Nizhny Novgorod Academy of Russian Ministry of Internal Affairs (department of theory and history of state and law, associate professor)
Russian Federation
Russian Federation
UDK 34 Право. Юридические науки
The article discusses the problems in the activities of an authorized economic operator within the framework of the Eurasian Economic Union and the options for permission. The material presented in the article is based on the practical activities of the customs authorities, as well as on the analysis of the provisions of the current Customs code of the Eurasian economic union. The authors came to an understanding of the need to amend the norms of the Customs code of the Eurasian economic union, affecting the issues of legal regulation of the activities of an authorized economic operator.
authorized economic operator, Eurasian economic union, customs, customs authorities, foreign economic activity
Современные реалии мировой торговли и показатели внешнеэкономической деятельности свидетельствуют о том, что для значительного количества государств обеспечение безопасности международной цепи поставок товаров неразрывно связано с развитием и совершенствованием института уполномоченного экономического оператора. институт уполномоченного экономического оператора (далее — УЭО) является неотъемлемой частью системы законодательства государств — членов Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) в сфере таможенного дела [1], позволяющий удовлетворить потребность в ускорении и расширении интеграции государств — членов ЕАЭС в сфере науки, технологий и инноваций.
Для Российской Федерации, как и для других государств — членов ЕАЭС, институт уполномоченного экономического оператора является молодым, а его появление во внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) связано с вступлением в силу в 2010 году уже не действующего в настоящее время Таможенного кодекса Таможенного союза. Однако вступивший в силу с 1 января 2018 года Таможенный кодекс ЕАЭС (далее — ТК ЕАЭС) внес существенные изменения в деятельность уполномоченного экономического оператора [2, с. 25].
В соответствии с пунктом 1 статьи 430 ТК ЕАЭС уполномоченный экономический оператор — это юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством государств — членов ЕАЭС и включенное в реестр уполномоченных экономических операторов в порядке и при соблюдении условий, установленных нормами ТК ЕАЭС [3]. К основным преимуществам, которые дает статус УЭО, стоит отнести:
— сокращение сроков совершения таможенных операций;
— снижение финансовых издержек;
— отнесение к категории низкого уровня риска;
— возможность пользоваться специальными упрощениями на всей территории ЕАЭС, а не только Российской Федерации.
Несмотря на то что деятельность УЭО успешно развивается, существуют проблемы, требующие детального рассмотрения.
К первой проблеме, существующей в деятельности УЭО, следует отнести отсутствие возможности отзыва заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары (далее — заявление) декларантом. Статьей 120 ТК ЕАЭС определены основания, при которых таможенный орган отказывает в регистрации заявления, а также принимает решение об отказе в выпуске товаров по заявлению. Вместе с тем, практика работы таможенных органов свидетельствует о том, что имеют место случаи ошибочной подачи декларантом заявления, и целесообразно предусмотреть возможность отзыва декларантом ошибочно поданного заявления.
Учитывая, что статьей 113 ТК ЕАЭС не регламентировано принятие должностным лицом таможенного органа решения об отзыве заявления, необходимо рассмотреть вопрос о возможности отзыва поданных заявлений путем внесения дополнений в статью 120 ТК ЕАЭС, предусмотрев возможность отзыва по обращению декларанта зарегистрированного заявления до подачи декларации на товары, которое может быть подано как на бумажном носителе, так и сформировано в виде электронного документа.
Разрешение на отзыв заявления до подачи декларации на товары либо отказ в таком отзыве должно входить в компетенцию таможенного органа и оформляться в виде электронного документа или документа на бумажном носителе.
Как отмечено выше, отзыв заявления возможен до подачи декларации и при соблюдении следующей совокупности условий, сложившихся до получения соответствующего обращения декларанта:
1. Декларант не был уведомлен таможенным органом о месте и времени проведения таможенного досмотра поименованных в заявлении товаров.
2. Таможенным органом в установленном порядке не принято решение о проведении таможенного осмотра товаров.
3. Не назначено проведение таможенной экспертизы.
4. Таможенный орган не установил нарушений международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании, и (или) законодательства государств-членов, которые влекут административную или уголовную ответственность.
Вместе с тем, целесообразно установить возможность отзыва заявления до подачи декларации на товары и после проведения таможенного осмотра товаров, таможенного досмотра товаров, получения результатов таможенной экспертизы, если по результатам их проведения не были установлены влекущие административную или уголовную ответственность нарушения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства государств-членов о таможенном регулировании и законодательства государств — членов Союза, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы. Думается, что внесение названных дополнений в статью 120 ТК ЕАЭС позволит решить проблему невозможности отзыва заявления и сократит количество ошибочно поданных декларантом заявлений.
Вторая проблема в деятельности УЭО заключается в отсутствии утвержденной формы соглашения, заключаемого между УЭО и таможенным органом. В соответствии с положениями статьи 433 ТК ЕАЭС для включения юридического лица в реестр УЭО необходимо наличие у последнего системы учета товаров, которая:
— отвечает требованиям, установленным нормами законодательства о таможенном регулировании государств — членов ЕАЭС;
— позволяет сопоставлять сведения о проведении хозяйственных операций со сведениями, которые предоставляются таможенным органом при совершении таможенных операций;
— обеспечивает доступ таможенных органов к указанным выше сведениям (в том числе удаленно).
