PROTECTION OF PERSONAL DATA OF A POLICE OFFICER FROM VIDEO RECORDING AND ILLEGAL DISTRIBUTION IN THE MEDIA
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article analyzes the practice of police communication with journalists. The authors propose the algorithm of actions between police officers and representatives of the media from the point of view of legal regulations.

Keywords:
illegal distribution of personal data, media representatives, police officers
Text
Publication text (PDF): Read Download

Вопросы профессионального общения сотрудников полиции с представителями средств массовой информации на сегодняшний день являются актуальными и неоднозначными.
Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими возможность осуществления и обнародования видеозаписи действий сотрудников полиции при несении службы, являются: Конституция РФ [1] и принципы деятельности полиции, регламентированные главой 2 Федерального Закона РФ от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» [2, ст. 5, 6, 8] (далее — Закон о полиции): соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина, законность, открытость и публичность деятельности полиции.
Полиция предоставляет сведения о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам при проведении пресс-конференций, обнародованием справочных и статистических материалов и в иных формах.
В 2018 году был издан приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации [3] (далее — МВД России), утверждающий перечень должностных лиц подразделений центрального аппарата МВД России, образовательных, научных, медицинских (в т. ч. санаторно-курортных) организаций системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных представлять средствам массовой информации (далее — СМИ) официальную позицию МВД России.
В настоящее время актуальной является ситуация, когда отдельные представители СМИ хотят получить комментарии от сотрудников правоохранительных органов по резонансным правонарушениям «на грани фола». Они пытаются спровоцировать полицейских на грубость, делают попытки нарушить пропускной режим в зданиях органов внутренних дел (далее — ОВД), показать на видео сотрудника ОВД неуверенным, сомневающимся, не знающим действующего законодательства, не умеющим связать двух слов при ответе на простой вопрос и говорящим шаблонными, заученными фразами: «Ничего не знаю, обратитесь к руководству, руководства на месте нет, все на совещании». Основная цель искусственно провоцируемых ситуаций — повысить рейтинг своего телеканала, сайта СМИ или аккаунта, в очередной раз показать непрофессионализм и невежество полицейских как представителей власти. Зачастую акцентируется внимание на внешнем виде полицейского, его мимике, неуверенности при ведении диалога с представителями СМИ на камеру.
Видеоролики в сети «Интернет» демонстрируют, что сотрудники полиции при обращении к ним журналистов для предоставления комментариев чувствуют себя неуверенно, не знают действующих норм права, своих обязанностей, не проверяют у представителей СМИ документы, удостоверяющие личность и подтверждающие полномочия [4].
В настоящее время, анализируя общение сотрудников полиции с представителями СМИ, мы можем проследить виктимность психологии правоохранителей, априорное чувство вины, неуверенность в своих действиях в сложившейся ситуации [5, с. 8; 6, с. 46], незнание законных возможностей защиты своих прав.
Заинтересованность руководства МВД России в законодательном урегулировании процесса взаимодействия сотрудников полиции и представителей СМИ, а также физических лиц, осуществляющих видеозапись, подтверждается разработкой законопроекта о внесении изменений в части 4 статьи 30 Закона о полиции [7] в части установления гарантий правовой защиты сотрудников полиции. В случае принятия данных поправок «оскорбление сотрудника полиции, включая распространение в отношении него в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации, выражающей явное неуважение к органам внутренних дел Российской Федерации, повлечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации».
В настоящее время в части 3 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ [8] установлена административная ответственность за распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции РФ или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации. Норма права является неопределенной с точки зрения понятий «неприличная форма», «неуважение к обществу» [9, с. 93; 10, с. 28].
При этом защита прав и персональных данных сотрудников полиции регламентируется исключительно гражданским правовым законодательством.
В части 4 статьи 29 Конституции РФ закреплено право граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, в этой связи перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Однако эти тезисы не абсолютны, не стоит забывать принципа, согласно которому права гражданина заканчиваются там, где начинаются его обязанности. Декларированная свобода видеозаписи распространяется как на физических лиц без специального статуса, так и на представителей средств массовой информации [1, ст. 29].
Часть 3 статьи 55 Конституции РФ предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства [1, ст. 55]. В связи с этим вопросы общения полицейских с журналистами, блогерами, лицами, осуществляющими видеозапись, в части ограничения их конституционных прав должны основываться исключительно на положениях законодательства.
При обращении журналистов к полицейскому необходимо на основе федерального законодательства определить: можно ли ограничить права лиц, осуществляющих видео-, фото-, аудиозапись, а если можно, то каковы основания ограничения прав.
