Проблемы занятости населения в реальном секторе экономики всегда имели существенную особенность в современной истории России. Исторически сложилось так, что государство в современной истории всегда уделяло особое внимание этой проблеме. В СССР в условиях командно-административной системы рынок труда был создан искусственно и граждане страны, не желающие работать, подвергались уголовному преследованию за тунеядство, но и, вместе с тем, государственные органы обеспечивали широкое предложение на рынке труда рабочих вакансий.
В настоящее время в условиях рыночных отношений особая роль стала возлагаться на конъюнктурный характер спроса и предложения на рынке труда. Данная ситуация в девяностые годы прошлого столетия при спаде экономики и в нулевые года нынешнего столетия, несмотря на рост экономических показателей, обозначила существенную проблему в виде безработицы, как официальной среди граждан, зарегистрированных на бирже труда, так и скрытой среди граждан, вовлеченных в теневой сектор экономики России. По оценке специалистов, количество трудящихся в теневом секторе экономики достигало пятнадцати миллионов. Данные трудовые ресурсы концентрировались в основном на малых и средних предприятиях.
Характерно, что если на крупных предприятиях трудовые взаимоотношения достаточно серьезно регулировались действующим законодательством, то на малых и средних предприятиях обеспечение прав трудящихся во многом отдавалось на откуп законодательной добропорядочности руководителей этих предприятий. Смысл значительной концентрации и перевеса прав в руках собственников предприятий в девяностые годы прошлого столетия объяснялся тем, что данные предприятия должны были стать своеобразным локомотивом развития института предпринимательства в России. Также причиной служила сложная, негибкая система законодательства в области предпринимательской деятельности, из-за которой многие предприятия малого и среднего бизнеса осуществляли свою официальную функциональную деятельность, совмещая ее с деятельностью в теневом секторе экономики.
В последние годы государству удалось достичь определенных успехов в развитии института предпринимательства. В условиях санкционной политики стран Запада существенную роль повышению экономической безопасности страны оказал взятый курс на импортозамещение и защиту отечественных производителей от дешевой демпинговой иностранной продукции, способной нанести вред национальным экономическим интересам. Данные меры позволили не только сохранить рабочие места на малых и средних предприятиях, но и открыть ниши, ранее занимаемые иностранными компаниями. В качестве примера можно привести производство сыров, производство томатов и различных компонентов для отечественной продукции, которая ранее закупалась за рубежом.
Особую тревогу в текущий момент развития экономических отношений вызывает рост уровня безработицы, вызванный пандемией коронавирусной инфекции Covid-19. Вынужденную меру введения карантинных мер Президент нашей страны Владимир Владимирович Путин обозначил введением выходных дней с 25 марта 2020 года. Ограничения стали ослаблять лишь с конца июня 2020 года избирательно в каждом субъекте, в зависимости от эпидемиологической обстановки. По оценке специалистов, число сокращенных на малых и средних предприятиях составило около пятисот тысяч человек.
По нашему мнению, выход из сложившейся ситуации видится в поддержке бизнеса государством: адресном субсидировании, снижении налоговой нагрузки на предприятия и обеспечение государственных закупок у субъектов МСП. По состоянию на июль 2020 года субъектам МСП выделено порядка 81 млрд рублей государственной поддержки. В случае продолжения политики государства, направленной на поддержку малого и среднего бизнеса, вводимые меры позволят максимально эффективно выйти из кризиса.