PROBLEMS OF CONTAINING THE GROWTH OF UNEMPLOYMENT IN RUSSIA AS A FACTOR OF ENSURING ECONOMIC SECURITY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article examines the problems of the development of market relations in Russia in the context of a high level of unemployment and measures to contain it, and possible ways to improve the effectiveness of measures to curb the growth of unemployment. Among the main threats to economic security associated with the factor of unemployment, the sanctions policy of Western countries and the impact of the coronavirus infection Covid-19 are considered.

Keywords:
the real sector of the economy, the development of market relations, the fight against unemployment, small and medium-sized businesses, the containment of shadow relations
Text
Publication text (PDF): Read Download

Современное развитие рыночных отношений в Российской Федерации сопровождается рядом проблем, которые угрожают положительному тренду роста экономики. Одной из ключевых проблем является рост безработицы в реальном секторе экономики. Государственные органы власти всех уровней принимают меры по противодействию неконтролируемым процессам развития ситуации на рынке труда, которая остается напряженной.
Текущее состояние уровня безработицы и основные угрозы, способствующие ее росту, а также выбор эффективных инструментов противодействия нарастающей угрозе как фактор повышения экономической безопасности России являются целью настоящего исследования.
Президентом Российской Федерации уделяется пристальное внимание проблемам безработицы и вопросам ее контроля. В дистанционном формате 21 января 2021 года В. В. Путиным проведено совещание с членами Правительства Российской Федерации, на котором обращено внимание на положительные результаты 2020 года по недопущению всплеска безработицы, что явилось следствием мер поддержки бизнеса, в том числе малых и средних предприятий, как на федеральном, так и на региональном уровнях со стороны государства. Со слов В. В. Путина, наиболее высокий уровень безработицы наблюдался в августе 2020 года, что составляло 6,4 % от уровня экономически активного населения.
По методологии Международной организации труда (МОТ) в это время количество безработных в России достигло 4 млн 71 тыс. человек, а общее число лиц, зарегистрированных на бирже труда, достигло 3 млн 600 тыс. человек. Несмотря на резкий рост безработицы, а ее уровень по сравнению с аналогичным периодом 2019 года вырос в 5,1 раза, необходимо отметить то, что данные обстоятельства существенно не повлияли на социальную напряженность в обществе. 
Причинами резкого роста безработицы явилось сокращение вакансий на рынке труда и, как следствие, сложности с трудоустройством во время пандемии [1]. 
Отсутствие работы и собственных средств к существованию оказывает негативное влияние на психоэмоциональное состояние человека, вызывая его дестабилизацию ежедневным пребыванием в стрессовой ситуации. Согласно статистическим данным, более 1 млн граждан из 4,8 млн безработных находятся в возрастной категории 15—25 лет. Проблема заключается в том, что в таком возрасте психология человека, связанная с пониманием созидательной роли труда, находится на стадии формирования, в связи с чем необходимо активное вовлечение молодых людей в трудовые процессы. В противном случае, состояние отчаяния и эмоционального угнетения, вызванные профессиональной невостребованностью, негативно сказываются на личностном развитии, способствуют формированию девиантного поведения, склонности к совершению правонарушений и преступлений.
Меры государственной поддержки реального сектора экономики постепенно привели к стабилизации на рынке труда: в октябре 2020 года уровень безработицы снизился до 6,3 %, а в ноябре — до 6,1 %, обозначив динамику увеличения занятости в экономике России. Таким образом, в этот период времени ситуация с безработицей приблизилась к допандемийному уровню, но тем не менее, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, все же оставалась выше на 1,5 %. 
Президент Российской Федерации в ходе совещания напомнил, что перед Правительством Российской Федерации поставлена задача полного восстановления рынка труда, так как возвращение макроэкономических показателей на уровень, предшествовавший пандемии, труднодостижим без решения этой проблемы. Также было отмечено, что решение стратегических целей и задач развития нашего государства, как-то демография и социальная сфера, особенным образом взаимосвязаны с количеством занятого в экономике страны трудоспособного населения [2].
Стоит обратить внимание, что по степени важности вопросы трудоустройства безработных граждан и снижение уровня безработицы определены на первое место, в связи с чем в кратчайшие сроки Правительству России необходимо дать предложения касательно мер по трудоустройству безработных граждан, включая меры по профессиональному обучению и дополнительному образованию безработных, программы финансовой поддержки работодателей, которые будут устраивать на работу граждан, официально зарегистрированных на бирже труда.
