EFFECTIVE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES AS A FACTOR OF ECONOMIC SECURITY OF THE COUNTRY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents the results of the analysis of the state of small and medium-sized businesses in Russia. The role of small and medium-sized businesses in the economic security of the country is shown. A quantitative analysis of the academic literature on the subject under consideration is carried out. The strategic initiatives of the state to improve the efficiency of this sector are analyzed. Based on the results of sociological surveys published in open sources, the factors that hinder the development of small and medium-sized businesses in Russia are identified. China’s experience in improving the efficiency of the development of small and medium-sized businesses has been studied.

Keywords:
small and medium-sized businesses, small and medium-sized enterprises, the state of business, the experience of China, strategic initiatives of the state
Text
Publication text (PDF): Read Download

Предприятиям малого и среднего бизнеса (МСП) принадлежит решающая роль в стабилизации социально-экономической ситуации, обеспечении роста занятости населения, расширении потребительского сектора, насыщении рынка товарами и услугами, экономическом росте и конкурентоспособности страны на мировом рынке [1; 2]. Высокая социально-экономическая значимость обусловливает важную роль малого и среднего бизнеса в обеспечении экономической безопасности страны.
В развитых странах малые и средние предприятия являются драйвером экономики, формируя порядка половины валового внутреннего продукта (ВВП) и рабочих мест. В Китае этот показатель еще выше и составляет 60%. В объеме налоговых поступлений в бюджет Китая малый и средний бизнес занимает 50%, на этот сектор приходится 62% общего объема инвестиций в основные фонды (без учета крестьянских дворов); 90% объема внутренней торговли; 48% экспорта, свыше 70% инновационной продукции, изобретений и технических новинок. Примечательно, что по количеству патентных заявок частные компании в два раза обогнали государственные и коллективные предприятия. Доля в общем количестве трудоустроенного населения достигла 49%. В результате рост доходов населения, в том числе за счет самозанятости, увеличил вклад потребления в экономический рост до 76,2% [3].
Результаты проведенного нами количественного анализа академической литературы свидетельствуют о значительном интересе ученых к проблематике малого и среднего бизнеса. В выборку для анализа попали статьи, опубликованные в академических изданиях базы цитирования «Скопус» и имеющие в качестве ключевых слова «малый бизнес» (small business), «средний бизнес» (medium business), «малый и средний бизнес» (small and medium businesses) (табл. 1).
Таблица 1
Результаты количественного анализа статей в базе Scopus
(по состоянию на 05.12.2020)
Годы    Ключевые слова
    Малый бизнес    Средний бизнес     Малый и средний бизнес
    (small business)    (medium business)    (small and medium businesses)
1    2    3    4
1970    19    1    —
1975    42    34    3
1980    73    38    5
1985    168    80    11
1990    245    102    26
1995    355    160    54
2000    733    372    174
2005    1955    17740    1421
2010    4782    43306    3750
2015    6359    57815    5137
2020    6690    57535    5066


Как свидетельствуют данные таблицы, интерес к малому и среднему бизнесу (прежде всего со стороны зарубежных ученых) стал проявляться с начала 1970-х годов. С 2000-х годов наблюдается стремительный рост публикаций по рассматриваемой проблематике. Пик публикаций приходится на 2015 и 2020 годы. На общем фоне особо выделяются статьи, посвященные среднему бизнесу — их количество почти в 10 раз превышает другие категории.
В России развитие малого и среднего бизнеса берет начало с 1990-х годов. К настоящему времени состояние этого сектора экономики значительно отстает от уровня других стран: МСП формируют лишь пятую часть ВВП, обеспечивая работой около четверти населения [4]. На фоне нестабильной политической ситуации, многочисленных экономических санкций, неблагоприятных колебаний цен на мировом рынке нефти, общемирового кризиса, вызванного пандемией Ковид-19, проблемы развития этого сектора еще более усиливаются, что накладывает негативный отпечаток на уровень экономической безопасности страны.
В последние годы российское правительство приняло ряд инициатив по улучшению ситуации в данном секторе экономики. Согласно Стратегии национальной безопасности в целях противодействия угрозам экономической безопасности государственная социально-экономическая политика должна предусматривать «стимулирование развития малого и среднего предпринимательства в производственной сфере путем снижения расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, ее поддержку на этапе становления за счет снижения налоговой нагрузки, создания бизнес-инкубаторов, промышленных парков и технопарков, формирования спроса на продукцию малых и средних предприятий, расширения доступа к закупкам государственных компаний, участия в реализации крупных проектов» [5]. В соответствии со Стратегией экономической безопасности поддержка высокотехнологичного малого и среднего бизнеса является основной задачей обеспечения устойчивого роста реального сектора экономики [6].
В России в 2018 году стартовал национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», направленный на увеличение к 2024 году количества занятых в сфере малого и среднего предпринимательства до 25 млн человек, рост доли МСП в ВВП страны — до 32,5%, а доли экспорта субъектов МСП — до 10% от общего объема [4]. Общий бюджет национального проекта составляет 481,5 млрд руб. Основными направлениями реализации проекта являются:
— улучшение условий ведения предпринимательской деятельности;
— расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию;
— акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства;
— создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации;
— популяризация предпринимательства.
Несмотря на предпринимаемые меры, негативные тенденции переломить пока не удалось. В 2019 году число субъектов МСП сократилось по сравнению с 2018 годом на 118 тыс. ед., а число занятых в малом и среднем бизнесе уменьшилось до 18,8 млн человек. Доля МСП в ВВП страны в 2018 году снизилась до 20% [7].
По состоянию на 10 ноября 2020 года в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства зарегистрировано 5 670 880 субъектов, количество работников — 15 516 199 человек (табл. 2).