Статьей 8 Закона о полиции закреплено, что деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций. Таким образом, определен перечень нормативных правовых актов, на основании которых могут устанавливаться ограничения права свободно получать информацию любым законным способом. Исключительно на основании положений указанных выше законов сотрудники полиции могут ограничивать установленные главой 2 Конституции РФ права граждан в части осуществления видеосъемки.
Рассмотрим понятие «представитель СМИ» и правовой статус журналиста. Необходимо определить алгоритм действий сотрудников полиции при общении с журналистами.
Исходя из положения статьи 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» [11] (далее — Закон о СМИ), журналистом является лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее заданию.
В соответствии со статьей 52 Закона о СМИ профессиональный статус журналиста распространяется: на штатных сотрудников редакций, занимающихся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для многотиражных газет и других средств массовой информации, продукция которых распространяется исключительно в пределах одного предприятия (объединения), организации, учреждения; на авторов, не связанных с редакцией средства массовой информации трудовыми или иными договорными отношениями, но признаваемых ею своими внештатными авторами или корреспондентами, при выполнении ими поручений редакции.
Для пресечения попыток получения непрофессиональных, некомпетентных комментариев предлагается следующий алгоритм общения сотрудников полиции с представителями СМИ:
1. В соответствии с требованиями статьи 5 Закона о полиции при обращении представителя СМИ к сотруднику полиции или при обращении сотрудника полиции к представителю СМИ (как и к любому физическому лицу) сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию лица служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения или внимательно выслушать и принять меры.
2. Правоохранителю необходимо проверить документы, удостоверяющие личность и полномочия журналистов, обратившихся к нему за комментарием.
Важность и необходимость проверки документов, удостоверяющих личность и полномочия журналистов, обоснованы пунктом 2 части 1 статьи 13 Закона о полиции. Это право сотрудника полиции корреспондирует (соответствует) обязанности представителя СМИ (п. 9 ч. 1 ст. 49 Закона о СМИ) предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию: для штатного корреспондента — редакционное удостоверение, для внештатного корреспондента — редакционное задание, удостоверение внештатного корреспондента и документ, удостоверяющий личность.
Сотруднику полиции необходимо убедиться, что перед ним представитель СМИ, и зафиксировать (записать данные документов, удостоверяющих полномочия и личность, в служебную книжку, сфотографировать предъявленные документы на камеру мобильного телефона). После фиксации полицейскими информации из предоставленных документов общение с журналистами продолжается в соответствии с действующим законодательством: вызов специально уполномоченных для дачи комментариев лиц, либо разъяснение права обратиться с письменным запросом в службу общественных связей и взаимодействия со СМИ ОВД.
Какие документы, удостоверяющие личность, могут быть проверены у внештатного корреспондента? К ним относятся: паспорт гражданина Российской Федерации; паспорт гражданина СССР; загранпаспорт гражданина Российской Федерации; временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации на срок оформления паспорта [12].
3. В случае отсутствия у лица, осуществляющего видеосъемку, указанных выше документов, согласно действующему законодательству он не будет обладать правовым статусом представителя СМИ.
4. В случае обращения представителя СМИ (при наличии правового статуса) к сотруднику полиции за комментариями полицейские не уполномочены давать комментарии на основании приказа МВД России от 19 июня 2018 года № 385 «О совершенствовании взаимодействия подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации» [3].
При общении с журналистами необходимо знать их обязанности, предусмотренные статьей 49 Закона о СМИ, и обязательно акцентировать внимание в комментариях полицейских. Представитель СМИ обязан получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средствах массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей; проверять достоверность сообщаемой им информации; удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые; сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника; при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки. На представителей СМИ распространяются положения Закона о СМИ, их деятельность открыта и публична.
Защищать нарушенные права сотрудников полиции необходимо на основании Закона о СМИ путем опубликования опровержения ранее распространенной недостоверной информации и путем подачи искового заявления о компенсации морального вреда за распространение персональных данных в суд [13].
В качестве резюме отметим те моменты, которые считаем необходимым законодательно урегулировать:
1. Обязать сотрудников подразделений информации и общественных связей территориальных ОМВД отслеживать видеоролики в сети «Интернет» с участием сотрудников полиции и доводить информацию до своих руководителей.
2. Сотрудникам правовых подразделений ОМВД вменить в обязанность оказание помощи полицейским в сфере правовой защиты (подготовки материалов для обнародования опровержения или искового заявления в связи с распространением записи с личными данными полицейского без его согласия).
 

