METHODOLOGICAL FEATURES OF THE ORGANIZATION OF VARIOUS TYPES OF PRACTICE BY FOREIGN STUDENTS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Abstract and keywords
Abstract (English):
The purpose of various types of practice, which are held by persons receiving higher professional education in higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, is the formation of students’ professional competencies for law enforcement activities. The obligation to pass an internship applies not only to Russian citizens studying at educational institutions of higher education of the Ministry of Internal Affairs of Russia, but also to foreign citizens studying at these universities on the basis of contracts. This article deals with the methodological aspects of the organization of the passage of foreign students of practice in full-time and distance learning.

Keywords:
foreign student, university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, practical training, educational practice, industrial practice, teacher, head of practice
Text
Publication text (PDF): Read Download

В современном мире существует большое количество способов распространения государством своего влияния за пределы своих государственных границ. Это может быть военная и политическая экспансия, использование экономических «рычагов» воздействия на политические и экономические властные круги того или иного государства и пр. Одним из действенных способов распространения современным суверенным государством своего влияния является так называемая «методика мягкой силы». В качестве своеобразного предвестника такой методики называют китайского философа и основателя даосизма Лао Цзы. В его понимании мягким и пластичным воздействием можно достичь гораздо больших результатов, нежели путем использования неприкрытого силового воздействия. Нет ничего мягче и подвижнее, чем вода, вместе с тем, большое ее количество способно сокрушить любую преграду [1, с. 78]. 
Методика «мягкой силы» в числе прочих способов, позволяющих ненасильственно увеличить степень влияния одного государства на внутреннюю и внешнюю политику другого государства, подразумевает в том числе увеличение образовательных программ, к освоению которых различным образом привлекаются иностранные обучающиеся. Приобретая в ходе воспитательно-обучающего процесса соответствующие избранному направлению профессионального образования универсальные, общекультурные  и профессиональные компетенции, иностранные обучающиеся получают и новую парадигму образно-мыслительной деятельности. В рамках данной парадигмы Россия не воспринимается иностранными выпускниками российских образовательных организаций высшего образования в качестве «недружественного государства» или «страны-агрессора». Продвижение в своих странах данных обучающихся по «карьерной лестнице» усиливает позиции и влияние Российской Федерации в тех странах, откуда на обучение прибывали иностранные студенты. Данный тезис имеет отношение к иностранным выпускникам не только гражданских, но и специализированных (военных, правоохранительных и т. п.) вузов.
Если во времена Советского Союза иностранные слушатели проходили обучение в специализированных вузах, относящихся к подведомственности Министерства обороны – в военных училищах и военных академиях, то за постсоветский период сложилась практика обучения сотрудников правоохранительных органов в образовательных организациях высшего образования системы Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД России). В нашем кратком исследовании вопроса прохождения обучения в вузе МВД России иностранными обучающимися, мы намерены подвергнуть анализу правовые и методические особенности организации и прохождения ими различных видов практик, предусмотренных соответствующим учебным планом основной профессиональной образовательной программы высшего образования.
Как отмечает А. А. Никулин, еще в 1992 году МВД России было наделено правом самостоятельного заключения договоров с соответствующими органами государственной власти иностранных государств на обучение иностранных граждан в вузах российского Министерства внутренних дел [2, с. 3]. Право иностранных граждан на получение образования в образовательной организации в Российской Федерации регламентировано действующим федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [3] (далее – ФЗ об образовании). Приходится констатировать, что, оговаривая данное право иностранных граждан в части 1 статьи 78 указанного нормативного акта, российский законодатель использует бланкетную диспозицию. Наличие у иностранного гражданина права на обучение в России обусловливается наличием действующего международного договорного акта между Российской Федерацией и соответствующим государством, гражданином (подданным) которого является кандидат на обучение. Для того чтобы сотрудник органа внутренних дел иностранного государства получил возможность проходить обучение в образовательной организации высшего образования системы МВД России, должен быть заключен международный договор между министерствами внутренних дел России и соответствующего государства.
Всеми учебными планами основных профессиональных образовательных программ высшего образования как российских, так и иностранных слушателей предусматривается проведение различных видов практик обучающихся. В частности, неотъемлемыми составными элементами учебного плана основной профессиональной образовательной программы высшего образования (далее – ОПОП) – программы специалитета по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности, уголовно-правовой специализации и профиля образовательной программы «Предварительное следствие в органах внутренних дел по подготовке иностранных слушателей», реализуемой Нижегородской академией МВД России для иностранных слушателей, являются два вида практики – учебная и производственная.