Со своей стороны, органы государственной статистики за январь 2021 года отмечают положительную динамику снижения уровня безработицы в России по сравнению со вторым полугодием 2020 года. Согласно статистическим данным, количество рабочей силы в возрасте от 15 лет и старше составляет 75 млн человек, из которых 4,3 млн являлись официально безработными, что составило 5,8 % от всех занятых трудоспособных граждан в экономике.
В соответствии с классической экономической наукой у безработицы есть как отрицательные, так и положительные стороны. Так, положительные стороны проявляют себя, когда уровень безработицы находится в пределах 2,5—5 % от трудоспособного населения, занятого экономической деятельностью. В этом случае в качестве положительных аспектов безработицы можно выделить следующие:
1. Резерв свободных трудовых ресурсов, который можно использовать в ситуации экономического роста при создании новых рабочих мест, что затруднительно сделать при полной занятости. При допустимом уровне безработицы с психологической точки зрения у экономически занятых граждан повышается трудовая дисциплина, выражающаяся в стремлении соблюдать график рабочего времени и обязанности в соответствии с трудовым договором и должностной инструкцией.
2. Структурная оптимизация по гендерному признаку. При умеренных показателях безработицы значительную долю временно выбывших трудовых ресурсов занимают женщины, которые, жертвуя карьерным ростом, улучшают демографическую ситуацию в стране, ориентируясь в первую очередь на рождение и воспитание детей.
3. Повышение предпринимательской активности, так как часть безработных стремится проявлять активность и самостоятельность в хозяйственной деятельности, при этом не имея удовлетворенности той заработной платой, которую им могут платить работодатели.
В настоящее время, как отмечено ранее, уровень безработицы превышает пороговое значение индикатора экономической безопасности в 5 % по количеству граждан, не имеющих работу.
Повышение уровня безработицы в обществе способствует возрастанию угрозы социально-политических потрясений и нестабильности, что может привести к социальным катаклизмам и попыткам деструктивных сил внести дестабилизацию в хозяйственную жизнь страны. 
В условиях мирового кризиса создаваемые препятствия, затрудняют развитие масштабных проектов, например, таких как «Северный поток-2», со стороны стран, ведущих недружественную политику по отношению к России, вносят диссонанс во внешнеэкономическую деятельность и приводят к дестабилизации внутренней политики государства. Представляется, подобного рода проекты способствуют привлечению дополнительных источников финансирования социальных проектов поддержки населения во время пандемии [3].
К негативным факторам высокого уровня безработицы можно отнести снижение уровня накоплений в обществе и, как следствие, снижение инвестиционной активности. Низкий уровень производительности труда влечет к утере профессиональных навыков и уровня квалификации, провоцирует регулярное стрессовое состояние, неуверенность в завтрашнем дне, что приводит к развитию психоэмоциональных расстройств и ухудшению здоровья населения.
Подобного рода проблемы несут в себе отрицательный мультипликативный эффект и приводят к снижению совокупного покупательского спроса, снижению объема валового внутреннего продукта, который в 2020 году снизился на 3,1 % по сравнению с 2019 годом, что свидетельствует об угрозе снижения экономического потенциала хозяйства страны.
Рост показателей безработицы имеет и другие негативные эффекты для государства — сокращение поступлений в бюджет Российской Федерации, что приводит к невозможности государства продуцировать социальные программы в условиях кризиса.
Однако положительным фактором, противодействующим увеличению безработицы в России, в отличие от политики таких капиталистических стран, как Италия и Испания, явилась программа государственной финансовой поддержки предпринимателей с предоставлением беспроцентных кредитов для оплаты труда работников при условии отсутствия сокращений рабочего персонала.
Однако по-прежнему одной из современных проблем для России остается высокий уровень скрытой, «теневой», экономики.
По данным государственной статистики в настоящее время около 15 миллионов 250 тысяч человек трудятся в неформальном секторе экономики, что составляет 20 % занятых в экономике. 
В связи с чем возникает закономерный вопрос категории учета данного рода граждан, так как в практической деятельности наблюдаются явные проблемы выявления правоохранительными органами скрытого дохода населения, официально не трудоустроенного.
По расчетам специалистов фонд оплаты труда «серых» работников в 2014 году составил не менее 13 млн рублей. Тем не менее год от года наблюдается динамика снижения зарплат в конвертах.
С другой стороны, по оценке экспертов вовлечение граждан в официальные экономические отношения имеют и негативную тенденцию в виде спада экономического роста в краткосрочном периоде. 