References

1. Constitution of the Russian Federation. Official Internet portal of legal information. URL: http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014. (In Russ.)

2. Collection of legislative acts of the RF, 2011, no. 7, art. 900. (In Russ.)

3. About improvement of interaction of divisions of system of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation with mass media: the order of the Ministry of internal Affairs of Russia of June 19, 2018 no. 385. The document was not published. Access from STRAS “Lawyer-region”.(In Russ.)

4. Where is the Golubev? The police department isn’t working! URL: https://www.youtube.com/watch?v=ChQ7AADl_G0 Kazan police beat public figures and journalists. URL: https://yandex.ru/video/preview/?filmId=2868156729783442217&from=tabbar&text=%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%8B+%D0%B8+%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%8F; police prevent journalists from working in Chelyabinsk. URL: https://yandex.ru/video/preview/?filmId=10439870499356179801&from=tabbar&text=%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%8B+%D0%B8+%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%8F (accessed 30.01.2020). (In Russ.)

5. Adakhovskaya S.V. Suppression of administrative offenses encroaching on the rights of citizens. Police and society: problems and prospects of interaction, 2019, no. 1 (3), pp. 7-9. (In Russ.)

6. Koblenkov A.Yu. Determinants of unsatisfactory level of psychological readiness of police officers to use firearms. Scientific and methodological electronic journal “Concept”, 2017, no. 11 (November), pp. 45-50. (In Russ.)

7. Draft law “On amendments to the Federal law «On police»”. URL: https://regulation.gov.ru/Projects/List#StartDate=26.9.2019&EndDate=29.12.2019&departments=7 (accessed 30.01.2020). (In Russ.)

8. Collection of legislative acts of the RF, 2002, no. 1, part 1, art. 1.

9. Budylin S.L. Factor of intimidation. Law, 2019, no. 5, pp. 93-102. (In Russ.)

10. Stukanov A.P., Solovyova A.K. Incitement of hatred or enmity, as well as humiliation of human dignity: problems of bringing to administrative responsibility. Legality, 2019, no. 8, pp. 28-33. (In Russ.)

11. Rossiyskaya gazeta, 1992, February 8. (In Russ.)

12. Regulatory legal acts that establish the list of identity documents are specified in the reference information “Identity documents”. Access from the SPS “ConsultantPlus” (accessed 30.01.2020). (In Russ.)

13. Decision no. 7P-376/2019 of July 30, 2019 in case no. 7P-376/2019//. URL: https://sudact.ru/regular/doc/v9gqZxQAQ9ZH/?regular-txt=indecent®ular-case_doc=®ular-lawchunkinfo=®ular-date_from=®ular-date_to=®ular-workflow_stage=®ular-area=®ular-court=®ular-judge=&_=1580724133462&snippet_pos=384#snippet (accessed 30.01.2020). (In Russ.)


Login or Create
* Forgot password?