Таблица 2
Основные показатели, характеризующие состояние
малого и среднего бизнеса в России по состоянию на 10 ноября 2020 г. (данные Единого реестра субъектов
малого и среднего предпринимательства)
Категории субъектов МСП    Количество субъектов, ед.    Количество работников, чел.*    Объем произведенной продукции и услуг, трлн руб.
Микропредприятия    54 35 897    7 557 758    6 538
Малые предприятия    217 344    6 144 842    1 220
Средние предприятия    17 639    1 813 599    234
Итого    5 670 880    15 516 199    7 992


*Сумма среднесписочной численности работников, занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлекавших в году, предшествующем году формирования реестра, наемных работников, за исключением вновь созданных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, без учета индивидуальных предпринимателей, не привлекавших работников).
Уточним категории субъектов МСП, приведенные в таблице. Согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» предприятия малого и среднего бизнеса разделены на 3 группы: микробизнес, малый и средний бизнес [8]. Указанные субъекты отличаются среднесписочной численностью персонала и годовой выручкой (табл. 3).

Таблица 3
Основные характеристики субъектов МСП (кроме банков)
Субъект    Выручка без НДС
за год, млн руб.    Среднесписочная численность работников, чел.
Микропредприятия     120     Не более 15
Малые предприятия    800    Не более 100
Средние предприятия    2000    Не более 250


Распределение субъектов малого и среднего бизнеса по регионам страны по категориям «юридические лица» и «индивидуальные предприниматели» показано в таблице 4.

Таблица 4
Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (данные из Единого реестра субъектов малого и среднего
предпринимательства) по состоянию на 10 ноября 2020 г.
    Всего    Из них
        юридических лиц    индивидуальных
предпринимателей
        всего    из них    всего    из них
            микро предприятие    малое предприятие    среднее предприятие        микро предприятие    малое предприятие    среднее предприятие
Российская Федерация    5 670 880    2 355 555    2 147 624    190 604    17 327    3 315 325    3 288 273    26 740    312
Центральный ФО    1 748 611    80 041    726 685    67 669    6 687    947 570    941 275    6 206    89
Северо-Западный ФО    660 650    317 521    290 395    24 961    2 165    343 129    340 691    2 411    27
Южный ФО    669 460    185 344    168 947    15 016    1 381    484 116    480 528    3 559    29
Северо-Кавказский ФО    193 142    47 965    43 687    3 827    451    145 177    144 352    815    10
Приволжский ФО    1 009 147    419 455    381 156    35 241    3 058    589 692    583 591    6 041    60
Уральский ФО    487 266    206 128    189 166    15 591    1 371    281 138    278 505    2 600    33
Сибирский ФО    600 221    257 594    236 517    19 485    1 592    342 627    339 424    3 163    40
Дальневосточный ФО    302 383    120 507    111 071    8 814    622    181 876    179 907    1 945    24