Условия доступа таможенных органов к информации, размещенной в системе учета товаров юридического лица, регламентируется соглашением, которое в соответствии с частью 9 статьи 383 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» заключается между УЭО и тем таможенным органом, в котором будут применяться специальные упрощения. Типовая форма указанного соглашения определяется Министерством финансов Российской Федерации. Однако в настоящее время соответствующая типовая форма, утвержденная в установленном порядке, отсутствует и УЭО осуществляют свою деятельность без заключенных соглашений.
Следующей проблемой в деятельности УЭО является отсутствие возможности внести изменения в заявление о выпуске товаров до подачи декларации на товары.
Одной из стратегических задач, которые стоят перед сотрудниками таможенных органов, является уменьшение количества выявляемых при применении выпуска товаров до подачи декларации на товары (далее — ДТ) нарушений. Анализ деятельности таможенных органов [4, с. 8] показывает, что отдельные нарушения, например, несоответствие сведений, заявленных в ДТ, сведениям, содержащимся в заявлении о выпуске товаров до подачи ДТ или позже даты, указанной в подразделе «b» графы 2 заявления, допускаются по субъективным причинам, связанным с человеческим фактором. Также встречаются случаи, когда декларантом в заявлении указываются весовые или стоимостные сведения о товарах, отличные от сведений, указываемых в транспортных и коммерческих документах в связи с ошибками, допускаемыми декларантами.
В пункте 12 статьи 120 ТК ЕАЭС перечислено 8 случаев, когда таможенный орган отказывает в регистрации заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары. Перечень является исчерпывающим, и приведенные в качестве примера ошибки декларанта не могут являться основанием для отказа в регистрации заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары.
Однако положения ТК ЕАЭС не предоставляют таможенному органу и декларанту возможность внести изменения в заявление. Нормы статьи 112 ТК ЕАЭС говорят лишь о случаях и порядке изменения или дополнения сведений, заявленных исключительно в таможенной декларации.
Полагаем, что в целях развития института УЭО и повышения заинтересованности участников внешнеэкономической деятельности в применении специальных упрощений целесообразно разработать норму, связанную с внесением изменений или дополнений в заявление, а также возможностью отзыва поданных заявлений, и закрепить ее в ТК ЕАЭС. Кроме того, следует предусмотреть возможность автоматической регистрации заявлений о выпуске товаров до подачи ДТ и автоматического выпуска таких товаров.
К заключительной проблеме в деятельности УЭО следует отнести тот факт, что в настоящее время заявление и декларация на товары в информационной среде таможенных органов между собой не связаны и содержатся как отдельные документы. При проведении документального контроля для сопоставления сведений, заявленных при выпуске товаров по заявлению, и сведений, заявленных при последующем декларировании товаров с использованием ДТ, должностному лицу таможенного органа необходимо совершать действия, связанные с открытием, закрытием документов, а также их поиском, так как в модуле обработки документов не предусмотрена возможность открытия двух и более документов одновременно, что, несомненно, увеличивает время на прохождение контроля и, как следствие, приводит к временным издержкам УЭО.
В заключение стоит сказать о том, что развитие института УЭО, повышение заинтересованности участников ВЭД в получении статуса УЭО и в применении упрощений в отношении перемещаемых товарных партий может быть достигнуто путем активизации информирования заинтересованных лиц о практических аспектах применения различных упрощений, предусмотренных правом ЕАЭС. Например, необходимо информировать участников ВЭД о тех пунктах пропуска, в которых существует возможность первоочередного совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию, и применения упрощений различными участниками ВЭД с приведением экономического эффекта, получаемого от их применения.
Данная информация позволит заинтересованным участникам ВЭД рассматривать возможность применения в своей деятельности определенных упрощений на основе практического их использования иными участниками ВЭД.
В перспективе следует организовать работу, направленную на проработку вопросов, связанных с осуществлением таможенного контроля товаров, перемещаемых УЭО после выпуска товаров, где также существует определенный ряд проблемных вопросов.
1. Denisova N. A. Analysis of the potential of the institution of an authorized economic operator in the Eurasian Economic Union. Bulletin of innovative technologies, 2020, vol. 4, no. 2 (14), pp. 13-18. (In Russ.)
2. Shugurov M. V. Legal principles of scientific and technological integration of the EAEU member states: Conceptual analysis. Legal paradigm, 2020, vol. 19, no. 4. (In Russ.)
3. Customs Code of the Eurasian Economic Union (Appendix no. 1 to the Agreement on the Customs code of the Eurasian economic union). Access from the reference legal system “ConsultantPlus” (accessed 24.04.2021). (In Russ.)
4. Vladimirova V. A., Kuskov A. N. Development of the institution of an authorized economic operator in the Russian Federation. Vector of Economics, 2020, no. 2 (44). (In Russ.)