Проблема заключается в том, что вместе с тем, что граждане начинают платить налоги, уровень их прибыли не растет. Отсутствие роста прибыли приводит к тому, что реальные доходы данной категории граждан в краткосрочной перспективе падают, что, в свою очередь, негативно сказывается на обеспечении спроса на производимую в стране продукцию.
Так, в 2013—2017 годы доля налогов, поступившая в бюджеты всех уровней, возросла на 60 % при отсутствии роста ставок налогообложения, что привело к увеличению налоговых поступлений в реальном денежном выражении на 19,9 %, а вот рост валового внутреннего продукта за этот период составил всего 1,2 %. Следовательно, при росте налоговых поступлений объем производимой в стране продукции практически не вырос, а реальные доходы населения с 2014 года по настоящее время упали на 8,3 %. 
Необходимо отметить, что наиболее острой угрозой роста безработицы из всех возможных причин в настоящее время по-прежнему остается уровень числа заболевших COVID-19. От того, насколько эффективно будут проводиться в комплексе меры защиты от распространения новой коронавирусной инфекции, будет зависеть принятие решения о вводе очередного локдауна на отдельных территориях или усилении защитных санитарных мер иным способом. В независимости от принятого решения неизбежно негативное влияние на уровень безработицы в сферах, связанных с массовым обслуживанием населения, таких, например, как сфера общественного питания, туристического бизнеса, массовых развлечений. Поэтому успешная кампания по вакцинированию населения, пропаганда применения населением страны защитных мер от распространения респираторных заболеваний путем ношения защитных масок в общественных местах положительным образом сказывается не только на здоровье населения, но и на борьбе с безработицей [4, с. 284].
Одним из способов борьбы также могло бы стать ее сдерживание за счет вовлечения в участие в легальных экономических процессах лиц, которые трудятся в теневом секторе экономики. 
Не рассматривая саму суть проблемы теневой экономики в условиях рыночных отношений, необходимо отметить, что по оценке специалистов в данном секторе трудятся не менее 15 млн граждан России.
В апреле 2021 года по инициативе партии ЛДПР в Государственную думу был внесен законопроект о борьбе с «серой занятостью». По мнению депутата Государственной думы Ярослава Нилова, вносящего вышеуказанную законодательную инициативу, в стране назрела необходимость наделения чиновников региональных органов исполнительной власти полномочиями по легализации трудовых отношений. Данный механизм должен реализовываться за счет создания межведомственных координационных органов. По оценке инициативной группы, продвигающей указанный проект, в России около 25 млн россиян задействовано в теневом секторе экономики, в связи с чем в бюджет недопоступают примерно 3 трлн рублей налоговых платежей. Таким образом, депутатами озвучена острая проблема, которую создают «теневики». Имея конкурентные преимущества в уровне заработной платы по сравнению с официальными работниками, они создают условия в различных сегментах национальной экономики, способствующие переходу официальных работников в теневую экономику. 
Представляется, одним из инструментов борьбы с теневой экономикой, вовлечением в трудовые отношения безработных могло бы стать расширение программы категории самозанятых, для которых введен специальный налоговый режим, в соответствии с которым граждане, участвующие в программе, отчисляют 4—6 % с трудовых доходов. Данная программа как пилотная стартовала в 2019 году с распространением по всей территории Российской Федерации. По данным главы налогового органа России Д. Егорова, в стране на конец февраля 2021 года в качестве самозанятых зарегистрировано 1,7 млн граждан, данное количество увеличивается ежедневно на 5 тыс.
Таким образом, в случае снижения числа официальных безработных к положительной динамике прибавится процентное соотношение безработных к числу работающих граждан за счет вовлечения в трудовые процессы граждан, ранее не включенных в численность рабочей силы.

References

1. Ionov V. A., Strokov A. A. Problems of economic security of small and medium-sized agricultural enterprises in the conditions of the 2020 pandemic. Financial Economics, 2020, no. 7, pp. 218-221. (In Russ.)

2. Strokov A. A., Brikach G. E. Pricing in competitive conditions using simulation modeling. Competitiveness in the global world: economics, science, technology, 2017, no. 10 (57), pp. 96-98. (In Russ.)

3. Unemployment rate (according to the methodology of the International Labor Organization). Unified interdepartmental information and statistical system. State statistics. URL: https://fedstat.ru/indicator/57341 (accessed 02.04.2021). (In Russ.)

4. Chebotarev V. S., Ionov V. A. Problems in the development of small forms of farming in rural areas as one of the key factors of the breakthrough development of modern Russia. Legal science and practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2018, no. 2 (42). (In Russ.)


Login or Create
* Forgot password?