Как свидетельствуют данные таблицы, больше всего предприятий малого и среднего бизнеса зарегистрировано в Центральном федеральном округе Российской Федерации: 1 748 611 предприятий, из них юридических лиц — 80 041, индивидуальных предпринимателей — 947 570. В обоих случаях по количественным показателям лидируют микропредприятия: соответственно 726 685 и 941 275 предприятий.
На втором месте — Приволжский федеральный округ: всего 1 009 147 предприятий, из них 419 455 — юридических лиц, 589 692 — индивидуальных предпринимателя. Среди них также лидируют микропредприятия: соответственно 381 156 и 583 591 предприятие.
Замыкает тройку лидеров Южный федеральный округ, где зарегистрировано 669 460 предприятий, из них 185 344 юридических лица и 484 116 индивидуальных предпринимателей. Меньше всего представителей малого и среднего бизнеса зарегистрировано в Северо-Кавказском федеральном округе: соответственно 193 142, 47 965 и 145 177. Там количество микропредприятий также опережает другие категории представителей МСП.
Результаты анализа динамики количественных показателей МСП в текущем году по сравнению с предыдущим свидетельствуют, что, несмотря на предпринимаемые меры, переломить ситуацию в лучшую сторону пока не удалось. По состоянию на 10 ноября 2020 года количество МСП вместо ожидаемого роста снизилось на 222 268 предприятий. По мнению экспертов, негативные тенденции развития сектора МСП связаны с повышением ставки НДС в 2019 году с 18 до 20%, введением онлайн-касс и почти нулевым ростом доходов населения. В 2020 году в условиях пандемиии коронавируса за счет значительного падения спроса, особенно в ресторанном бизнесе, туризме и сфере развлечений, негативные тенденции еще более усилились [9].
Для выявления проблем развития МСП обратимся к результатам исследований Альфа-банка, полученных в ходе опроса 3 698 клиентов банка — представителей малого бизнеса [10]. Результаты опроса предпринимателей свидетельствуют о нестабильной экономической ситуации, которая тормозит развитие бизнеса, на это указали 86% респондентов, 82% отметили снижение покупательской способности. Предприниматели подчеркнули значительное увеличение налоговой нагрузки в 2019 году; увеличение расходной части бюджетов за счет обязательного внедрения онлайн-касс в розничной торговле и введения обязательных чипов в маркировке некоторых видов товаров; обострение конкуренции с крупными компаниями. Наихудшая ситуация, по мнению респондентов, сложилась в розничной торговле и строительстве.
Как показали проведенные исследования, стало больше предпринимателей, не воспринимающих господдержку как драйвер малого бизнеса. Предприниматели из небольших предприятий все чаще чувствуют разочарование в ответ на заявления государства о снижении нагрузки на бизнес. Падение потребительского спроса в экономике из-за стагнации реальных доходов населения называют в качестве главной проблемы и другие эксперты [11].
Результаты исследований Альфа-банка коррелируют с результатами исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения. Опрос предпринимателей, проведенный в 2019 году, показал, что 71% предпринимателей оценивают условия для ведения бизнеса как неблагоприятные [2]. В качестве негативных факторов они отметили высокие административные барьеры, высокий уровень коррупции среди государственных структур, недостаточность нормативно-правового регулирования деятельности субъектов МСП, отсутствие режима взаимодействия между субъектами бизнеса и государственным аппаратом, неплатежеспособность населения и неэффективность принимаемых государственных программ [2].
Ситуацию на региональных рынках дополняют результаты социологического опроса в Республике Мордовия. Опрос проводился в 2019 году, всего было опрошено 378 представителей малого и среднего бизнеса [12].
В качестве причин, негативно влияющих на развитие малого и среднего бизнеса в Республике Мордовия, респонденты отметили следующие:
— трудности в реализации продукции (услуг) в связи с падением потребительского спроса — 63,0%;
— высокий уровень налогов — 49,7%;
— нестабильная экономическая ситуация в стране — 35,4%;
— недобросовестная конкуренция и монополизация рынка — 27,8%;
— недостаточная государственная поддержка — 20,9%;
— высокие транспортные и логистические издержки — 19,8%;
— сложности с получением доступа к финансовым ресурсам (в том числе высокая стоимость кредитов) — 19,0%;
— нестабильность российского законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность — 17,5%;
— недостаток квалифицированных кадров — 17,2%;
— частые и необоснованные проверки — 11,1%;
— сложность доступа к поставкам товаров, оказанию услуг и выполнению работ в рамках государственных закупок — 7,4%;
— низкий уровень предпринимательской культуры — 6,3%;
— коррупция, бюрократические барьеры — 5,8%;
— отсутствие производственных площадей — 5,3%;
— завышенная кадастровая оценка земельных участков (или высокая арендная плата) — 5,0%;
— сложности с получением доступа к услугам естественных монополий — 3,7%;,
— отсутствие консультационной и информационной поддержки — 2,6.
Анализ неблагоприятной экономической ситуации, сложившейся в секторе МСП Российской Федерации, свидетельствует, что предпринимаемые государством меры для развития малого и среднего предпринимательства пока нельзя признать эффективными. В этой связи представляется целесообразным обратиться к опыту Китайской Народной Республики, которая за короткий срок смогла реформировать жестко централизованную экономическую систему и сформировать высокоэффективную многоукладную экономику, основу которой составляет малый и средний бизнес. Выступая перед делегатами V Всекитайского съезда индивидуальных тружеников, руководитель Китая Си Цзиньпин подтвердил неизменность курса на поддержку малого бизнеса, предложив ряд новых инициатив [3].
С 2018 года стандартная ставка НДС для малых налогоплательщиков стала составлять 3% от суммы реализованного дохода. Малый бизнес с месячным объемом реализации менее 100 тыс. юаней (примерно 1130 тыс. руб.) полностью освобожден от уплаты НДС. Для предпринимателей малого и среднего бизнеса снижены неналоговые издержки, в том числе тарифы на электроэнергию (в среднем на 10%), расходы на логистические и посреднические услуги, отчисления на социальное страхование, тарифы на широкополосный доступ в интернет (на 15%), на трафик мобильного интернета (более чем на 20%). Большое внимание китайское руководство уделяет улучшению бизнес-среды и доступности кредитов для малых и средних предприятий. Все это способствует созданию благоприятного экономико-политического климата для развития малого и среднего бизнеса, является важнейшим источником роста инновационного потенциала страны, снижения уровня безработицы, повышения качества жизни широких слоев населения, формированию среднего класса, что в конечном счете укрепляет экономическую и национальную безопасность Китая.

