ОПТИМИЗАЦИЯ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ЗАЩИТЕ ЭКОНОМИКИ — ЗАЛОГ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В современных условиях, когда российская экономика столкнулась с определенными экономическими трудностями, для ее защиты необходимо определить новый подход в работе правоохранительных органов, в том числе и органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, где речь следует вести об оптимизации этих подразделений. Оптимизацию оперативных подразделений следует рассматривать как выбор той структуры, которая способствовала бы обеспечению и защите экономического роста.

Ключевые слова:
оптимизация оперативных подразделений, органы внутренних дел, оперативно-разыскная деятельность, преступления экономической направленности, обеспечение и защита экономического роста
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Экономическая преступность в современный период времени представляет реальную угрозу для национальной экономики России. По мнению исследователей, это серьезная угроза экономической безопасности России [1]. Причиной тому является отличие преступности в данной сфере от преступности другой направленности (общеуголовной, должностной и т. д.), и прежде всего своей спецификой. Преступления в сфере экономики совершаются с учетом знаний хозяйственных процессов, специфики хозяйственной деятельности, влияющей на выбор преступниками способа совершения преступлений.
Для того чтобы противостоять криминалу, действующему в сфере экономики, государству необходимо предпринять соответствующие адекватные меры. Сегодня правоохранительная система, в том числе и оперативные подразделения, должны сделать все возможное, чтобы очистить экономику от криминала и при этом защитить интересы и собственность добросовестных предпринимателей [2].
Именно по этой причине выявление преступлений в сфере экономики является важной задачей, стоящей перед правоохранительной системой и в первую очередь перед органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, обеспечивающими экономическую безопасность. Для таких подразделений защита экономического роста является первостепенной задачей. Организация оперативно-разыскной деятельности должна быть направлена на обнаружение признаков состава преступлений экономической направленности, установление лиц, причастных к совершению преступлений такой категории дел.
Информацию о преступной деятельности в сфере экономики получают оперативные сотрудники различных правоохранительных ведомств. Например, это могут быть сотрудники Министерства внутренних дел (подразделения полиции: уголовного розыска, экономической безопасности и противодействия коррупции и др.), Федеральной службы безопасности (подразделения экономической безопасности и др.), Федеральной таможенной службы (оперативные аппараты) и другие специальные субъекты оперативно-разыскного предупреждения экономических преступлений. Все они объединены общностью задач по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений экономической направленности.
Деятельность по борьбе с преступлениями в сфере экономики осуществляется «…многими субъектами разнообразными способами, средствами и методами. Цели и задачи деятельности и компетенция органов, ответственных за экономическую безопасность страны, также различны» [3, с. 7]. Их усилия направлены на предупреждение, своевременное выявление негативных тенденций, происходящих в сфере экономики, устранение обстоятельств, способствующих совершению преступлений, и осуществление упреждающих действий по недопущению совершения преступлений экономической направленности. Все это способствует защите экономического роста, а значит, и всей экономики страны.
Полномочия оперативных подразделений определяются, как правило, их уголовно-правовой компетенцией и теми функциями, которые на них возложены [4]. По мнению А.Ю. Арефьева, «наиболее важным и перспективным направлением повышения эффективности борьбы с преступными посягательствами в сфере экономики в период развития рыночных отношений является комплексное использование сил и средств органов — специальных субъектов оперативно-розыскного обеспечения предупреждения преступления. В первую очередь речь может идти об органах внутренних дел и их подразделениях по борьбе с экономическими преступлениями, поскольку система органов внутренних дел и такая их подсистема, как подразделения БЭП (в настоящее время — ЭБиПК. — А.В.) [5], являются ведущей среди государственных органов, являющихся субъектами выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия экономических преступлений» [3, с. 6].
Следует отметить, что оперативно-разыскная деятельность может и должна быть использована для защиты экономического роста, а значит, и всей национальной экономики страны исключительно государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, и только в пределах своей компетенции и тех задач, которые стоят перед ними.
Последние действуют внутри государственной структуры, являются самостоятельными подразделениями и независимы друг от друга. Их деятельность является необходимой формой защиты национальной экономики от преступных посягательств, которая обусловлена способами совершения некоторых видов преступлений, конспирацией и сокрытием следов при подготовке и совершении.
Организация и структура данного вида деятельности указывают на ее обособленность от других видов государственной деятельности за счет специального круга субъектов, уполномоченных осуществлять ее в пределах своей компетенции. При осуществлении ими оперативно-разыскной деятельности не допускается ее использование для достижения целей и решения задач, не предусмотренных оперативно-разыскным законодательством. Такая деятельность, направленная на защиту национальной экономики от преступных посягательств, реализует эту задачу в системе правовых норм. Только так может быть обеспечена защита экономики, собственности и прав граждан, охраняемых законом.
Проблемы экономической безопасности нашли отражение во всех разделах Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [5]. Существенные изменения, происходящие в последнее время в политической, экономической и иных сферах нашего общества, особенно на фоне роста преступлений экономической и коррупционной направленности, обязывают нас обратиться к Федеральному закону от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Согласно нормам Закона устанавливаются основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции.
«Особое внимание правоохранительных органов, — пишет профессор А.Г. Маркушин, — обращается на совершенствование организации деятельности по установлению лиц, подозреваемых в совершении коррупционных преступлений, выявление имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения, по объему информации и координации деятельности в области противодействия коррупции с правоохранительными органами и специальными службами иностранных государств, а также с международными организациями» [6, с. 94].
Важное значение для оперативных подразделений по борьбе с экономическими преступлениями, например, в системе МВД России отводится уже устаревшему, но еще действующему приказу МВД России от 6 ноября 1997 года № 730 «О мерах по совершенствованию организации работы по борьбе с преступлениями в сфере экономики», где определены задачи по выявлению, пресечению и раскрытию экономических преступлений, возмещению материального ущерба, выявлению причин и условий, способствующих совершению указанных преступлений, а также по внесению предложений для принятия мер по их устранению [7, с. 57].
Состояние экономики в России, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, криминализация общественных отношений выдвигают на первый план экономическую безопасность, которая является важнейшим критерием динамики в нашей стране. Именно в данный период проявляются и прослеживаются существенные недостатки в деятельности правоохранительной системы.
По мнению специалистов, причина кроется в том, что «со сменой приоритетных задач неоднократно менялись названия служб, специализирующихся на борьбе с экономическими преступлениями. Все это в какой-то степени повлияло и привело к укреплению многочисленных криминальных группировок, питательной средой которых стали теневая экономика и преступные формы получения и легализации противоправных доходов» [7, с. 56].
