PROBLEMS OF RUSSIA’S ECONOMIC SECURITY AMID RISING UNEMPLOYMENT CAUSED BY THE COVID-19 PANDEMIC
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article examines the problems of Russia’s economic security associated with the growth of unemployment. Particular attention is paid to the impact of the Covid-19 coronavirus pandemic on the development of economic relations in Russia at the present stage. The importance of state support for the real sector of the economy in a crisis is noted. Particular attention is paid to the growth of unemployment in small and medium-sized enterprises, which in a market economy are the most important indicator of the development of entrepreneurial relations.

Keywords:
Russian economy, small and medium enterprises, coronavirus, devaluation, national interests
Text
Publication text (PDF): Read Download

Экономика России в настоящее время испытывает на себе ряд негативных факторов, которые в представленном комплексе ранее не присутствовали в современной экономической истории. К ним необходимо отнести, во-первых, недружественную санкционную политику западных стран и, во-вторых, пандемию коронавирусной инфекции Covid-19, начавшуюся в нашей стране в марте 2020 года.
Бесспорным фактом является то, что отечественная экономика, благодаря умелым действиям правительства, закалилась в противодействии санкциям Запада за последние несколько лет. К сожалению, к человеческому фактору негативного влияния Запада на внешние и внутренние экономические связи, а также поступательному развитию хозяйства страны в 2020 году прибавилась природная угроза в виде вирусной эпидемии, имеющей высокую степень заражения и передачи респираторным путем.
Следствием данного комплекса негативных факторов явился рост безработицы и падение стоимости национальной валюты.
От того, насколько правительство России будет эффективно решать эти проблемы в настоящее время, будет зависеть скорейший выход из существующего кризиса и переход к экономическому росту.
С учетом вышесказанного особое внимание, по нашему мнению, в рамках национальных интересов необходимо уделять занятости населения в стране, иначе рост безработицы обернется глубоким системным кризисом, способным нанести значительный ущерб экономической безопасности страны.
Безусловно, на настоящий момент самой главной угрозой для отечественной экономики является угроза распространения коронавирусной инфекции. Очевидно, что меры противодействия распространению коронавирусной инфекции, которые правительство нашей страны стало вводить, защищая жизнь и здоровье граждан, неизбежно повлияли на внешние и внутренние экономические показатели экономической эффективности развития страны.
Внешние факторы выразились в приостановке воздушного сообщения со всем внешним миром, что неизбежно привело к серьезному удару по отрасли авиационных перевозок и туристической отрасли.
В области внутренних экономических отношений, безусловно, сворачивание экономической активности, связанное с вводимыми ограничениями, отразилось на жизни каждого россиянина. Здесь необходимо отметить в первую очередь введение правительствами субъектов Российской Федерации режимов самоизоляции и, как следствие, резкое сокращение перемещения граждан внутри страны, сокращение внутреннего туризма, запрет на посещение массовых мероприятий и деятельность организаций, оказывающих услуги населению в различных сферах жизни. Таким образом, введенные меры существенным образом сказались на реальном секторе экономики, серьезно затронув производственную деятельность.
Гражданское общество в нашей стране в целом с пониманием отнеслось к вводимым правительством мерам. Психологически эффективному введению ограничительных мер способствовала обоснованная разъяснительная деятельность государственных чиновников в средствах массовой информации. Повлиял и опыт зарубежных стран по противодействию распространению инфекции: эффективный, к примеру, в Китае и неэффективный на первых порах в Англии. Стало очевидно, к чему России необходимо стремиться в противодействии распространению инфекции и сохранении экономического потенциала и чего нужно избегать. Именно то, что Россия стала далеко не единственной и не первой страной, на которую пришелся первый удар пандемии, помогло централизованно принять адекватные складывающейся ситуации меры.
Примером положительного зарубежного опыта, который эффективно был применен в России, может служить политика Китая в сфере противодействия коронавирусной инфекции, проводимая накануне нового года по китайскому календарю. Все виды экономической деятельности, которые могли способствовать распространению инфекции, на некоторое время были полностью или максимально возможно приостановлены. Англия и США, попытавшиеся поначалу не обращать внимание на распространение инфекции, все равно стали вводить экономические ограничения внутри своих стран; упущенное время привело к большему по силе удару по экономике в связи с ростом заболевших граждан.
В США даже спустя полгода после начала эпидемии, к августу 2020 года, пик эпидемии не был пройден, а в некоторых штатах эпидемия стала разрастаться, усиливая в стране экономическую депрессию. Ситуацию усугубляет и начавшееся протестное движение, особенно среди чернокожего населения, которое стало следствием экономической нестабильности и роста безработицы в стране.
Что касается экономических ограничений, особенно ярко среди зарубежных стран они проявились в Китае. Китай принял на себя первый удар пандемии Covid-19, став печальным законодателем в этой сфере (птичий и свиной грипп тоже были выходцами из Китая), а вслед за Китаем ограничения стали вводить ряд стран западной Европы: Германия, Италия, Испания и другие.
Общественное мнение расходится в причинах появления вируса: по одной версии, он передался от животного человеку, по другой — произошла утечка из Китайской лаборатории по изучению вирусов. Откуда бы ни появился вирус с ним необходимо бороться, спасая жизнь и здоровье граждан и экономику нашей страны. Вместе с тем, обращает на себя внимание тот факт, что Россия, имея столетний централизованный опыт борьбы с вирусами, в своем историческом прошлом вводила меры противодействия на отдельных территориях, на которых происходило распространение эпизоотий. В первую очередь карантинные меры затрагивали в таких случаях всегда отрасли АПК и индустрию туристического бизнеса. Но трудно было подумать, что в современной истории России, в которой даже в годы тяжелейшей Великой Отечественной войны не было массовых вирусных заболеваний, в наше время жесткие карантинные меры потребуется вводить на территории всей нашей великой страны [1].
Тем не менее угрозой распространения ранее не изученной болезни озаботился еще в 2019 году Всемирный банк совместно с Всемирной организацией здравоохранения. В своем отчете они высказывались о рисках возникновения и распространения в мировом масштабе эпидемии, которая может передаваться респираторным способом. По информации, содержащейся в отчете, такая эпидемия способна уничтожить пять процентов мирового ВВП и создать угрозу жизни и здоровью людей в количестве от пятидесяти до восьмидесяти миллионов человек [2, с. 67].
