В настоящее время организованная преступность является серьезной проблемой для всех субъектов международного права, независимо от уровня социально-экономического развития. Если до некоторых пор, подобным явлением главным образом характеризовались страны со слабым уровнем развития экономики и политических институтов, то сейчас не меньшую степень вредности наиболее развитые формы криминального соучастия представляют для развитых государств. Нужно признать, что организованные преступные формирования нередко являются системным фактором регулирования общественных отношений в ключевых сферах жизнедеятельности общества: определяют содержание и направленность экономических процессов, участвуют в формировании общественных движений, что с учетом коррупционных связей дает им возможность лоббировать необходимую правовую и административную базу для достижения своих целей, которые в числе прочего включают навязывание своих моральных ценностей и нравственных устоев.
Несмотря на то, что отрицательному воздействию организованной преступности подвержены практически все составляющие жизни общества, в условиях нарастающих процессов глобализации наиболее уязвимой сферой стали общественные отношения в сфере экономической деятельности. Организованные противоправные формирования, используя криминальные схемы обогащения, устранения конкурентов, коррупционного влияния на должностных лиц, принимающих управленческие решения, содержанием которых являются перераспределение денежных потоков и имущества, в конечном итоге обеспечивают себе доминирующее положение в целых секторах экономики.
В свою очередь, угрозы экономического характера, которые продуцируются организованной преступностью, также не являются однопорядковыми по своему негативному потенциалу. В контексте рассматриваемой проблематики необходимо указать на то, что в структуру имманентных признаков организованной преступности, наряду с эффективными схемами защиты от социального контроля, входят методы сокрытия своей противоправной деятельности, среди которых наиболее опасным является легализация незаконно полученных доходов. Легализация является не только условием, но и целью деятельности организованных преступных формирований, фактически представляя собой ключевой элемент их взаимосвязей с преступностью в сфере экономики, а также неправомерного влияния на формирование и деятельность политических институтов.
Однако главная угроза легализации, применительно к категории экономической безопасности государства, выражена в культивировании процессов криминализации легальных экономических отношений. Незаконно полученные доходы впоследствии реинвестируются в деятельность коммерческих предприятий, функционирующих в рамках правового поля, что впоследствии влечет подконтрольность последних организованным преступным формированиям, сфера влияния которых значительно увеличивается. В конечном итоге легализация криминальных доходов усиливает деструктивные процессы в легальных секторах экономики, причем это выражено не только в нарушении законных интересов добросовестных субъектов хозяйственной деятельности. Вливание в экономику полученных противоправным путем криминальных финансовых инструментов девальвирует привлекательность законных способов получения прибыли, способствует оттоку инвестиций и как итог влечет общее снижение экономических показателей и рост социальной напряженности.
Как было указано выше, вектор содержательных изменений криминальных посягательств, которые обусловлены нарастанием происходящих в мировом сообществе процессов интеграции, выражен в распространении международной преступности в сфере экономики. В совокупности изложенное позволяет сделать вывод, что приоритетным направлением деятельности по борьбе с транснациональной преступностью целесообразно определить противодействие легализации. Международный характер современной организованной преступности определяет, что достижение значимых результатов по противодействию ей возможно только при условии совместной, целенаправленной и системной работы представителей различных государств. Приоритетной задачей необходимо определить общие подходы к устранению причин и условий легализации, с обязательной последующей имплементацией принятых решений в национальный нормативный инструментарий.