Основная ценность — человек. Общая цель человека — выживание (как постоянный, воспроизводящийся процесс) в условиях ограниченности ресурсов и наличия конкуренции (в том числе — прямого противодействия иных существ). Экономическая безопасность должна рассматриваться, прежде всего, с этой точки зрения.
Единственное конкурентное преимущество человека — способность перерабатывать достаточно большие объемы информации в режиме реального времени. Поэтому для выживания необходимо, чтобы информация, во-первых, была; а во-вторых, имелся механизм по переработке ее во что-либо съедобное. Для этого человеку требуется общество, поэтому далее мы будем говорить не об отдельном человеке, но о человечестве.
Непосредственным механизмом более эффективного обращения информации в нечто полезное на всем протяжении человеческой истории являлось разделение труда.
Однажды порожденное им усложнение общественной жизни, причем — никогда не осознаваемое в полном объеме, создало целый ряд посредников между человечеством и его целью — вместо самоуправления возникает государственный аппарат, экономика опосредуется хрематистикой и т. д. Общественные отношения становятся отчужденными. Причем, любой посредник, однажды возникнув, начинает относительно самостоятельное развитие с целью собственного выживания, что дополнительно осложняет и запутывает отношения в обществе.
Логика саморазвития разделения труда (питаемая простым желанием людей жить все лучше и безопаснее) довела его до крайнего предела. Если во все прошедшие эпохи порожденные им классы могли существовать только вместе и составляли пусть противоречивое, но единство, то уже фордовский конвейер поставил вопрос о кардинальной смене закономерностей развития. Он создает возможность (и требует) замены всех, кто занят трудом, описываемым однозначным алгоритмом, не-человеком, программируемым автоматом. Человеку же остается решение только элитарных задач — с не до конца определенными начальными условиями и допускающих неустойчивость относительно малых изменений этих условий.
Но среди решающих эти задачи — постижения истины, сотворения красоты и утверждения блага, выявления идеала развития и постановки целей по его реализации — разделения труда нет и быть не может. Вся предшествующая история человечества (диалектически) отрицается.
Попытки же сохранить разделение труда в этих условиях, во-первых, отправляют в социальное небытие большую часть людей (те, кто не способен решать элитарные задачи, просто не нужны), причем необратимо — не только для них, но и для потомков; во-вторых, запускает цепную воспроизводящуюся реакцию выделения из элиты очередной сверхэлиты с отбрасыванием оставшихся в категорию невостребованных — до полного «обнуления» человечества.
Более того, не решив еще задачи — что делать с работягами от конвейера, теми, кто сейчас не способен решать простейшие элитарные задачи, занялись разработкой и внедрением систем искусственного интеллекта (СИИ), которые «обнуляют» еще и тех, кто решает уже элитарные задачи на тактическом уровне.
Заметим, что договориться с СИИ люди, не решив свои внутренние проблемы, не смогут. Перспектива создания не-человеческого, точнее, без-человеческого мира становится реальностью.
Поэтому для обеспечения безопасности вообще, экономической в частности, необходимым становится снятие отчуждения. Для экономики это означает снятие задач хрематистики и редуцирование до разумной организации удовлетворения потребностей людей (т. е. парадоксальным образом отрицание самой экономики), а организации — до технологий удовлетворения таковых.
Снять с полки томик Маркса, сдуть с него пыль и прочитать — становится задачей выживания.