Таким примером могут служить реформирование в 2011 году системы МВД России, реорганизация милиции в полицию и оптимизация деятельности органов внутренних дел. Так, проводимые мероприятия затронули подразделения по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями. В результате на их базе создана единая служба экономической безопасности и противодействия коррупции.
Обсуждаются и другие предложения, например, о проведении очередного реформирования правоохранительных органов, где мероприятия опять коснутся системы МВД России. По замыслу авторов, предложено создать три вида полиции: федеральную, региональную и муниципальную. Одновременно упраздняются отделы и управления по борьбе с экономическими преступлениями и по противодействию коррупции. Их функции передаются общекриминальным подразделениям федеральной полиции и Федеральной службе по расследованию должностных преступлений [8].
На наш взгляд, такие частые реформы не укрепляют систему, а, наоборот, приводят к негативным последствиям, в результате которых меняется качество уголовных дел экономической направленности. Анализ уголовной статистики подтверждает наше предположение. Так, например, выявляются и раскрываются те преступления, которые находятся на «поверхности», то есть они легко устанавливаются и выявляются, а наиболее сложные и замаскированные преступления экономической направленности находятся в «тени». Раскрываемость преступлений в сфере экономики оставляет желать лучшего.
В 2013 году, по сравнению с аналогичным периодом 2012 года, на 18,4% сократилось число преступлений экономической направленности. Всего в 2013 году выявлено 141,2 тыс. преступлений данной категории дел, удельный вес которых составил 6,4%. В 2014 году этот показатель сократился на 24% и составил 107,3 тыс. преступлений, а удельный вес — 5,0%. В 2016 году, по сравнению с 2015 годом, этот показатель сократился на 3,3% и составил 108,8 тыс. преступлений, удельный вес — 5,0%. В 2017 году продолжается снижение преступлений данной категории на 3,4%, всего выявлено 105 тыс. преступлений, а удельный вес — 5,1%. Материальный ущерб от указанных преступлений (по оконченным уголовным делам) в 2013 году составил 229,86 млрд рублей, а за аналогичный период 2014 года этот показатель сократился и составил 194,5 млрд рублей. Такие показатели не должны нас успокаивать. Они не говорят нам, что в стране стали меньше «воровать», наоборот, они подтверждают факты о специфике такой категории дел и о латентности экономических преступлений. В дальнейшем материальный ущерб по данной категории дел стал увеличиваться, и в 2016 году он составил 397,98 млрд рублей, а в 2018 году — 403,8 млрд рублей [9]. Таким образом, наши предположения подтверждает уголовная статистика — при снижении выявленных преступлений экономической направленности материальный ущерб увеличивается.
Изложенное подтверждается и результатами проведенных проверок. Так, например, при проверке столичных подразделений УЭБиПК выявлена слабая работа этих подразделений по декриминализации экономики, почти половина всех возбужденных уголовных дел — о фальшивомонетничестве. Количество выявленных преступлений с крупным и особо крупным размером сократилось почти на 10% [10].
Согласно данным уголовной статистики, в 2014 году в сфере экономической деятельности выявлено 26 737 преступлений, из них изготовление, хранение, перевозка и сбыт поддельных денег или ценных бумаг — 20 525; в 2016 году — 28 967 преступлений, из них изготовление, хранение, перевозка и сбыт поддельных денег или ценных бумаг — 18 685; в 2017 — 30 042 (16 142) [11].
Условия, с которыми сегодня столкнулись и в которых работают оперативные подразделения органов внутренних дел по выявлению и раскрытию преступлений экономической направленности, требуют поиска новых путей совершенствования их деятельности. В подтверждение сказанного, оперативно-следственная практика идет по данному пути, без преувеличения можно отметить, что по преступлениям в сфере экономики и коррупционной направленности результаты оперативно-разыскной деятельности составляют основу доказательственной базы.
Следует отметить, что в современных условиях, когда российская экономика столкнулась с определенными экономическими трудностями, для ее защиты необходимо определить новый подход в работе правоохранительных органов, в том числе и органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность. Здесь речь ведем об оптимизации этих подразделений.
В специальной литературе оптимизацию рассматривают как выбор наилучшего варианта из множества возможных, процесс выработки оптимальных решений, процесс приведения системы в наилучшее (оптимальное) состояние [12]. В Толковом словаре русского языка оптимизация — это выбор наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных [13].
Оптимизацию органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность в сфере экономики, следует рассматривать как приведение ее в такое состояние, которое позволило бы противостоять современным глобальным вызовам и угрозам, а также способствовало их нейтрализации, что содействовало бы защите российской экономики и недопущению ее разрушения.
Для нашего исследования оптимизацию оперативных подразделений следует рассматривать как выбор той структуры, которая способствовала бы обеспечению и защите экономического роста. Сегодня следует говорить не о мероприятиях по реформированию системы правоохранительных органов, в том числе и органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, а о новых подходах в работе по защите экономики от преступных посягательств. В современных условиях существующая система органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность по защите экономики от преступных проявлений, способна в полной мере решать задачи, которые поставлены перед ней.
Однако для защиты экономического роста необходимо структуру органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность по защите экономики и противодействию коррупции, оставить без изменений, но внести в нее определенные коррективы, так как работа оперативных подразделений должна осуществляться «точечно». Перед органами должна стоять задача работать оперативно там, где существуют риски, есть возможность «поживиться» за счет государства, есть признаки преступлений и где совершаются разного рода злоупотребления в экономике. Все то, что подрывает и оказывает негативное влияние на развитие экономического роста.
Такие ситуации необходимо постоянно отслеживать, при этом использовать как агентурную (оперативную), так и аналитическую работу с применением всего комплекса оперативно-разыскных мероприятий и стремиться свести к минимуму разворовывание бюджетных средств, их сокрытие и хищение.
Сегодня с преобразованием национальной экономики началась реализация национальных проектов, которые рассчитаны на долгосрочную перспективу. Для их реализации из федерального бюджета и других источников выделяются значительные, если не сказать беспрецедентно большие ресурсы, которые должны быть израсходованы адресно и рацио­нально. Национальные проекты — это вложение в будущее страны.
Для этого предлагаем на базе федеральных и региональных органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность по защите экономической безопасности, организовать подразделения из числа профессиональных оперативных и аналитических (здесь под аналитической работой следует понимать не общепринятый сбор статистических данных по выявленным и раскрытым преступлениям экономической направленности, а существующие риски, места и способы совершения различных видов экономических нарушений и преступлений) сотрудников, перед которыми поставить задачи по выявлению и пресечению преступлений экономической направленности, различного рода злоупотреблений в финансовой и экономической сферах, выявлению всевозможных рисков, способствующих «разворовыванию» и хищению как бюджетных, так и других денежных средств, выделенных на государственные национальные программы и проекты.