Что могло заставить всемирную банковскую организацию всерьез заниматься прогнозированием болезней? Ответ прост — угроза мирового экономического кризиса из-за развития неизвестной пандемии вируса. Не прошло и нескольких месяцев, как, казалось бы, мнимые рассуждения авторитетных международных организаций стали реальностью.
Конечно, данный отчет родился неслучайно. За последнее время человечество неоднократно сталкивалось с угрозой распространения эпидемий в мировом масштабе (птичий и свиной грипп, лихорадка Эбола). Международным организациям приходилось выделять значительные финансы для предотвращения распространения эпидемий.
Очевидно, что основная причина быстрого распространения этих болезней кроется в ускоряющихся процессах мировой экономической интеграции стран. В настоящее время очень высок уровень мобильности людей в мировом масштабе (это и туристическая индустрия, и трудовая миграция, и просто процессы мировой глобализации), и в этих условиях механизмы защиты населения перед угрозой распространения инфекции в лице современной медицины оказались беззащитны [3].
Интересен тот факт, что 11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения эпидемию COVID-19 признала мировой пандемией. Борьба с эпидемией неизбежно с вводом карантинных мер стала сопровождаться жертвованием экономическими интересами ради безопасности населения, ради сбережения экономического потенциала страны при прохождении пика заболеваемости.
Наша страна, благодаря твердой позиции по централизованному противодействию создавшейся угрозе, вступила в фазу начала карантинных мер с 25 марта 2020 года. Именно в этот день Президент РФ Владимир Владимирович Путин объявил нерабочей последнюю неделю уходящего месяца, чтобы граждане могли комфортно с психологической точки зрения перейти к системе карантинных мер, вводимых региональными властями. Лишь спустя два месяца, начиная с середины июня, регионы стали постепенно ослаблять ограничения, возвращая страну к привычным хозяйственным отношениям.
Пожалуй, необходимо отметить, что в новейшей истории России централизованное вмешательство в рыночные отношения хозяйственной жизни страны впервые, начиная с 1991 года, проводились в стране на таком уровне.
Последствиями ограничений, естественно, стал спад деловой активности и рост безработицы [4, с. 495].
По мнению ряда экспертов экономического сообщества, спад экономики в стране продлится не менее чем до конца 2020 года. Что касается показателей деловой активности, то во втором квартале 2020 года спад составил восемь с половиной процентов ВВП по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Рост безработицы в России, начиная с 1 апреля по конец июня текущего 2020 года, по словам министра экономического развития Михаила Решетникова, хоть и присутствует, но по сравнению с ожидаемым ростом оказался незначительным. Высокопоставленный чиновник сообщил, что за указанный период времени на бирже труда зарегистрировалось два миллиона граждан, из которых шестьсот восемьдесят тысяч указали, что попали под сокращение. Необходимо отметить, что из всего состава рабочей силы в стране пятнадцать миллионов граждан находились под жесткими ограничениями, то есть не работали и сидели дома, и количество человек, попавших под сокращение, составило лишь четыре с половиной процента от данного числа трудовых ресурсов.
Тем не менее, рост безработицы есть и он очевиден.
Сложившаяся ситуация с ростом безработицы особенно остро ударила по сфере услуг населению: общественное питание, развлечения и иные виды деятельности, где необходимо присутствие большого количества граждан — таких, к примеру, как сфера спортивно-массовых мероприятий [5].
По сообщению представителей министерства труда, наибольшее количество трудящихся, которые могут попасть под сокращения, трудятся в сфере бытового обслуживания и административной деятельности, а также транспорта и сферы торговли.
Необходимо обратить внимание на отрасли, в которых заняты трудовые мигранты, так как по объективным причинам число иностранных рабочих значительно сократилось и рынок труда в этих отраслях стал испытывать существенный дефицит рабочей силы.
Но в целом, по оценке экспертов, рынок труда начинает выходить из рецессии. По статистической информации в июле текущего года на бирже труда зарегистрировалось 3,3 миллиона человек, и в то же время число устроившихся на работу превысило этот показатель, хотя за тот же период прошлого года в качестве безработных на бирже труда зарегистрировалось всего 0,7 миллиона граждан нашей страны.
К положительным моментам можно отнести отсутствие снижения деловой активности в отрасли АПК, хотя и здесь наблюдаются проблемы, которые могут быть решены не только при поддержке государства, но и методами оптимизации хозяйственных издержек [6, с. 97].
Особую тревогу вызывает ситуация на рынке труда, складывающаяся на малых и средних предприятиях.
Необходимо отметить, что довольно сложно определить количество увольняемых на предприятиях малого и среднего бизнеса, так как сведения о них в основном подает только крупный бизнес, а, по оценке специалистов, количество сокращенных людей в данной отрасли может составлять к июлю 2020 года до пятисот тысяч человек. Именно эти предприятия подвержены большим экономическим потерям во время любого кризиса, так как не имеют по сравнению с крупными предприятиями высокой финансовой устойчивости [5, с. 284].
Нельзя забывать о том, что именно безработица является причиной застойных явлений любого кризиса. Рост безработицы, как это было замечено еще Д.М. Кейнсом, приводит к снижению покупательной активности населения. Данный клубок проблем без помощи государства только увеличивается, приводя к сворачиванию производств.
Малый и средний бизнес в своей производственной стратегии ориентирован в первую очередь на производство товаров народного потребления, способен эффективно осуществлять производственную деятельность именно в условиях рынка, поэтому при искусственном вмешательстве государства в рыночные отношения наиболее уязвим и требует государственной поддержки. С учетом сказанного выделенный Правительством России 81 млрд рублей предприятиям малого и среднего бизнеса на поддержку не является чрезмерной мерой. Существенную помощь оказывает программа беспроцентной выдачи займов предприятиям, отказавшимся от идеи сокращать работников, для выплаты в первую очередь заработной платы. Также положительную роль играет и временное повышение до размера прожиточного минимума пособия по безработице людям временно оказавшимся без работы [7].
Данные меры экономической поддержки носят временный характер, но, по нашему мнению, сворачивать программы пока нельзя. Экономика страны продолжает испытывать на себе влияние пандемии, и неизвестно, насколько существенным окажется рост заболеваемости в осенне-зимний период с его традиционно высоким уровнем респираторных заболеваний.
Именно непрерывная забота Правительства Российской Федерации о стимулировании деловой активности продолжит быть залогом снижения безработицы в настоящее время и позволит при адекватном реагировании складывающейся ситуации выйти безболезненно из экономического кризиса и повысить уровень экономической безопасности страны.

