RECIPES AND SECRETS OF TRAINING PRACTITIONERS-ANALYSTS AND SCIENTISTS-RESEARCHERS. REVIEW ON THE TEXTBOOK OF I.V. PONKIN AND A.I. REDKINA “METHODOLOGY OF SCIENTIFIC RESEARCH AND PRACTICAL ANALYTICS” (MOSCOW, 2020)
Rubrics: REVIEWS
Abstract and keywords
Abstract (English):
Recipes and secrets of training practitioners-analysts and scientists-researchers. Review on the textbook of I.V. Ponkin and A.I. Redkina “Methodology of Scientific Research and Practical Analytics” (Moscow, 2020)

Keywords:
scientific research, applied analytics
Text
Publication text (PDF): Read Download

Написание рецензии (критической оценки) на книгу может быть нелегким, но это полностью стоит того.
Это всегда полезный опыт — быть рецензентом книги (в классическом понимании рецензии и рецензирования), это каждый раз совершенно увлекательное, захватывающее занятие, направленное на то, чтобы помочь другим открывать для себя каждую следующую замечательную книгу (на незамечательные обычно не садятся писать рецензии, или пишут формализованные отписки, рецензиями не являющиеся), чтобы дать аудитории аргументы, позволяющие ей самостоятельно определить, хочет ли она прочесть эту книгу, а нередко — помочь найти следующее свое любимое, настольное издание.
Сложнее всего при этом готовить, создавать качественную рецензию на высокоинтеллектуальный продукт, решающий задачу обучения науке и аналитике.
Надлежащая научно-методологическая и науковедческая теоретическая и прикладная подготовка аспирантов — это редчайший случай (это проблема и России, и Болгарии, и многих других стран), требующий досконального изучения и всеобщей поддержки.
Проблемой зачастую является и то, кто именно, какие лица готовят будущих ученых. Когда люди, у кого почти нет своих научных публикаций и у кого нет ни одного собственного остепененного ученика, рассказывают подрастающему поколению исследователей о том, что есть наука, — это сродни научению пастухом или трактористом студентов врачебному делу.
Готовить начинающего ученого с прицелом на достойный результат — весьма сложный и длительный процесс, заставляющий затратить уйму времени. сил и нервов. И сделать это способен лишь тот, кто сам глубоко погружен в науку.
Хороший же аналитик (как представитель высококвалифицированной и высокоинтеллектуальной профессии) — это вообще штучный товар, и готовить его следует по уникальным методикам и в уникальных условиях, выступающих прочным фундаментом построения аналитического инструментария. И даже, не имея возможности готовить аналитиков по одиночке (слишком дорогое удовольствие), тем не менее такая подготовка все равно не может осуществляться более чем в небольшой группе численностью в 7-10 человек. Мы можем (хотя и с большим трудом) найти литературу, применимую и применяемую на первичных этапах подготовки аналитика, преимущественно о том, каким аналитик должен быть, но методики и секреты полноценного производства (полного цикла с нуля или с уже реально хорошего уровня на более высокий уровень) классных аналитиков, как правило, содержатся, что называется, под семью замками. Большие сложности — разыскать и толковое учебное пособие по научно-методологической подготовке аспирантов и докторантов, поэтому каждое новое пособие у заинтересованных лиц тотчас же по выходу в свет вызывает большой интерес. И, конечно, уж никак не могли обойти вниманием заинтересованные лица учебник 2020 года, написанный доктором юридических наук, профессором Понкиным Игорем Владиславовичем (РАНХиГС) и кандидатом юридических наук Редькиной Аленой Игоревной (МГЮА им. О.Е.Кутафина), «Методология научных исследований и прикладной аналитики» [1].
Мы позволим себе отступить от того, что во всех инструкциях по написанию рецензий на книги заявляется первым или, самое позднее, вторым шагом: «Начните с краткого изложения книги». Мы не видим смысла и надобности заполнять объем настоящей рецензии перечислением названий глав и разделов, а это очень содержательно богатый и в немалой степени уникальный перечень. Нам бы не хотелось допускать в настоящей рецензии каких-либо спойлеров, преждевременно раскрывающих суть. Учебник нужно читать, и желательно очень внимательно, с карандашом в руках для пометок.
Скажем лишь, что этот учебник направлен на обеспечение и может быть успешно использован для приобретения, закрепления и расширения обучающимися самых современных знаний о самой разнообразной методологии науки и прикладной аналитики (свыше двух десятков разделов учебника), о модальностях дизайна научного и прикладного аналитического исследования, о способах использования источников, о мире мастерского научного письма, его типов и, соответственно, специфической и релевантной научной лексики (глава вторая учебника), об онтологии и способах организации и контроля научных и прикладных аналитических разработок, о том, как вообще изначально ко всему этому подступиться, и о том, как (по каким критериальным рядам и какими способами — пять разделов учебника) оценивать такого рода исследования.
В создании названного учебника его авторы умышленно далеко ушли от всяких сложившихся к сегодняшнему дню шаблонов (и даже канонов) создания такого рода пособий. Но именно этим данный учебник выигрывает.