References

1. Ribeiro-Soriano D. Small business and entrepreneurship: their role in economic and social development. Journal Entrepreneurship & Regional Development, 2017, vol. 29, issue 1-2, pp. 1-3.

2. Nakova M.R. State support of small and medium-sized businesses as a basis for sustainable development of the Russian economy. Forum. Series: Humanities and Economic Sciences, 2020, no. 3 (20), pp. 14246. (In Russ.)

3. Chovancova V.V. Development of small and medium enterprises in China for 40 years of economic reforms: results and prospects. 40 years of economic reform in China: proceedings of the conference (Moscow, April 1-2, 2019). Moscow, 2019. Pp. 222-237. (In Russ.)

4. Daily business newspaper RBC. URL: https://www.rbc.ru/economics/28/01/2020/5e2eda219a79473c798d3692 (accessed 05.12.2020). (In Russ.)

5. On the National Security Strategy of the Russian Federation: decree of the President of the Russian Federation no. 683 of December 31, 2015. URL: https://rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html (accessed 05.12.2020). (In Russ.)

6. Strategy of economic security of the Russian Federation for the period up to 2030: the decree of the President of the Russian Federation of May 13, 2017 no. 208. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41921 (accessed 06.12.2020). (In Russ.)

7. The unified register of small and medium entrepreneurship. URL: https://rmsp.nalog.ru (accessed 05.12.2020). (In Russ.)

8. The website of the Russian President. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/25971 (accessed 05.12.2020). (In Russ.)

9. The Russian economy in 2019. Trends and outlooks (Issue 41). Moscow: Publishing house of the Gaidar Institute, 2020. Pp. 279-290. URL: https://www.researchgate.net/publication/340901999 (accessed 05.12.2020). (In Russ.)

10. Problems of small business in Russia in 2020. URL: https://rkoff.ru/problemy-malogo-biznesa-rossii-2020/ (accessed 05.12.2020). (In Russ.)

11. Rosstat recorded a decline in the share of small business in the economy. URL: https://www.rbc.ru/economics/28/01/2020/5e2eda219a79473c798d3692 (accessed 03.12.2020). (In Russ.)

12. Maksimova L.Yu., Inshakov V.A. What hinders business: the opinion of entrepreneurs. Problems of socio-economic stability of the region: a collection of conference proceedings (Penza, January 27-28, 2020). Penza, 2020. Pp. 195-198. (In Russ.)


Login or Create
* Forgot password?