ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF ACCEPTANCE OF GOODS, WORKS AND SERVICES PURCHASED UNDER GOVERNMENT CONTRACTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article discusses the production of expert research in the field of public procurement using a wide range of special knowledge in the framework of contract execution, taking into account qualitative and quantitative indicators. Problematic aspects in the production of economic expertise in the field of contract activities of state-owned institutions that have time restrictions on the provision of financial documents for conducting research; the complexity and duration of the research process itself, which is due to the study of documentation on concluded state contracts, the emerging need to detail the terms of reference and estimates, evaluation of the materials submitted during the examination.

Keywords:
contract activity of state institutions, documentation on concluded state contracts, terms of reference, estimate documentation, economic expertise, goods, works, services, expert activity
Text
Publication text (PDF): Read Download

В соответствии с требованиями директивы Министра внутренних дел России одним из приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов является выявление и расследование преступлений, имеющих непосредственное отношение к бюджетным денежным средствам, их противоправному освоению, совершаемых в процессе осуществления процедурных вопросов, связанных с государственными закупками.
Производство экспертных исследований в сфере госзакупок в настоящий момент является эффективным средством контроля за их обоснованностью, правильной организацией и проведением. Судебные экспертизы, осуществляемые при помощи широкого спектра специальных знаний, позволяютпровести детальное изучение контрактной деятельности и получить заключение эксперта в конкретной области государственных закупок. Как правило, по заключенным и исполненным государственным контрактам назначаются следующие виды экспертиз: бухгалтерская, почерковедческая, товароведческая, оценочная и строительно-техническая экспертизы. Зачастую могут назначаться одновременно несколько видов экспертиз либо сначала назначается экспертиза одного рода, результаты которой будут являться данными для производства следующей экспертизы, и именно эти обстоятельства характеризуют процедуры привлечения нескольких специалистов для производства экспертиз. Данное обстоятельство замедляет процесс проведения экспертиз, так как для производства экспертизы с материалами дела и объектами приходиться знакомиться сразу нескольким экспертам, но на практике нередки случаи, когда один эксперт владеет несколькими родами экспертиз и способен самостоятельно произвести полное исследование, что может ускорить производство экспертиз по причинам, указанным выше.
При производстве экономических экспертиз в сфере контрактной деятельности казенных учреждений существуют определенные проблемы [1] — это временные ограничения предоставления финансовых документов для проведения исследования; сложность и длительность самого процесса исследования, которая обусловлена изучением документации по заключенным государственным контрактам, а также возникающей необходимостью детализации технического задания и сметной документации. Также, как правило, эксперт проводит оценку представленных материалов в ходе производства экспертизы, и нередки случаи, когда возникает необходимость в ходатайстве о необходимости предоставления недостающих материалов, что приводит к дополнительным временным затратам.
При проведении экспертизы на стадии исполнения госконтракта включаются требования по проверке количественных и качественных показателей. Приоритетным направлением данной проверки является оценка со стороны поставщика и подрядчика выполненных ими обязательств по выполненным (или невыполненным) обязательствам по госконтракту [2]. При проведении экспертных исследований эксперт несет персональную ответственность за сделанные выводы по отражению условий исполнения контракта.
На стадии исполнения контракта существуют случаи, когда заказчику необходимо установить техническую характеристику поставляемого товара (качественные показатели), при этом упускается момент поставки самого товара (количественные показатели). В данном случае необходимо говорить о товароведческой экспертизе по исследованию конкретного товара, а не о экономической экспертизе по госконтракту, заключенного в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ № 44) [3]. При проведении экспертного исследования по проверке количественных показателей необходимо подвергать экспертизе в первую очередь акты выполненных работ, товарные накладные и другие учетные документы, имеющие отношения к поставке товара и выполнению услуг. В данном случае необходимо использовать методы фактического финансового контроля (проведения инвентаризации).
При проведении экспертизы исполнения госконтракта по поставке товаров, выполнения услуг эксперт, как правило, отвечает на следующие вопросы:
— соответствуют товар или выполненная услуга техническим и количественным характеристикам указанный в техническом задании и информационной карте;
— загружены ли учетные и финансовые документы в Единой информа­ционной системе по указанному госконтракту на поставку товара или оказание услуги.
Перед производством экспертизы необходимо грамотно и четко сформулировать вопросы перед экспертом с учетом имеющийся документации о закупке, а также первичных документов, представленных исполнителем.
Переходя к методическим аспектам экономической экспертизы в сфере контрактной деятельности необходимо определить способы и приемы, применяемые экспертом при производстве экспертизы, связанной с государственными контрактами.
Прежде всего необходимо учитывать научную обоснованность методов и приемов при производстве на стадии исполнения государственного контракта.
При производстве экономической экспертизы в сфере государственных контрактов необходимо определиться с документами, необходимыми для проведения экспертизы по государственным контрактам, а также по учетным документам, имеющим отношение к закупочной деятельности.
Необходимо определить источники «рабочего портфеля» эксперта:
— свидетельство о государственной регистрации организации;
— свидетельство о постановке организации на учет в налоговом органе;
— устав организации;
— приказ о назначении должностных лиц, имеющих непосредственное отношение к закупке;
— штатное расписание организации;
— трудовые договоры и должностные инструкциидолжностных лиц, имеющих отношение к закупочной деятельности;