Список литературы

1. Ревин В.П. Влияние экономических реформ на преступность в современной России // Российский следователь. 2007. № 2.

2. Следствием установлено // Российская газета. 2015. 27 февраля.

3. Арефьев А.Ю. Взаимодействие подразделений БЭП в оперативно-розыскном обеспечении предупреждения преступлений: лекция. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2010.

4. Комментарий к Федеральному закону от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» / под ред. А.П. Киселева. 2008. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 03.11. 2017).

5. Собрание законодательства РФ. 2016. № 1, ч. II, ст. 212.

6. Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность: учебник для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2012.

7. Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: учебное пособие / под ред. Г.К. Синилова. М.: Высшее образование. Юрайт-Издат, 2009.

8. Реформа МВД. Вариант Кудрина // Открытая полиция. Проект Комитета гражданских инциатив. URL: https://www.openpolice.ru/news/reforma-mvd-varuant-kudrina (дата обращения: 03.11.2017).

9. Состояние преступности за 2014-18 годы // Официальный сайт МВД России. URL: http://mvd.ru/reports/item.Обращение 09.07.2019 (дата обращения: 09.07.2019).

10. Московская полиция с трудом избежала «неуда» // Известия. 2015. 30 января.

11. Состояние преступности за 2014 год // Официальный сайт МВД России. URL: http://mvd.ru/reports/item (дата обращения: 09.07.2019).

12. Большой Энциклопедический словарь. URL: http://www.vedu.ru/bigencdic/44611 (дата обращения: 02.07.2018).

13. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. URL: http://slovari.ru//search.aspx (дата обращения: 02.07.2018).


Войти или Создать
* Забыли пароль?