ON THE QUESTION OF THE NEED TO DETERMINE THE PLACE AND ROLE OF THE HEAD OF THE TERRITORIAL BODY OF INTERNAL AFFAIRS IN THE PROCESS OF OPERATIONAL SEARCH ACTIVITIES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The study of the problems of the theory and practice of the functioning of the head of the territorial body of internal affairs, the definition of his role in the process of operational-search activities is a key factor in the process of organizing operational-search activities. Within the framework of this article, the author points out the shortcomings of the legal framework and the lack of knowledge of the ways of coordinating operational and investigative activities that directly affect the deterrence of crime. In addition, there is a lack of efficiency in the exercise of their powers by the heads of operational-search activity bodies, including the inconsistency of its organization and functioning with the trends in the development of society.

Keywords:
law enforcement agency, the system of internal affairs bodies, the territorial body of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation, the head of the territorial body, operational and investigative activities
Text
Publication text (PDF): Read Download

Характеристика состояния современной преступности в российском государстве и сохраняющийся ее высокий уровень вызывают справедливое недовольство общества процессом реагирования правоохранительной системы на ее организованность, мобильность, гибкость и быструю приспособляемость к изменяющимся факторам среды функционирования.
Проведенные научным сообществом и практиками исследования [1—7] показывают, что правоохранительная система Российского государства осуществляет целенаправленную деятельность по сдерживанию преступности, в том числе путем совершенствования оперативно-разыскной деятельности уполномоченных органов, однако существующие недостатки современной правовой базы и недостаточная изученность способов координации данной деятельности не позволяют в полной мере влиять на сформировавшееся положение дел в обозначенной сфере.
Считаем, что рядом причин, сдерживающих результативность функционирования системы борьбы с преступностью, являются недостаточная эффективность реализации своих полномочий руководителями органов оперативно-разыскной деятельности, несоответствие ее организации и функционирования тенденциям развития общества, а также трансформация современной преступности, которая характеризуется интенсивностью динамики угроз при возрастающих со стороны общества требованиях к обеспечению своей безопасности.
Потребность решения проблем, препятствующих процессу совершенствования оперативно-разыскной деятельности, актуализируются с учетом требований Президента Российской Федерации В. В.Путина о важности существенно активизировать работу по целому ряду направлений деятельности, в том числе используя оперативный потенциал, «чтобы выйти на новые рубежи в повышении уровня безопасности людей, в обеспечении надежной защиты их прав, свобод и собственности. И прежде всего наступательно бороться с криминальной угрозой» [8].
Актуальность рассмотрения вопроса о месте и роли руководителя территориального органа внутренних дел в процессе оперативно-разыскной деятельности обусловливается также экстраполирующимся в стране процессом совершенствования системы государственного управления, который предъявляет повышенные требования к руководителю государственной организации, в том числе к начальнику территориального органа внутренних дел.
При этом данный процесс совершенствования диктует необходимость уточнения его правового статуса и возможностей управленческого воздействия на все подчиненные ему структурные элементы возглавляемого им органа и направления его деятельности, включая, как мы полагаем, оперативно-разыскную деятельность.
Значимость исследования проблематики определения места руководителя территориального органа внутренних дел в процессе оперативно-разыскной деятельности возрастает также с учетом известного постулата о его роли в данном процессе по координации действий различных органов оперативно-разыскной деятельности, структурно включенных в состав возглавляемого им территориального органа внутренних дел и должностных лиц [9].
В то же время Федеральный закон от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [10], определяя полномочия и обязанности руководителя оперативно-разыскного органа, не содержит понятие и термин «руководитель оперативно-разыскного органа», что, в свою очередь, не создает достаточно полного и ясного представления о его правовом статусе и роли в системе организации оперативно-разыскной деятельности.
Соответственно, представляется, что существующее законодательство, регулирующее сферу оперативно-разыскной деятельности, не в полной мере отвечает современным требованиям борьбы с преступностью и практическому аспекту работы руководителя по реализации возложенных на него полномочий в данной сфере, нуждаясь в дальнейшем совершенствовании.
Следовательно, исследование проблем теории и практики функционирования руководителя территориального органа внутренних дел, определение его роли в процессе оперативно-разыскной деятельности, по-нашему мнению, является ключевым фактором в процессе организации оперативно-разыскной деятельности.
Собранная эмпирическая база проведенных исследований, практического опыта работы, а также научных и исследовательских теоретических постулатов, выработанных в ходе определения места и роли руководителя территориального органа внутренних дел в процессе оперативно-разыскной деятельности, дают в полной мере взвешенно и обоснованно определить, что руководитель территориального органа внутренних дел несет ответственность за общие результаты оперативно-разыскной деятельности. Однако, как мы полагаем, внедрение в практическую плоскость его функционала элементов механизма персонального контроля и личной ответственности за раскрытие убийств, преступлений, предусмотренных статьей 209 УК РФ (Бандитизм), статьей 210 УК РФ (Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)), а также должностных преступлений сотрудников органов внутренних дел создают условия и дают основания к повышению эффективности оперативно-разыскной деятельности, достижению приоритетных целей и задач в указанной сфере. Соответственно, приведенные аргументы актуализируют необходимость изучения и проработки вопроса об определении места и роли руководителя территориального органа внутренних дел в практическом процессе организации оперативно-разыскной деятельности.
Таким образом, разработка теоретических, правовых и организационных вопросов с целью решения ряда проблем, таких как формирование научно обоснованной точки зрения о понятии «руководитель органа оперативно-розыскной деятельности» и наиболее полного представления о его правовом статусе; уточнение функций руководителя территориального органа внутренних дел как участника оперативно-разыскной деятельности; определение его роли в процессе оперативно-разыскной деятельности как организатора данного процесса и гаранта законности при его осуществлении, а также ряд других предопределяют необходимость проведения соответствующего исследования.
При этом важно заметить, что определению сущности оперативно-разыскной деятельности, в том числе определению круга ее участников и их роли в процессе реализации данной деятельности посвящены труды многих исследователей. Среди наиболее значимых в плане разработки данной проблематики выделяются труды В. М. Атмажитова, И. И. Басецкого, О. А. Вагина, К. К. Горяинова, В. А. Гусева, Е. А. Доля, Н. С. Железняка, А. В. Земскова, В. С. Шадрина, А. В. Шахматова, А. Ю. Шумилова, И. П. Козаченко, Е. С. Лапина, В. С. Овчинского, Н. В. Павличенко, Г. К. Синилова, М. П. Смирнова, А. В. Федорова, А. Е. Чечетина и ряда других.
Вместе с тем, непосредственно вопросам определения места и роли руководителя территориального органа внутренних дел в процессе оперативно-разыскной деятельности, обозначения его как участника данного процесса, посвящено достаточно небольшое количество исследований, в которых данные позиции рассматриваются в большей степени обособленно. Среди них можно выделить работы Б. Е. Власова, И. Н. Железняка, В. Ф. Луговика, Н. М. Погорова, А. С. Самоделкина, А. Д. Ульянова и некоторых других.
В то же время, полагаем, что современный этап реформирования системы государственного управления и предъявление новых требований к современному руководителю генерируют необходимость определения места и роли руководителя территориального органа внутренних дел в процессе оперативно-разыскной деятельности и формирования его образа как непосредственного участника и организатора данной деятельности.
С данной позиции указанный субъект оперативно-разыскной деятельности должным образом еще не рассматривался и не нашел отражения в научной литературе. При этом, на наш взгляд, необходимость в этом назрела.
 

