Рецензируемый научно-образовательный комплекс состоит из четырех книг1. Современный книжный рынок России вряд ли страдает от дефицита изданий по теории государства и права — учебники и учебные пособия по этой дисциплине занимают в книжных магазинах длинные ряды полок. В основном это книги авторитетных авторов, устоявшихся научных коллективов, переиздающиеся из года в год. Появление принципиально нового издания на этих полках — редкость. В том числе и по этой причине учебный курс по теории государства и права в четырех книгах, разработанный кафедрой теории и истории права факультета права НИУ ВШЭ, несомненно, привлечет внимание заинтересованного читателя.
Научно-образовательный комплекс открывает изданная отдельной книгой программа курса теории государства и права. Заметим, что в последние годы программы учебных курсов эволюционировали не в самую лучшую сторону — превратились из плана изучения учебной дисциплины, адресованного студентам, в тяжеловесный бюрократический отчетный документ для различных проверяющих инстанций. Авторам рецензируемой программы в целом удалось избежать этой напасти. Содержание программы лишено ненужных бюрократических «наворотов» и ориентировано на учебный процесс. В ней — тематический план учебной дисциплины, планы семинарских занятий, дефиниции основных понятий, списки литературы, вопросы для самоконтроля, тематика эссе, рефератов, курсовых и дипломных работ, критерии оценки полученных знаний и навыков, вопросы для экзаменов и зачетов. 
Возникает, однако, следующий вопрос: надо ли было издавать для читателей в виде книги сугубо рабочий учебный документ? Представляется, что в этом есть определенный резон. Программа — это «управляющий центр» данного научно-образовательного комплекса, она задает его «генотип». Все остальные книги так или иначе скоординированы между собой на основе программы. Кроме того, студентам и преподавателям, наверное, будет просто приятно взять в руки на занятиях или на экзамене программу, изданную в виде оригинально оформленной книги.
Следующий элемент научно-образовательного комплекса выглядит и называется также достаточно традиционно — учебник. В условиях современной информационной избыточности, когда студентам доступен в реальном времени гигантский объем информации по любому вопросу, учебники во многом утратили прежнее значение. Из «короля» учебного процесса они превратились в один из рядовых источников информации — своего рода научно-образовательные «консервы». Их потеснили более доступные и оперативные источники — электронные учебные пособия, статьи электронных журналов и сайтов, аналитические материалы баз данных, онлайн-курсы и т. д. Однако учебник — далеко не бесполезный элемент практики преподавания. Он по-прежнему востребован как авторитетный обзорный материал по дисциплине, а также при подготовке к экзаменам, когда студентам необходимо получить системное изложение курса в оптимальном для усвоения объеме. С этой точки зрения рецензируемый учебник отвечает их требованиям: посильный для студентов объем (656 с.), четкая структурированность материала, достаточно простое «учебниковое» изложение.
Концептуальная идея, объединяющая учебник, сформулирована авторами в одной из первых тем: «Авторы настоящего учебника исходят из того, что право — многогранное социальное явление, которое в разных сферах юридической практики проявляет себя своими разными гранями. Поэтому, например, темы «Нормы права», «Правоотношения», «Применение и толкование» написаны в основном с позиций нормативного похода к праву. Этот подход является ключевым для юридического образования, поскольку применение и толкование норм права было и остается основной сферой практической деятельности юриста. Однако уже в теме «Нормотворчество и нормотворческий процесс» подход должен быть шире: ведь норму права и тем более нормативный правовой акт невозможно разработать, исходя только из знаний о самом праве, — необходимы еще знания о предмете правового регулирования, самих общественных отношениях, подвергающихся юридификации. В темах «Права человека», «Правовое государство», «Законность, правопорядок, дисциплина» базовым является социологический подход к праву, поскольку он дает точку опоры не только для понимания норм права, но и для их критической оценки. В теме «Правосознание и правовая культура» право понимается как социально-культурное явление и феномен сознания человека. Одним словом, даже бегло пролистав настоящий учебник, можно убедиться, что на его страницах представлен весьма широкий спектр подходов к такому сложному и многогранному явлению, каким выступает право» (с. 51—52). Другими словами, авторы учебника не заморачивались сами и не заморачивали студентов тем, чтобы последовательно провести через весь учебник один из существующих подходов к праву, а прагматично исходили из многоаспектного интегративного подхода к праву и правопониманию. 
Избежим искушения пройтись по темам учебника и поспорить с авторами по конкретным вопросам. Конечно же, учебник не мог и не пытался вместить весь спектр подходов и мнений, существующих в теории государства и права по различным проблемам. Главное, что на его страницах нам не удалось обнаружить суждений, которые можно было бы назвать отсталыми, ошибочными, ущербными, вводящими студентов в заблуждение. Что же касается дискуссионных моментов, а они есть, то их можно обсудить при более детальном разборе.
