Серьезной угрозой экономической безопасности государства является коррупция во власти, во многом являющаяся результатом несовершенства правовых норм, регулирующих публично-правовые отношения. Реализация потенциала административных процедур как средства обеспечения экономической безопасности может быть решением сложившейся экономико-правовой проблемы.
Основная задача анализа факторов эффективности административных процедур в механизме обеспечения экономической безопасности заключается в том, чтобы познать взаимосвязь между состоянием экономической безопасности и имеющихся проблем в ее достижении.
Факторы эффективности административных процедур в механизме обеспечения экономической безопасности дихотомически можно разделить на социальные и несоциальные. В большей степени данные условия носят социальный характер. Тем не менее нельзя полностью исключать и факторы несоциального характера (природного, техногенного). Социальные факторы можно подвергнуть градации, выделить при этом факторы внешней среды и факторы внутренней среды. Условия внешней среды способны объединять политические, экономические, социально-культурные факторы. Согласимся с мнением С.А. Афонцева, который, исследуя проблемы экономической безопасности России в контексте рыночной трансформации, пишет: «Изменение правовых и административных институтов может быть осуществлено политическими решениями, «внешними» для правовой и административной систем. Эти решения могут быть ориентированы как на внедрение качественно новых институтов (в т. ч. заимствованных из мирового опыта), так и на фактическую фиксацию стихийно сложившихся неформальных институтов.
Социально-культурные факторы рассматривается предельно широко, сюда можно отнести факторы, связанные с правовой культурой, правовым сознанием, субкультурой и контркультурой.
Условия внутренней среды имеют непосредственную связь с элементами механизма обеспечения экономической безопасности, к ним можно отнести правовые и институциональные факторы. К правовым, в свою очередь, относим качество законодательства и качество правоприменительной деятельности.
Качество закона во многом определяется уровнем его коррупционности. Например, законодательство об административных правонарушениях предоставляет возможность реализации согласительной административной процедуры, где прослеживается идея компромисса сторон. Так, в норме, устанавливающей обстоятельства, которые смягчают административную ответственность, указано, что оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействие органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, является условием, которое смягчает его административную ответственность. Полагаем, что в целях снижения коррупционного риска необходимо ограничение свободы усмотрения правоприменителя при назначении административного наказания. Для этого достаточно будет четко регламентировать процедуру назначения наказания (снижение размера и (или) вида наказания).
Другой фактор относится к качеству правоприменения, это явление разностороннее, которое включает в себя не только осуществление самих административных процедур, закрепленных в процессуальных правовых нормах, но также и большое число неформальных связей и отношений. Ведя речь о данной группе условий, важно отметить, что даже самая совершенная норма, рассчитанная на правильное применение, будет неэффективной, если практика ее применения окажется не соответствующей предъявляемым к ней требованиям.
Эффективность реализации административных процедур в механизме обеспечения экономической безопасности зависит также от условий, связанных с непосредственным управлением и регулированием деятельности субъектов реализации административных процедур. Полагаем, такие институциональные факторы можно условно подвергнуть градации на ресурсные, кадровые, функциональные предпосылки.
Очевидно, в предложенном варианте факторного анализа перечислены не все факторы эффективности реализации административных процедур как средства обеспечения экономической безопасности. По большому счету, такая цель и не определялась в качестве основной, так как в основу факторного анализа был положен принцип системности. Данный анализ является попыткой демонстрации каркаса условий, их своего рода опорой, где конструктивными блоками являются основные группы факторов, оказывающих как положительное, так и отрицательное влияние на эффективность реализации административных процедур как средства экономической безопасности.