TAX MONITORING AS A WAY TO ENSURE ECONOMIC SECURITY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article considers one of the most effective forms of tax control implemented on the basis of high-tech solutions. It is concluded that tax monitoring simplifies and facilitates interaction between tax authorities and taxpayers, increases the transparency of financial and economic activities, which leads to strengthening tax discipline and ensuring the economic security of the Russian Federation.

Keywords:
tax monitoring, tax control, tax offenses and crimes, economic security
Text
Publication text (PDF): Read Download

Налоговый мониторинг как форма налогового контроля был введен в действие Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 348-ФЗ и начал применяться с 1 января 2016 года. Суть налогового мониторинга заключается в том, что организация-налогоплательщик, соблюдающая условия, указанные в Налоговом кодексе РФ, добровольно представляет налоговому органу доступ к документам (информации), служащим основаниями для исчисления (удержания), уплаты (перечисления) налогов и сборов в электронной форме, и (или) доступ к информационным системам организации, в которых содержатся указанные документы (информация). При этом каждая операция, проведенная организацией, контролируется в режиме реального времени при наличии полного доступа к данным регистров бухгалтерского и налогового учета (доходам и расходам, объектам налогообложения), к сведениям об аналитических регистрах налогового учета, а также к информации о системе внутреннего контроля данной организации за правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов (при наличии такой системы) [1].
К основным принципам реализации налогового мониторинга на первых этапах развития данной формы контроля на территории Российской Федерации были отнесены:
— участие в налоговом мониторинге является правом налогоплательщика;
— участие в налоговом мониторинге доступно для организаций, соответствующих установленным квалификационным требованиям: совокупная сумма уплаченных налогов за год, предшествующий году участия в налоговом мониторинге, составляет не менее 300 млн рублей, совокупная сумма доходов и совокупная стоимость активов — не менее 3 млрд рублей;
— между налогоплательщиком и налоговым органом осуществляется расширенный информационный обмен: помимо форм налоговой отчетности налогоплательщик на регулярной основе и в заданные сроки представляет налоговому органу регистры бухгалтерского и налогового учета, расшифровки строк деклараций, первичные учетные документы, а также иную информацию;
— возможность получения налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа (по своей инициативе или по инициативе налогового органа) по вопросам правильности, полноты и своевременности исчисления налогов;
— освобождение налогоплательщика от выездных и камеральных налоговых проверок за период участия в мониторинге (за исключением ряда случаев, предусмотренных статьями 88, 89 НК РФ).
Данная форма налогового контроля доказала свою эффективность, повысив уровень налоговых поступлений. Количество участников налогового мониторинга выросло с семи компаний в 2016 году до 44 — в 2019 году. Это крупнейшие компании, которые обеспечивают 12,25% налоговых поступлений в федеральный бюджет. На 93% снизилась сумма начисленных пеней по сравнению с предыдущими периодами, на 77% уменьшилось среднее количество документов, представленных по требованию ФНС России, на 54% сократилось количество требований ФНС России о представлений пояснений и документов, на 33% сократились затраты бизнеса на сопровождение налоговых проверок в 2017 году. Всего в 2017 году компании, работающие в рамках налогового мониторинга, заплатили 607 млрд рублей налогов, что на 28,1% выше аналогичного показателя в 2016 году.
Для включенных в систему налогоплательщиков несомненным преимуществом использования онлайн-контроля является отсутствие камеральных и выездных проверок, сокращение числа истребуемых и представляемых документов, возможность получения мотивированного мнения налогового органа по совершенным и планируемым сделкам, а также отсутствие штрафов и пеней при выполнении рекомендаций данного мнения, повышение вероятности досудебного урегулирования споров [2; 3].
Указанные преимущества рассматриваемой формы налогового контроля для государства и налогоплательщиков послужили основанием для принятия распоряжения Правительства РФ от 21 февраля 2020 года № 381-Р «Об утверждении Концепции развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга». Указанная Концепция предусматривает расширение перечня налогоплательщиков, которые могут обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга, а также поэтапное снижение суммовых ограничений для вхождения в данную систему контроля [4]. Данное новшество отражает направления развития налоговой реформы в РФ [5]. Реализация этих положений возможна путем внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс РФ.
Министерство финансов Российской Федерации подготовило законопроект, корректирующий совокупную стоимость налогов, уплаченную организацией за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга. Если в настоящее время в нее включаются суммы НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), то законодатель намерен включить в нее и суммы уплаченного НДФЛ и страховых взносов. Помимо этого, будет скорректирована и сама совокупная стоимость налогов до 100 млн рублей, суммарный объем полученных доходов и сумма активов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление, до 1 млрд рублей. Данные меры позволят вовлечь в систему налогового мониторинга налогоплательщиков, обеспечивающих около 30% доходов бюджета. При этом существенно снижается трудоемкость выполнения контрольных процедур налоговыми органами, а также повышается уровень налоговой дисциплины контролируемых организаций.
На основании анализа представленной формы налогового контроля можно сделать вывод о том, что за недолгий период применения она доказала свою эффективность. Данный факт послужил основанием для расширения круга налогоплательщиков, вовлеченных в систему налогового мониторинга. В отличие от остальных форм налогового контроля рассматриваемая форма имеет преимущества для всех вовлеченных в нее субъектов с позиции экономии финансовых, трудовых и материальных ресурсов. Налоговый мониторинг позволяет с меньшими затратами достичь основной цели налогового контроля — предупреждение налоговых правонарушений и преступлений, что несомненно приводит к укреплению экономической безопасности Российской Федерации.

References

1. Maksimov Yu.A., Maksimova E.N. Tax monitoring as a factor in the effectiveness of tax control. Uchenye zapiski of the St. Petersburg branch of the RTA, 2015, no. 1 (53), pp. 50-60. (In Russ.)

2. Trineeva L.T., Bogomolov A.V., Shatokhina N.M. Tax monitoring as a tool for the successful functioning of an organization. Economics and Entrepreneurship, 2019, no. 8 (109), pp. 815-819. (In Russ.)

3. Tax monitoring: development strategy, implementation of SAF-T, obtaining motivated opinion. Tax policy and practice, 2019, no. 7 (199), pp. 12-15. (In Russ.)

4. Berezina E.V., Balandina A.S., Belomyttseva O.S. Tax monitoring as a way to digitalize tax administration in the Russian Federation. Taxes and Taxation, 2020, no. 2, pp. 18-39. (In Russ.)

5. Eriashvili N.D., Grigoriev A.I. Tax reform in Russia. Will it lead to better tax administration? Actual problems of administrative law and process, 2019, no. 2, pp. 22-27. (In Russ.)


Login or Create
* Forgot password?