ДИВЕРСИФИКАЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ И ЕЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Актуальность темы исследования определяется поставленной Президентом Российской Федерации задачей увеличения доли гражданской продукции и продукции двойного назначения, обусловленной необходимостью повышения загрузки мощностей предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в условиях снижения доли государственного оборонного заказа. В статье представлены прогнозы вариантов выпуска продукции гражданского и военного назначения на среднесрочный период в части развития ОПК, доказывается необходимость развития диверсификации для обеспечения экономической безопасности предприятий ОПК, раскрываются особенности осуществления диверсификации оборонных предприятий, а также рассматриваются вопросы внесения изменений в постановления Правительства Российской Федерации, необходимых для активизации работ по диверсификации предприятий ОПК.

Ключевые слова:
экономическая безопасность, диверсификация, ОПК, промышленные предприятия, нормативные правовые акты
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Актуальность темы исследования определяется поставленной Президентом Российской Федерации задачей диверсификации ОПК России. Доля гражданской продукции, выпускаемой организациями ОПК, к 2020 году должна составить не менее чем 17% от всей промышленной продукции комплекса, к 2025 году – 30%, к 2030 году – 50% [1]. 
Поставленная задача обусловлена тем, что объем промышленной продукции, произведенной организациями ОПК, в сопоставимых ценах впервые за два десятилетия снизился (на 2,5%) за счет резкого падения выпуска продукции военного назначения (рис. 1). 

Рис. 1. Варианты прогноза выпуска продукции гражданского 
и военного назначения на среднесрочный период в части развития ОПК

С 2018 года выпуск продукции за счет диверсификации стал увеличиваться. В 2019 году объем гражданской продукции увеличился на 8,9%, а ее доля в промышленности ОПК составила 21% [2]. Таким образом, источник роста продукции ОПК за счет государственного оборонного заказа практически исчерпал свои возможности. В связи с этим диверсификация производства становится единственным путем развития предприятий ОПК, обеспечивающих их экономическую безопасность [3].
Выполнение установленных Президентом Российской Федерации высоких требований к уровню диверсификации ОПК невозможно без проведения 
масштабной работы, направленной на совершенствование методов нетарифного стимулирования выпуска продукции гражданского назначения и продукции двойного назначения, активизации интеграции организаций оборонной и гражданских отраслей, использования различных незадействованных резервов предприятий, концентрации ресурсов на перспективных проектах. Необходимость реализации комплексного подхода к диверсификации актуализирует задачу по разработке различных стратегий и организационно-технологических схем перехода организаций к увеличению выпуска гражданской продукции, исследования потенциала совместных инвестиционных программ предприятий, входящих в состав производственной кооперации, проведения анализа ресурсного обеспечения реализации государственной политики в ОПК, в том числе с целью точечного введения различных мер государственной поддержки с учетом уже проводимых мероприятий, а также потенциала финансирования проектов со стороны институтов развития.
Сегодня ключевой задачей становится коммерциализация технологий, бережливое производство, увеличение прибыли для ее инвестирования в новые высокорентабельные производства. Возможно включение в контур диверсифицируемых предприятий внешних команд, обладающих необходимыми компетенциями.  При этом потребуется создать современную систему маркетинга для продвижения гражданской высокотехнологичной продукции на внутренний и внешние рынки. Также необходима переориентация предприятий ОПК на новые бизнес-модели и построение новой системы кооперации [4, с. 48]. 
Диверсификация предприятий ОПК в условиях военно-гражданской интеграции – это трансформация модели бизнеса предприятий. Она направлена на освоение новых рынков продукции гражданского и двойного назначения на основе формирования рыночных компетенций, адаптивности и мобильности предприятий, привлечения субъектов малого и среднего бизнеса к выпуску гражданской продукции и продукции двойного назначения (рис. 2). При этом наиболее эффективно должны использоваться экономический, научно-технологический и производственный потенциал.