References

1. Atmazhitov V. M., Bobrov V. G. About the main directions of further development of the theory of operational-search activities of OVD. Topical issues of the theory and practice of operative-search activity: proceedings of the Academy of the interior Ministry of Russia. M., 2001. P. 7-30. (In Russ.)

2. Baklanov L. A. Open the inspection of premises, buildings, structures, terrain and vehicles in operational investigative activities of the internal Affairs bodies: monograph / Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Tyumen Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Tyumen: TIPK of the Ministry of Internal Affairs of Russia Publ., 2015. 125 p. (In Russ.)

3. Bondar T. I. The definition of the subject of operational-investigative measures-the pledge of compliance with the principle of legality in operational-investigative activities. Operational-search work, 2013, no. 4 (210), pp. 32-39. (In Russ.)

4. Lugovik V. F., Lukovic S. M. Legal status to the security officer when carrying out quickly-search actions: monograph. Moscow: Infra-M Publ., 2018. 154 p. (In Russ.)

5. Maslov A. A. fundamentals of operational and investigative activities of the internal Affairs bodies in modern conditions: monograph. Moscow: VNII MVD of Russia Publ., 2014., 132 p. (In Russ.)

6. Chechetin E. A. Ensuring the rights of the indivi­dual during the conduct of operational search activities: monograph. Saint-Petersburg: Publishing House of the Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2016. 232 p. (In Russ.)

7. Operational and investigative activities of the internal affairs bodies. General part: a course of lectures: in 2 hours / under the general ed. of N. S. Zheleznyak. Krasnoyarsk: Sibirskiy yurid. institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia Publ., 2007. Part 1. 280 p. (In Russ.)

8. Speech of the President of the Russian Federation V. V. Putin at the enlarged meeting of the Board of the Ministry of Internal Affairs of Russia on March 3, 2021. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/deliberations/65090 (accessed 12.03.2021). (In Russ.)

9. Samodelkin A. S. The place and role of the heads of operational divisions in the coordination of operational and investigative activities. Society and law, 2018, no. 1 (55), pp. 215-220. (In Russ.)

10. On Operational and investigative activities: fede­ral law no. 144-FZ of August 12, 1995. Collection of legi­slative acts of the RF, 1995, no. 33, art. 3349. (In Russ.)


Login or Create
* Forgot password?