References

1. The economy of the Russian Federation and quarantine: how to survive the business in a crisis? URL: https://regnum.ru/news/2895106.html (accessed 25.06.2020). (In Russ.)

2. The COVID-19 pandemic. Biology and Economics. Special issue: information-analytical Bulletin / under the editorship of M.F. Mizintseva. URL: http://www.viniti.ru/docs/covid-19/sbornik.covid-19.04_2020.pdf (accessed 01.06.2020). (In Russ.)

3. COVID-19 threatens to plunge the world economy into the worst recession since World war II. URL: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/news/press-release/2020/06/08/covid-19-to-plunge-global-economy-into-worst-recession-since-world-war-ii (accessed 20.06.2020). (In Russ.)

4. Ionov V.A., Strokov A.A. Problems of economic security of small and medium-sized agricultural enterprises in the conditions of the 2020 pandemic. Financial Economics, 2020, no. 7, pp. 218-221. (In Russ.)

5. Chebotarev V.S., Ionov V.A. Problems in the development of small forms of farming in rural areas as one of the key factors in the breakthrough development of modern Russia. Legal science and practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia, 2018, no. 2 (42), pp. 282-286. (In Russ.)

6. Strokov A.A., Brikach G.E. Pricing in competitive conditions using simulation modeling. Competitiveness in the global world: Economics, science, technology, 2017, no. 10 (57), pp. 96-98. (In Russ.)

7. The Government has allocated 81 billion rubles to help small and medium-sized businesses. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4341471 (accessed 11.05.2020). (In Russ.)


Login or Create
* Forgot password?