К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА И РОЛИ РУКОВОДИТЕЛЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРОЦЕССЕ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Исследование проблем теории и практики функционирования руководителя территориального органа внутренних дел, определение его роли в процессе оперативно-разыскной деятельности выступает ключевым фактором в процессе организации оперативно-разыскной деятельности. В рамках данной статьи автором указывается на недостатки правовой базы и недостаточную изученность способов координации оперативно-разыскной деятельности, непосредственно влияющих на сдерживание преступности. Помимо того, отмечается недостаточная эффективность реализации своих полномочий руководителями органов оперативно-разыскной деятельности, включая несоответствие ее организации и функционирования тенденциям развития общества.

Ключевые слова:
правоохранительный орган, система органов внутренних дел, территориальный орган МВД России, руководитель территориального органа, оперативно-разыскная деятельность
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Характеристика состояния современной преступности в российском государстве и сохраняющийся ее высокий уровень вызывают справедливое недовольство общества процессом реагирования правоохранительной системы на ее организованность, мобильность, гибкость и быструю приспособляемость к изменяющимся факторам среды функционирования.
Проведенные научным сообществом и практиками исследования [1—7] показывают, что правоохранительная система Российского государства осуществляет целенаправленную деятельность по сдерживанию преступности, в том числе путем совершенствования оперативно-разыскной деятельности уполномоченных органов, однако существующие недостатки современной правовой базы и недостаточная изученность способов координации данной деятельности не позволяют в полной мере влиять на сформировавшееся положение дел в обозначенной сфере.
Считаем, что рядом причин, сдерживающих результативность функционирования системы борьбы с преступностью, являются недостаточная эффективность реализации своих полномочий руководителями органов оперативно-разыскной деятельности, несоответствие ее организации и функционирования тенденциям развития общества, а также трансформация современной преступности, которая характеризуется интенсивностью динамики угроз при возрастающих со стороны общества требованиях к обеспечению своей безопасности.
Потребность решения проблем, препятствующих процессу совершенствования оперативно-разыскной деятельности, актуализируются с учетом требований Президента Российской Федерации В. В.Путина о важности существенно активизировать работу по целому ряду направлений деятельности, в том числе используя оперативный потенциал, «чтобы выйти на новые рубежи в повышении уровня безопасности людей, в обеспечении надежной защиты их прав, свобод и собственности. И прежде всего наступательно бороться с криминальной угрозой» [8].
Актуальность рассмотрения вопроса о месте и роли руководителя территориального органа внутренних дел в процессе оперативно-разыскной деятельности обусловливается также экстраполирующимся в стране процессом совершенствования системы государственного управления, который предъявляет повышенные требования к руководителю государственной организации, в том числе к начальнику территориального органа внутренних дел.
При этом данный процесс совершенствования диктует необходимость уточнения его правового статуса и возможностей управленческого воздействия на все подчиненные ему структурные элементы возглавляемого им органа и направления его деятельности, включая, как мы полагаем, оперативно-разыскную деятельность.
Значимость исследования проблематики определения места руководителя территориального органа внутренних дел в процессе оперативно-разыскной деятельности возрастает также с учетом известного постулата о его роли в данном процессе по координации действий различных органов оперативно-разыскной деятельности, структурно включенных в состав возглавляемого им территориального органа внутренних дел и должностных лиц [9].
В то же время Федеральный закон от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [10], определяя полномочия и обязанности руководителя оперативно-разыскного органа, не содержит понятие и термин «руководитель оперативно-разыскного органа», что, в свою очередь, не создает достаточно полного и ясного представления о его правовом статусе и роли в системе организации оперативно-разыскной деятельности.
Соответственно, представляется, что существующее законодательство, регулирующее сферу оперативно-разыскной деятельности, не в полной мере отвечает современным требованиям борьбы с преступностью и практическому аспекту работы руководителя по реализации возложенных на него полномочий в данной сфере, нуждаясь в дальнейшем совершенствовании.
Следовательно, исследование проблем теории и практики функционирования руководителя территориального органа внутренних дел, определение его роли в процессе оперативно-разыскной деятельности, по-нашему мнению, является ключевым фактором в процессе организации оперативно-разыскной деятельности.
Собранная эмпирическая база проведенных исследований, практического опыта работы, а также научных и исследовательских теоретических постулатов, выработанных в ходе определения места и роли руководителя территориального органа внутренних дел в процессе оперативно-разыскной деятельности, дают в полной мере взвешенно и обоснованно определить, что руководитель территориального органа внутренних дел несет ответственность за общие результаты оперативно-разыскной деятельности. Однако, как мы полагаем, внедрение в практическую плоскость его функционала элементов механизма персонального контроля и личной ответственности за раскрытие убийств, преступлений, предусмотренных статьей 209 УК РФ (Бандитизм), статьей 210 УК РФ (Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)), а также должностных преступлений сотрудников органов внутренних дел создают условия и дают основания к повышению эффективности оперативно-разыскной деятельности, достижению приоритетных целей и задач в указанной сфере. Соответственно, приведенные аргументы актуализируют необходимость изучения и проработки вопроса об определении места и роли руководителя территориального органа внутренних дел в практическом процессе организации оперативно-разыскной деятельности.
Таким образом, разработка теоретических, правовых и организационных вопросов с целью решения ряда проблем, таких как формирование научно обоснованной точки зрения о понятии «руководитель органа оперативно-розыскной деятельности» и наиболее полного представления о его правовом статусе; уточнение функций руководителя территориального органа внутренних дел как участника оперативно-разыскной деятельности; определение его роли в процессе оперативно-разыскной деятельности как организатора данного процесса и гаранта законности при его осуществлении, а также ряд других предопределяют необходимость проведения соответствующего исследования.
При этом важно заметить, что определению сущности оперативно-разыскной деятельности, в том числе определению круга ее участников и их роли в процессе реализации данной деятельности посвящены труды многих исследователей. Среди наиболее значимых в плане разработки данной проблематики выделяются труды В. М. Атмажитова, И. И. Басецкого, О. А. Вагина, К. К. Горяинова, В. А. Гусева, Е. А. Доля, Н. С. Железняка, А. В. Земскова, В. С. Шадрина, А. В. Шахматова, А. Ю. Шумилова, И. П. Козаченко, Е. С. Лапина, В. С. Овчинского, Н. В. Павличенко, Г. К. Синилова, М. П. Смирнова, А. В. Федорова, А. Е. Чечетина и ряда других.
Вместе с тем, непосредственно вопросам определения места и роли руководителя территориального органа внутренних дел в процессе оперативно-разыскной деятельности, обозначения его как участника данного процесса, посвящено достаточно небольшое количество исследований, в которых данные позиции рассматриваются в большей степени обособленно. Среди них можно выделить работы Б. Е. Власова, И. Н. Железняка, В. Ф. Луговика, Н. М. Погорова, А. С. Самоделкина, А. Д. Ульянова и некоторых других.
В то же время, полагаем, что современный этап реформирования системы государственного управления и предъявление новых требований к современному руководителю генерируют необходимость определения места и роли руководителя территориального органа внутренних дел в процессе оперативно-разыскной деятельности и формирования его образа как непосредственного участника и организатора данной деятельности.
С данной позиции указанный субъект оперативно-разыскной деятельности должным образом еще не рассматривался и не нашел отражения в научной литературе. При этом, на наш взгляд, необходимость в этом назрела.
 

