Ю. Криминалистическая культура междисциплинарной антикоррупционной подготовки сотрудников органов внутренних дел // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2020. № 3 (15). С. 59-67.
9. Журавлев С. Ю. Криминалистическая культура междисциплинарного обучения // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2020. № 2 (50). С. 67-72.
10. Журавлев С. Ю. Инновационные технологии криминалистического образования как фактор совершенствования практики расследования преступлений // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2017. № 3 (3). С. 31-38.
11. Журавлев С. Ю. Криминалистический стиль мышления: методическое содержание и соотношение с квалификационным пониманием расследуемых событий // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России, № 2 (41), 2018. С. 127-132.
12. Журавлев С. Ю. Ситуационные игры с противодействием сторон // Нижегородские юридические записки: сборник научных трудов / под ред. проф. В. Т. Томина. Нижний Новгород: Нижегородская высшая школа МВД РФ, 1995. Вып. 1. С. 184-193.
13. Журавлев С. Ю. О сущности криминалистического мышления в расследовании и его соотношении с квалификационным пониманием события преступления // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2018. № 3 (7). С. 17-22.
14. Журавлев С. Ю. Инновационные технологии криминалистического образования как фактор совершенствования практики расследования преступлений // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2017. № 3 (3). С. 31-38.
15. Журавлев С. Ю. Дидактические предпосылки и основы концепции комплексного экзамена (профессионального испытания) в группах следователей и дознавателей // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. № 4. С. 201-205.
16. Междисциплинарный тренинг как форма проведения учений в специализированном вузе МВД России // Учебно-методическое пособие / под ред. С. Ю. Журавлева, С. А. Кузьменко. Н. Новгород, 2009. 283 с.