— уставные документы дочерних организаций;
— уведомление об открытии счета организации с приложением договоров срочного вклада юридического лица, если таковые имеются;
— первичные документы к договору поставки товаров, услуг, (счета-фактуры, товарные накладные, акты-прием-передачи);
— карточки счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и оборотно-сальдовые ведомости по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в разрезе контрагентов на электронном носителе информации [4].
При производстве судебно-экономической экспертизы по государственным контрактам используется следующие методы: экономический анализ документов, формальная проверка, сравнительный анализ, арифметические расчеты.
Говоря о противодействии противоправной деятельности участников системы государственных закупок, следует отметить, что в настоящий момент существуют определенные проблемы, требующие анализа и дальнейшего их разрешения как на законодательном уровне, так и на уровне оптимизации и модернизации функционирования системы государственных закупок.
Зачастую доследственная проверка происходит по формальным основаниям. Назрела необходимость разработка частных рекомендаций по расследованию преступлений, совершаемых в сфере госзакупок по отдельным отраслям, подверженным преступным посягательствам, таким как строительство, образование и т. д. Кроме того, с целью сокращения длительности проведения комплексных экспертиз, для производства и получения выводов которых необходимо проведение экспертиз другого рода, необходимо дать судебным экспертам, обладающим знаниями в различных областях науки, право проводить исследования самостоятельно, без привлечения других специалистов. Также нами предлагается разработка и организация проведения курсов повышения квалификации с последующей проверкой знаний сотрудников правоохранительных органов, которые будут проводиться раз в год и на которых их будут информировать об изменениях законодательства в сфере госзакупок.
Проблему длительности производства судебных экспертиз, а также нехватки экспертов отдельных специальностей в экспертных подразделениях МВД России отмечают даже ученые. Так, С. Б. Россинский отмечает, что «в настоящее время в практике отечественного судопроизводства отчетливо появилась тенденция по усилению роли негосударственных экспертных учреждений, которым поручается проведение самых различных судебных экспертиз» [5]. Экспертные заключения негосударственных экспертных учреждений в суде рассматриваются как сомнительное доказательство по уголовному делу, в результате чего уголовное дело возвращается на дополнительное расследование. И одним из вариантов решения этого вопроса было бы создание независимых вневедомственных экспертно-квалификационных комиссий, единых для государственных и негосударственных судебных экспертов, которые каждые пять лет подтверждали (либо не подтверждали) бы квалификацию эксперта, и это давало бы равный уровень уверенности в заключениях как государственных, так и негосударственных экспертов. Данную проблему возможно решить только путем изменения и расширения перечня родов (видов) судебных экспертиз и, соответственно, добавления в штат экспертных подразделений должностей экспертов, владеющих необходимыми родами экспертиз, например, такими как судебная оценочная экспертиза.
Проблемы, связанные со сбором доказательственных материалов и использованием их результатов в процессах расследования, должны решаться следующим образом. Возможное внесение несуществующих данных технического задания требованиям нормативно-технической документации — нами предлагается ответственность за составление технического задания переложить с заказчика на специалистов, разбирающихся в данной сфере, для чего необходимо создание отдельной организации, уполномоченной на составление технического задания и сметной документации непосредственно по государственным контрактам.
Проблемы, связанные с организацией и осуществлением процедур приемки товаров, работ, услуг в соответствии с ФЗ № 44, предлагается разрешить следующим образом. Ситуации, связанные с недостаточной компетентностью лиц, которые принимают выполненные работы, оказанные услуги, поставленные товары, необходимо кардинально изменить, для чего на законодательном уровне принять положение о том, что принятие товара, работ или услугдолжно производиться сторонней организацией, в которой работники должны обладать специальными экономическими знаниями, стоимость оплаты деятельности данной организации при этом необходимо закладывать в сметы на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг.
Проблему поставки заказчику товаров, не соответствующих техническому заданию (по количественному и качественному показателям), предлагается решить таким образом: при приемке товаров (работ, услуг) необходимо участие специалиста, не имеющего каких-либо связей с заказчиком, что в дальнейшем позволит избежать ситуаций, в которых имеют место быть коррупционные отношения.
Функционирование системы государственных закупок должно отвечать определенным принципам: эффективности, прозрачности, экономичности, контроля и другим, однако они реализуются далеко не в полной мере, что оказывает отрицательное влияние не только на возможную, но и реальную экономию бюджетных средств, выделяемых для сферы государственных закупок.

References

1. On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs: federal law no. 44-FZ of April 5, 2013 (as amended of December 30, 2021). Access from the reference legal system “ConsultantPlus” (accessed 13.01.2022). (In Russ.)

2. Igonina E. S., Mizikovsky E. A. Revision of financial and economic activities in the law enforcement system: monograph. N. Novgorod: Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2020. 209 p. (In Russ.)

3. Soloviev O. D., Igonina E. S. Features of the use of special knowledge in the detection and investigation of crimes related to the provided limits of budgetary obligations for the execution of state contracts. National and international trends and prospects for the development of forensic expertise. N. Novgorod, 2021. Pp. 268-273. (In Russ.)

4. Lekhanova E. S., Leonov A. I., Sofyin A. A. [and others]. The use of economic and forensic means in proving fraud. Business. Education. Right, 2021, no. 2 (55), pp. 206-210. (In Russ.)

5. Gorbacheva A. V. The use of special economic knowledge in the disclosure and investigation of crimes of economic orientation: monograph / gen. ed. by S. P. Golubyatnikov. Moscow: Prospect Publ., 2020, 248 p. (In Russ.)


Login or Create
* Forgot password?