Что мы имеем сегодня? Для образного примера: ученик мастера-краснодеревщика просит (и искренне ожидает этого) научить его профессионально обращаться с основными инструментами, обучить его основным приемам и хитростям ремесла, а ему сегодня дают «учебник» со следующим содержанием: а вот посмотри, какие еще философы и что говорили о нашем ремесле, а вот восприятие и оценивание ремесла и мастерства краснодеревщика с позиций разных философских и социологических течений в мире, а вот какое место наша профессия занимала в дискуссиях основных мыслителей. Хотя ведь понятно, что ученику все это не нужно совершенно, его надо учить соответствующему ремеслу и мастерству в нем, учить, как профессионально оперировать столярными инструментами.
Совершенно аналогично начинающего исследователя нужно учить думать, мыслить, решать задачи, критиковать и парировать критику, организовывать и проводить эксперименты, обрабатывать результаты исследования, защищать свои наработки перед критически настроенной аудиторией. Пустословие же не научит ученика мастерству (ни в какой сфере), хотя бы уже потому, что мастерами в науке пустословы не являются сами. Нужны учебники нового поколения.
Напротив, реализованные в учебнике И.В. Понкина и А.И. Редькиной способы подачи информации по своей сжатой плотности и интенсивности, науко- и концептоемкости близкие к энциклопедическим, массированность и точность задействования цитатных объемов, явная нетривиальность множеств авторских определений и концептуальных подходов к объяснениям, высоковыраженная оригинальность и бесспорная удачность воплощения авторской затеи строя учебно-методической составляющей учебника, манера научного письма, в которой даются тексты учебника — все это предопределяет более чем благоприятное впечатление, остающееся от прочтения этого несомненно нужного и необычного издания.
Учебник «Методология научных исследований и прикладной аналитики» ценен тем, что это не только справочник и компендиум, но и очень выразительная, рационально организованная, хорошо логически структурированная прикладная инструкция. Из учебника совершенно понятно прослеживается, отчетливо ясно, как возможно практически применить все эти знания, излагаемые в этом учебнике, в действии здесь и сейчас, применительно к самому широкому кругу решаемых научно-исследовательских и прикладных аналитических задач.
Важно заметить, что это очень цельное, целостное, интегративное произведение, а не сплав обломков — отдельных эссе по темам. Здесь все досконально выстроено, скрупулезно разложено по своим полочкам, сведено в единый органический продукт. И прочтение этого учебника превращается в удивительное путешествие по миру науки и прикладной аналитики.
Выходу этого учебника предшествовала монография тех же авторов, посвященная целеполаганиям, способам и инструментариям цитирования [2]. Она совершенно органично дополняет этот учебник.
Этот учебник не только для студентов, плохо знакомых с академическим письмом и методами исследования. Он определенно незаменим для научных руководителей диссертантов и руководителей научных подразделений, он сфокусирован даже не на том, как самому и самостоятельно научиться исследовать, а на том, как пользуясь этим учебником, других очень хорошо научить исследовать, мыслить, будучи их научным руководителем.
При всем этом к чему бы мы обоснованно могли придраться? Здесь мы отдадим дань традициям классических подходов к написанию рецензий. Ведь рецензия, как повелось, немыслима без замечаний, рецензия по природе своей предлагает критическую оценку содержания рецензируемой книги.
В учебнике И.В. Понкина и А.И. Редькиной совсем не описаны и никак не объяснены метод экспертных оценок, описательный метод (когда уместна и ценна описательность, столь часто сегодня критикуемая), метод объяснений (куда без него вообще?!), метод иерархизации, нет объяснений критериев научной состоятельности продукта научного исследования. Но пусть это будет рекомендацией авторам на подготовку второго издания этого учебника. Потому что ничего похожего, столь же ценного сегодня просто больше нет.
И еще критичный момент. Данный учебник очень сложен для прочтения и восприятия: очень сложная терминология, сложный стиль изложения, сложный ход авторской мысли, еще более сложные теоретические построения. Но, как известно, в шахматах ты тогда действительно научишься (имеешь шансы научиться) хорошо играть, если раз за разом, из года в год ты играешь (стараешься, стремишься играть) с противником много более сильным, чем ты. В прикладной аналитике это правило хорошо и успешно тоже работает. Научиться по данному — рецензируемому нами сложному учебнику, очень и очень убедительному и толковому, возможно гораздо лучше и несопоставимо реальнее, чем по многим десяткам томов с «пустофилософствующим» содержанием.
Есть разные идеалы, разные школы подготовки будущих исследователей, но учебник написан в универсальном рациональном ключе — заточенным под многие разнообразные задачи и подходы. А потому учебник заслуживает наших рекомендаций.

References

1. Ponkin I.V., Redkina A.I. Methodology of scientific research and applied analytics: a textbook. Moscow: Buki Vedi Publ., 2020. 365 p. (In Russ.)

2. Ponkin I.V., Redkina A.I. Citation as a method of supporting and providing scientific research. Moscow: INFRA-M Publ., 2019. 86 p. (In Russ.)


Login or Create
* Forgot password?