Получение качественного образования для каждого гражданина нашей страны является жизненно-важным принципом. Сегодня хорошее образование является для каждого индивида неоценимым благом, дающим ему возможность занять свое место в обществе высококвалифицированных и ценных кадровых работников.
Сегодня система образования в России стремительно меняется. Любая вновь вводимая модель «a priory» не совершенна и нуждается в профессиональном и грамотном подходе к ней. Развитие современного российского общества в условиях меняющихся инноваций является императивом, и его нельзя уже представить иначе. Тенденции стремительного роста новых образовательных технологий и умение работать с ними в условиях инновационного содержания учебных дисциплин нуждаются в профессиональном подходе и детальном анализе. Поэтому частое использование таких понятий, как «инновация» и «технология» направляет нас на проведение этимологического анализа указанных дефиниций. Так, во всемирной философской энциклопедии «инновация» (пер. с англ. innovation) означает нововведение — явления культуры, а этимология понятия «технология» — techne (греч.) — мастерство, искусство и logos (греч.) — понятие, учение, слово.
Осмысление современной технологии обучения является дидактической проблемой, принадлежащей как к традиционной классической, так и к современной педагогике. В качестве научной дефиниции «технология» проникла в педагогическую науку в середине XX столетия. Главной предпосылкой такого явления послужило стремительное развитие научно-технического прогресса, которое и привело к полной кульминации техники во всех отраслях деятельности человека, в том числе и в образовании.
Таким образом, стремительно развивающийся общественный прогресс во всех сферах жизнедеятельности общества привел к прямой зависимости человека от цифровых технологий и как следствие породил идею внедрения новых методик в систему образования, к которым, увы, не каждый обучающийся и педагог были готовы. Безусловно, уже сегодня трансформация российского образования в рамках цифровизации стремительно развивается, и этот процесс невозможно остановить, а разработка и внедрение различных форсайт-проектов, направленных на длительную перспективу развития российского образования, еще раз это подтверждает. В современной научной литературе очень часто встречается термин «цифровизация», однако все толкуют его по-разному. Поэтому мы будем употреблять его в самом распространенном смысле, то есть под цифровизацией следует понимать повсеместное внедрение цифровых технологий в разные сферы жизни: промышленность, экономику, образование, культуру, обслуживание.
Многие ученые считают, что цифровизация системы образования служит базисом для перехода на новый уровень образования, целью которого должна стать комплексная подготовка будущего специалиста на рынке труда. Специалисты в свою очередь обязаны усвоить инновационные технологии и методы, но при этом продолжать непрерывный процесс дистанционного онлайн-обучения.
Прерогативой цифровизации российской системы образования является в первую очередь отказ от привычной всем классической системы образования, а внедрение инновационных образовательных технологий должно полностью реформировать все ныне существующие формы и методы образования. Поэтому концепция цифровизации системы российского образования, несомненно, является перспективной, но как любая вновь вводимая модель имеет свои достоинства и недостатки. Например, анализируя возможные риски в условиях цифровизации, ученые были обеспокоены множеством факторов, которые прямо указывали на несовершенство инновационного мышления у современных людей, без которого невозможно формирование стратегии развития общества. Вследствие чего этот недостаток порождает ряд проблем во всех сферах социально-экономического управления. Одной из проблем, с которой сегодня сталкиваются юристы, является динамично развивающийся уровень киберпреступности, требующий правового обеспечения функционирования мирового цифрового пространства. Указанная проблема направлена на эффективное обеспечение и организацию кибербезопасности, так как появился новый вид преступности, именуемый организованная киберпреступность. Для эффективной борьбы с киберпреступностью юрист должен обладать специальными знаниями.
В будущем цифровизация образования с неизбежностью приведет к резкому сокращению штата учителей в школах и преподавателей в образовательных организациях среднего и высшего образования, и уже сейчас все предпосылки для этого имеются, поскольку цифровизация образования позволит не только получать образование удаленно, но также совершенствовать и повышать свои профессиональные навыки. Такая организация учебного процесса, несомненно, является экономически выгодной и не требует дополнительных расходов, если речь идет о сотрудниках бюджетной сферы, находящихся на полном государственном обеспечении. Например, к этой категории можно отнести слушателей факультета заочного обучения образовательных организаций системы МВД России. Но, с другой стороны, ученые и футурологи разделяют мнение о том, что роль преподавателя как обязательного субъекта образования в будущем не будет востребована, а на смену ему придет виртуальный педагог — симулятор компьютерной программы. Однако роль реального учителя заключается в формировании и воспитании у обучающихся духовно-нравственных, моральных и этических ценностей, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Отсюда следует, что, ни одна компьютерная модель не сможет в духовном плане заменить реального педагога.
Таким образом, любая инновационная разработка и методика преподавания не должны вытеснять проверенную временем и во многом оправданную существующую систему образования. Поэтому цифровизация российского образования должна привести только к положительному прогнозу и каждый высококвалифицированный педагогический работник должен осознать, что без реального педагога образовательный процесс немыслим.