Вновь обращаясь к содержанию ФЗ об образовании, мы фиксируем, что согласно пункту 24 статьи 2 данного законодательного акта практическая подготовка (практика) являет собой одну из форм организации вузом воспитательно-обучающей деятельности, реализуемой в ходе освоения обучающимися образовательной программы. Практика предусматривает обязательность для иностранных слушателей вуза МВД России выполнения определенных видов работ, имеющих непосредственное отношение к их предстоящей профессиональной правоохранительной деятельности в тех государствах, из которых они прибыли. Базовой целью организуемой практики выступает формирование, последующее закрепление и итоговое развитие компетенций и навыков практического характера по тому направлению правоохранительной деятельности, по которому осуществляется обучение иностранного слушателя.
Исходя из данной формулировки, мы можем признать обоснованным суждение, высказанное специалистами Сибирского межрегионального учебного центра о том, что и учебная и производственная практика не могут быть отнесены к той или иной разновидности трудовой деятельности иностранных обучающихся на территории России [4]. Данный тезис в полной мере относится и к иностранным слушателям вуза МВД России. Исходя из смысла пункта 7 статьи 13 ФЗ об образовании практическая подготовка может быть организована для иностранных слушателей вуза МВД России как непосредственно в самой образовательной организации высшего образования МВД России, так и в организации, «осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы» [3]. В качестве таковой может рассматриваться как территориальный орган МВД России на региональном и/или районном уровне, так и орган внутренних дел того государства, из которого прибыл иностранный слушатель. 
В территориальных органах МВД России практическая подготовка (практика) российских курсантов и слушателей проводится в соответствии с Положением о практической подготовке обучающихся, утвержденным приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 года № 885/390 [5], и договорами о сотрудничестве, заключаемыми между образовательной организацией высшего образования МВД России и комплектующими региональными органами внутренних дел. В настоящее время в системе образовательных организаций Министерства внутренних дел России реализуется модель организации и проведения практической подготовки (практики) обучающихся в вузах МВД России, при которой достижение целей и решение прикладных задач учебной практики осуществляется непосредственно в образовательной организации. Производственная практика организуется и проводится в территориальном органе внутренних дел (ОВД), где после окончания вуза предполагается осуществление выпускником профессиональной правоохранительной деятельности. 
Организация и прохождение различных видов практической подготовки (практики) иностранных слушателей вузов МВД России носит не столь однозначный характер. Неотъемлемым элементом правовой основы организации практической подготовки иностранных слушателей, помимо указанного Положения о практической подготовке обучающихся является международный договор между министерствами внутренних дел России и иностранного государства, закрепляющий, помимо базовых оснований воспитательно-обучающего процесса, место прохождения иностранным обучающимся различных видов практики.
В соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность на территории Российской Федерации, для каждой основной профессиональной образовательной программы высшего образования иностранных слушателей в вузе МВД России разрабатываются и утверждаются руководителем образовательной организации программы практической подготовки по каждому из видов практики. 
Основные элементы программ практики иностранных обучающихся в вузах МВД России аналогичны соответствующим составным частям программ практической подготовки российских курсантов и слушателей. Вместе с тем, организационно-методическое обеспечение прохождения учебной практики иностранными обучающимися имеет определенные отличия от аналогичного обеспечения учебной практики их российских коллег.
Базовым отличием организационного характера можно назвать нормативно закрепленную возможность для иностранных слушателей проходить практическую подготовку в форме учебной практики не в вузе МВД России, а по месту своей постоянной службы – в органах внутренних дел своего государства. Данная возможность прямо оговаривается в утвержденной руководителем образовательной организации программе учебной практики. 
В приказе начальника вуза МВД России о направлении обучающихся на учебную практику, помимо сроков ее прохождения, в обязательном порядке указывается место ее проведения. В отношении иностранного слушателя, проходящего учебную практику в своей стране, в качестве такого места указывается министерство внутренних дел этого государства. Направление иностранного слушателя в конкретный орган внутренних дел иностранного государства осуществляется непосредственно в данной стране и оформляется приказом должностного лица министерства внутренних дел, управомоченного на принятие такого рода решений. Руководитель органа внутренних дел иностранного государства, в который был направлен иностранный слушатель вуза МВД России, своим приказом:
– определяет время и место прохождения учебной практики;
– утверждает план прохождения учебной практики;
– определяет порядок материального, технического и иного обеспечения должных условий прохождения учебной практики;
– закрепляет за обучающимся руководителя практики – наставника из числа наиболее подготовленных и опытных сотрудников органа внутренних дел.
К методическим особенностям прохождения практической подготовки иностранных слушателей вузов МВД России по их основному месту службы мы считаем необходимым отнести следующие:
– специфические особенности органа внутренних дел иностранного государства, в котором иностранному слушателю вуза МВД России предстоит проходить учебную практику. В качестве таковых могут выступать:
а) отсутствие свойственного типовому российскому ОВД на районном уровне деления полиции на оперативные подразделения и подразделения обеспечения охраны общественного порядка. На ознакомление с особенностями организации и непосредственного несения службы именно в подразделениях, обеспечивающих охрану правопорядка в общественных местах, нацелена программа учебной практики;
б) направление иностранных обучающихся для прохождения учебной практики в оперативные подразделения соответствующего органа внутренних дел иностранного государства, а равно в специальные подразделения, чьи направления правоохранительной деятельности не совпадают с перечнем компетенций, формирование которых предполагается в ходе учебной практики;
в) невозможность или крайняя затрудненность для иностранного слушателя вуза МВД России составления и последующего утверждения как у руководителя ОВД, так и у непосредственного руководителя практики – наставника, предусмотренных программой учебной практики отчетных документов по ее прохождению;
г) затрудненность общения методического руководителя практики из числа педагогических работников вуза и непосредственного руководителя практики – наставника, закрепленного за обучающимся по месту прохождения им учебной практики ввиду технических (слабый интернет-сигнал в органе внутренних дел иностранного государства) и лингвистических (незнание указанными руководителями практики иностранного языка) проблем. Рассматривая различные методические вопросы организации обучения иностранных слушателей в вузах МВД России, И. Г. Савицкая указывала, что зачастую именно «языковая», лингвистическая составляющая становится проблемой в достижении наилучших результатов обучающего процесса во всех его проявлениях [6, с. 68];
– специфические особенности процесса методического руководства практикой иностранного слушателя педагогическим работником вуза МВД России. Они заключаются, с одной стороны, в невозможности непосредственного организационно-методического общения «преподаватель – обучающийся». С другой стороны, наличие качественного интернет-покрытия места прохождения практики позволяет педагогическому работнику осуществлять систематическое, а при необходимости и ежедневное видеоконсультирование практиканта. 
Реалии санитарно-эпидемиологических ограничений, введенных не только в России, но и в большинстве стран мира в связи с объявленной Всемирной организацией здравоохранения пандемией коронавирусной инфекции, внесли существенные изменения в организационное и методическое обеспечение практической подготовки (практики) иностранных слушателей вузов МВД России. В частности, выехавшие для прохождения учебной практики в свою страну – Монголию слушатели Нижегородской академии МВД России не смогли вернуться в академию в сроки, указанные для защиты данного вида практики. В связи с указанными объективными обстоятельствами не только методическое руководство, но и защита практики осуществлялась в дистанционном режиме;
– объективные затруднения в методическом руководстве со стороны педагогических работников вуза прохождения производственной практики иностранных слушателей. Они имеют место в тех случаях, когда в территориальном ОВД иностранного государства, куда министерство внутренних дел данного государства направило обучающегося, отсутствует подразделение, соответствующее профилю образовательной программы, и слушателю предлагается прохождение производственной практики по смежной узкой специализации (профилю подготовки).
Нами указан далеко не полный перечень методических особенностей организации и проведения различных видов практики иностранными обучающимися в вузах МВД России. В качестве выводов мы считаем необходимым отметить следующее. Обучение иностранных правоохранителей в вузах МВД России является для Российской Федерации действенным методом распространения своего влияния на иностранные государства, граждане которых прибывают в Россию для получения профессионального правоохранительного образования.
Внедрение в воспитательно-обучающий процесс иностранных граждан в образовательных организациях высшего образования МВД России дистанционных технологий позволяет максимально оптимизировать методическое сопровождение прохождения иностранными слушателями всех видов практической подготовки, предусмотренных основными профессиональными образовательными программами высшего образования, реализуемыми вузами Министерства внутренних дел России.

References

1. Lao-czy. Dao De Czin. Moscow: Litres, 2015. (In Russ.)

2. Nikulin A. A. Legal and organizational bases of training of foreign citizens in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Author’s abstract... candidate of legal sciences. Moscow, 1999. 25 p. (In Russ.)

3. On education in the Russian Federation: federal law no. 273-FZ of December 29, 2012. Collection of legislative acts of the RF, 2012, no. 53, part I, art. 7598. (In Russ.)

4. Practical training of foreign students in the territory of the Russian Federation. URL: https://inter-regional.ru/news/zakonodatelstvo/prokhozhdenie-praktiki-inostrannymi-studentami-na-territorii-rossijskoj-federatsii (accessed 30.05.2021). (In Russ.)

5. On the practical training of students: the order of the Ministry of science and higher education of the Russian Federation and the Ministry of education of the Russian Federation of August 5, 2020 no. 885/390. Official Internet portal of legal information (www.pravo.gov.ru) September 11, 2020, no. 0001202009110053 (accessed 22.05.2021). (In Russ.)

6. Savitskaya I. G. Features of training foreign students-lawyers in universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Bulletin of the Voronezh State University, 2019, no. 4, pp. 67-70. (In Russ.)


Login or Create
* Forgot password?