Остановимся на некоторых других особенностях, которые отличают рецензируемый учебник от других аналогичных изданий.
Даже по оглавлению видно «неравновесное» представление в нем проблематики государства и права — вопросы права представлены в значительно большем объеме, чем вопросы государства. На наш соответствующий вопрос один из авторов учебника пояснил, что проблематика государства и политической системы на факультете права НИУ ВШЭ по соглашению между кафедрами подробно рассматривается в курсе конституционного права, который идет параллельно курсу теории государства и права. Но в экзаменационных билетах проблематика государства представлена в полном объеме, то есть опирается на оба курса — теории и конституционного права. Очевидно, что эту особенность учебника следует учитывать тем, кто захочет взять его за основу и будет опираться на него в учебном процессе.
Учебник по теории государства и права выгодно отличается от других изданий тем, что в нем широко представлены схемы по теории государства и права. Их около ста, то есть в состав учебника, по существу, «вшит» приличный по объему альбом схем по теории государства и права. Среди схем есть, на наш взгляд, более удачные и менее удачные, что также требует отдельного разговора. 
Внимание читателя, безусловно, привлечет попытка дать к каждой теме схему «понятийного ряда» соответствующей категории. О понятийных рядах, их значении для науки и образовательной практики говорилось немало, но попытка дать понятийные ряды в виде схем предпринимается, насколько нам известно, впервые. Естественно, не все схемы безупречны: в некоторых случаях, на наш взгляд, понятийные ряды не полны, в других случаях — авторы «подмешали» в них посторонние элементы. Однако сам подход, саму попытку дать понятийным рядам схематическое отображение можно только приветствовать. Четкое понимание содержания понятийного ряда правовых категорий полезно для решения самых разнообразных задач — выявления межпредметных связей, информационного поиска, адекватного перевода научных терминов на иностранный язык и др.
В учебнике можно отметить еще несколько интересных особенностей. Каждая тема учебника открывается «микровведением» — литературным сюжетом или интересной вводной информацией общесоциального характера. Для студентов-старшекурсников подобная иллюстративность была бы, наверное, излишней, но для студентов первого курса (а теория государства и права преподается именно на первом курсе) она, несомненно, полезна, поскольку наглядно связывает теорию с жизнью, практикой, ориентирует на более глубокое понимание и самостоятельное осмысление теоретического материала.
Каждая тема учебника сопровождается блоком вопросов для контроля и самоконтроля, а учебник в целом — списком экзаменационных вопросов. Данный материал вытекает из программы курса и повторяется не только в учебнике, но еще и в практикуме. Однако в данном конкретном случае повторения, на наш взгляд, вполне оправданны: вряд ли российские вузы настолько богаты, чтобы приобрести для каждого студента все три взаимосвязанных издания — программу, учебник, практикум. Поэтому каждая из книг комплекса представляет собой самостоятельный завершенный источник, который может использоваться как в системе, так и автономно. 
Откроем следующую книгу научно-образовательного комплекса — практикум. Вузовскому преподавателю, без сомнения, приходилось видеть или даже самому разрабатывать методические руководства подобного целевого назначения. Обычно это менее объемные учебные пособия, издаваемые для студентов средствами оперативной полиграфии. С этой точки зрения очевидно, что включение в комплекс практикума в виде отдельной типографской книги содержит определенный элемент риска. Окажется ли такое издание достаточно оперативным и гибким? Поспеет ли за быстро меняющимися текущими потребностями учебного процесса? Не устареет ли за то время, пока оно дойдет до студента?
Из оглавления практикума следует, что он преследует три цели: во-первых, помочь студентам при подготовке к семинарским занятиям; во-вторых, оказать им содействие в организации самостоятельной работы; в-третьих, дать советы и руководящие указания лицам, изучающим курс теории государства и права в режиме онлайн. 
Практикум открывается обзором вузовских форм учебной деятельности, методов организации и самоорганизации в учебном процессе, что для студентов-первокурсников достаточно актуально. Затем следуют планы занятий по всем 24 темам курса, включающие базовую терминологию, примерный план семинара, домашнее задание, задачи и ситуации, темы эссе, докладов и сообщений и др. 
Из всего этого достаточно традиционного набора методических указаний определенные сомнения может вызвать только жестко определенное по каждой теме домашнее задание, причем, как правило, достаточно формализованного типа: разработать схему, заполнить таблицу и т. п. Как быть в этом случае с инициативой и творчеством преподавателя, который захочет выйти за пределы практикума? Ответ на этот вопрос содержится в следующей книге — игропрактикуме, который дает альтернативные варианты домашних заданий и поощряет свободу преподавательского творчества.