Список литературы

1. Атмажитов В. М., Бобров В. Г. Об основных направлениях дальнейшего развития теории оперативно-розыскной деятельности ОВД // Актуальные вопросы теории и практики оперативно-розыскной деятельности: Труды Академии управления МВД России. М., 2001. С. 7-30.

2. Бакланов Л. А. Гласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: монография / М-во внутренних дел Российской Федерации, Тюменский ин-т повышения квалификации сотрудников МВД России. Тюмень: ТИПК МВД России, 2015. 125 с.

3. Бондарь Т. И. Определение субъекта оперативно-розыскных мероприятий - залог соблюдения принципа законности в оперативно-розыскной деятельности // Оперативно-розыскная работа. 2013. № 4 (210). С. 32-39.

4. Луговик В. Ф., Лугович С. М. Правовой статус оперуполномоченного при проведении оперативно-розыскных мероприятий: монография. М.: Инфра-М, 2018. 154 с.

5. Маслов А. А. Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в современных условиях: монография. М.: ВНИИ МВД России, 2014. 132 с.

6. Чечетин Е. А. Обеспечение прав личности при проведении оперативно-розыскных мероприятий: монография. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2016., 232 с.

7. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел. Общая часть: курс лекций: в 2 ч. / под общ. ред. Н. С. Железняка. Красноярск: Сибирский юрид. институт МВД России, 2007. Ч. 1. 280 с.

8. Выступление Президента Российской Федерации В. В. Путина на расширенном заседании коллегии МВД России 3 марта 2021 года. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/deliberations/65090 (дата обращения: 12.03.2021).

9. Самоделкин А. С. Место и роль руководителей оперативных подразделений в координации оперативно-розыскной деятельности // Общество и право. № 1 (55), 2018. С. 215-220.

10. Об оперативно-розыскной деятельности: федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33, ст. 3349.


Войти или Создать
* Забыли пароль?