Для активации работ по диверсификации предприятий ОПК необходимо внесение изменений в следующие постановления Правительства Российской Федерации [6]:
постановление Правительства РФ от 16 мая 2016 года № 425-8 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие оборонно-промышленного комплекса”»; 
постановление Правительства РФ от 17 апреля 2018 года № 459 «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса в государственную корпорацию развития “ВЭБ.РФ” в целях компенсации недополученных доходов по кредитам, выдаваемым в рамках поддержки производства высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения организациями оборонно-промышленного комплекса»;
постановление Правительства РФ от 21 января 2020 года № 26 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выдаваемым в рамках поддержки производства высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения организациями оборонно-промышленного комплекса»;
постановление Правительства РФ от 30 марта 2009 года № 265 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета организациям оборонно-промышленного комплекса субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации “Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)” на осуществление инновационных и инвестиционных проектов по выпуску высокотехнологичной продукции»; 
постановление Правительства РФ от 20 июня 2018 года № 707 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям оборонно-промышленного комплекса на возмещение затрат, связанных с высокопроизводительными вычислениями, включая суперкомпьютерные технологии в интересах создания вооружения, военной и специальной техники»;
постановление Правительства РФ от 14 марта 2017 года № 295 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям оборонно-промышленного комплекса на создание и развитие системы повышения квалификации и переподготовки работников по наиболее востребованным направлениям подготовки на условиях софинансирования»;
постановление Правительства РФ от 14 марта 2017 года № 294 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям оборонно-промышленного комплекса на осуществление мероприятий по мониторингу кадровой обеспеченности организаций оборонно-промышленного комплекса и информационно-аналитической поддержке работ в сфере сохранения и развития кадрового потенциала оборонно-промышленного комплекса»; 
постановление Правительства РФ от 30 сентября 2019 года № 1275 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение части затрат на внедрение отечественного программного обеспечения в организациях оборонно-промышленного комплекса»;
 постановление Правительства РФ от 6 июля 2015 года № 677 «Об утверждении Правил предоставления субсидий организациям оборонно-промышленного комплекса – головным исполнителям (исполнителям) государственного оборонного заказа на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации “Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк)”»;
постановление Правительства РФ от 27 декабря 2019 года № 1878 «Об утверждении Правил предоставления в 2020–2022 годах субсидий из федерального бюджета организациям оборонно-промышленного комплекса, производящим продукцию станкостроения, для возмещения части затрат, понесенных в период с 2017 по 2022 год на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации развития “ВЭБ.РФ”, на пополнение оборотных средств и (или) на финансирование текущей производственной деятельности».
Таким образом, стимулирование диверсификации предприятий ОПК на государственном уровне будет способствовать изменению производственно-технологической структуры и обеспечению загрузки мощностей предприятий ОПК, что обеспечит их прибыльную работу и экономическую безопасность предприятий ОПК России. 
 

Список литературы

1. Перечень поручений Президента РФ от 17 февраля 2018 года № Пр-288 по итогам совещания по вопросу диверсификации производства продукции гражданского назначения организациями ОПК. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 14.10.2020).

2. Бочкарев О. Доля гражданской продукции в ОПК в 2019 году составляет 21% // ТАСС. URL: https://tass.ru/ekonomika/6458530 (дата обращения: 14.10.2020).

3. Титов О.А., Цветцых А.В., Данильченко Ю.В. Модель проектирования вертикально интегрированной корпоративной структуры оборонно-промышленного комплекса // Менеджмент социальных и экономических систем. 2017. № 4. С. 18-25.

4. Подоляк О.О., Кузьмин В.В. Диверсификация как механизм обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики России // На страже экономики. 2017. № 3 (3).

5. Механизмы диверсификации промышленных предприятий России в условиях военно-гражданской интеграции: маркетинговый аспект / С.С. Голубев, Т.А. Беркутова, Е.Е. Шурукова, С.К. Гасанбеков // Финансовая экономика. 2020. № 8. С. 36-40.

6. Фролов И.Э. Диверсификация ОПК: цель, промежуточный этап или средство развития? // Новый оборонный заказ. Стратегии. 2019. № 4. С. 74-77.


Войти или Создать
* Забыли пароль?