Помимо планов учебных занятий практикум включает много иного полезного для студентов — тематику курсовых и дипломных работ (на русском и английском языках), рекомендации по их написанию, список вопросов для экзаменов и зачетов и рекомендации по подготовке к ним, сборник задач и ситуаций. По каждой теме, как уже отмечалось, даются рекомендации лицам, изучающим теорию государства и права в режиме онлайн. 
Пожалуй, наиболее оригинальная часть практикума — примерные планы ответов на вопросы экзаменационных билетов (с. 327—486). Хотя эта рубрика называется «Планы ответов», при ближайшем рассмотрении выясняется, что это не планы в традиционном смысле слова, а синопсисы — сжатые тексты ответов на экзаменационные вопросы. Конечно, студентам такой подход понравится — ведь это практически готовый к употреблению «продукт», который надо просто запомнить и затем воспроизвести на экзамене, слегка разбавив «водой».
Однако подобная «методическая находка» авторов практикума вызывает вопросы. Во-первых, наиболее инертная и безынициативная часть студенчества даже учебник читать не станет — ограничится примерными планами ответов. Ведь в них то же самое, только в четыре раза короче и написано проще! Ну и пусть, что в итоге будет тройка, многих она вполне удовлетворит. Во-вторых, планы ответов, разработанные доцентами и профессорами, — замечательный исходный материал для изготовления шпаргалок, апробированный «на высшем уровне». Попробуйте после этого заявить, что в них что-либо «неправильно»! В-третьих, планы ответов, опубликованные в печати, психологически воспринимаются как незыблемый стандарт, что может спровоцировать оспаривание студентами оценок, полученных на экзамене. Практика преподавания в ближайшее время покажет, насколько обоснованными окажутся высказанные выше опасения.
Наконец, четвертая, наиболее оригинальная часть научно-образовательного комплекса, — игропрактикум, адресованный преподавателям теории государства и права. Справедливости ради следует отметить, что это вторая попытка кафедры издать учебное пособие, адресованное не студентам, а преподавателям. Первым было учебное пособие «Игропрактикум: опыт преподавания основ права в Высшей школе экономики», вышедшее в издательстве «Норма» в 2015 году. Некоторые идеи и подходы перекочевали из него в новый, существенно продвинутый вариант «Игропрактикума».
Что же содержит данное учебное пособие и чем оно может быть полезно преподавателям? 
Игропрактикум открывает обстоятельный обзор форм и методов преподавания теории государства и права. Аналогичный обзор есть и в практикуме, но этот — значительно шире и акценты в нем расставлены по-другому. Практически по каждой форме показано не только ее текущее состояние, но и перспективы ее развития в современных условиях.
Наиболее крупный раздел игропрактикума — методические разработки по каждой из 24 тем курса. В них обозначены цели преподавания данной темы, варианты домашних заданий, задачи, ситуации, деловые игры и тренинги. Дан примерный список вопросов для тестирования и список литературы, ориентированный на преподавателя. Задания, задачи, ситуации, деловые игры и особенно проблемные вопросы могут быть использованы не только на учебных занятиях, но и во внеучебной работе со студентами, например, при проведении конкурсов, олимпиад, викторин.
В учебном пособии имеется сборник задач и ситуаций — также более широкий, чем дан для студентов в практикуме.
Внимание преподавателей, безусловно, привлечет сборник игр и тренингов — активных форм обучения, которые могут быть использованы по курсу теории государства и права. В комментариях к ним отражена практика их использования на факультете права Высшей школы экономики.
Игропрактикум завершается разделом «Проблемы, планы, перспективы», в котором авторы поделились своими размышлениями о путях преодоления кризиса традиционных форм обучения в высшей школе. Приведены экспериментальные учебные планы по теории государства и права с сокращением количества лекций либо полной их заменой активными формами обучения.
Судя по вводной статье ко всему проекту, помещенной в программе курса, общий замысел авторов заключался в том, чтобы написать не отдельный учебник, а разработать целый комплекс изданий, который обеспечивал бы основные потребности учебного процесса. Несомненно, что в этом направлении проделана значительная работа, итогом которой стал оригинальный научно-образовательный комплекс из четырех книг. В нем есть и спорные моменты, и несомненные достижения. Насколько он будет успешен, покажут результаты его использования в вузовской практике ближайших лет. Маленькая флотилия в составе четырех книг отчаливает от книжных прилавков, будем наблюдать за ее «плаванием» с доброжелательным интересом.