COMPENSATION AS A MEANS OF ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE STATE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article discusses issues of compensation for damage caused to the Russian Federation. Negative factors affecting the effective application of protective measures and mechanisms of interaction between law enforcement agencies and other entities organizing activities in this area are highlighted. Suggestions are given for improving the package of measures to compensate for damage caused to the state.

Keywords:
compensation of damage, economic security, cooperation, state ownership, priority areas, state interests, lawsuits, improvement of activities, counteraction to crimes, money and property, embezzlement of budget funds
Text
Publication text (PDF): Read Download

Борьба с коррупцией, декриминализация экономики, защита бюджетных средств и других ресурсов, выделенных на развитие страны, от хищений и иных корыстных посягательств являются приоритетными направлениями в деятельности правоохранительных органов [1]. Преступления, посягающие на государственную собственность, наносят ущерб не только самим публичным образованиям, но и национальным экономическим интересам Российской Федерации. В связи с этим к одним из наиболее важных направлений деятельности правоохранительных органов следует отнести обеспечение возмещения материального ущерба, причиненного Российской Федерации в результате совершения преступлений.
Сравнительный анализ официальных статистических данных ГИАЦ МВД России и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации за 2019 год показывает, что материальный ущерб от всех учтенных преступлений составил 627,7 млрд рублей, а сумма заявленных гражданских исков и рассмотренных судебными органами в рамках уголовного процесса составила 141,9 млрд рублей [2, с. 41; 3].
Таким образом, сумма исков, заявленная в судебные инстанции, составила 22,6% от всего материального ущерба, причиненного преступлениями. В остальных случаях потерпевшая сторона за возмещением не обращалась или восстановление имущественных прав потерпевших осуществлялось на досудебной стадии без предъявления исковых требований, являясь в отдельных случаях смягчающим обстоятельством, а иногда и освобождением от ответственности, что активно предлагается правоохранительными органами по отношению к правонарушителю как возможность улучшить свое положение, искупив вину.
Официальные статистические данные, предоставленные Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, свидетельствуют о том, что причиненный ущерб преступлениями государству, определенный по судебному акту в период с 2015 по 2019 годы, составил: в 2015 году — 10,9 млрд рублей, в 2016 году — 11 млрд рублей, в 2017 году — 9,1 млрд рублей, в 2018 году — 23 млрд рублей, в 2019 году — 15 млрд рублей.
Сумма ущерба, отнесенная судом к государственной собственности и присужденная к взысканию в пользу государства, в 2015 году составила 6,8 млрд рублей, в 2016 году — 8,5 млрд рублей, в 2017 году — 7,3 млрд рублей, в 2018 году — 11,2 млрд рублей, в 2019 году — 14,7 млрд рублей (рис. 1) [3].
Анализ статистических данных свидетельствует об увеличении суммы ущерба, причиненного государству и определенного по судебному акту в 2018 году более чем в 2,5 раза по сравнению с 2017 годом, и уменьшение суммы, присужденной к взысканию, которая составила 48,7% от заявленной суммы. Но уже в 2019 году ситуация изменилась и материальный ущерб, заявленный в судебные инстанции, сократился на 34,8%, при этом почти в полном объеме он был присужден к взысканию.
В результате исследования выявлены следующие негативные факторы, влияющие на эффективность применения комплекса правоохранительных мер по защите государственной собственности:
— слабое взаимодействие со службами и ведомствами: практически не осуществляется взаимодействие с руководителями служб экономической безопасности банков территориальными ФНС России, малоэффективно используются возможности Росфинмониторинга;
— контроль за движением денежных средств и проверочные мероприятия осуществляются спустя длительный период времени;
— несвоевременность принятия комплекса мер по установлению похищенного имущества и денежных средств;
— гражданские иски о возмещении ущерба, причиненного государству, были заявлены не по каждому факту причинения вреда;
— сложная криминальная система и изощренность видов и способов совершения, сокрытия и легализации денежных средств и имущества, принадлежащих государству;
— недостаточное проведение необходимых экспертиз, определяющих размеры причиненного вреда;
— отсутствие возможности наложения ареста на имущество в связи с нахождением его за пределами Российской Федерации или оформление его на других лиц.

Рис.1. Сумма ущерба, определенная судом от преступлений
в отношении государственной собственности, и сумма ущерба,
присужденная к взысканию за 2015—2019 годы
Сложности в расследовании преступлений, посягающих на государственную собственность, вызваны в том числе тем, что подозреваемые (обвиняемые) осуществляют преступную деятельность на профессиональной основе и заранее продумывают схемы мошеннических действий, способы обналичивания и легализации денежных средств, обеспечивая вывод денежных средств в офшорные зоны.
Правонарушители, как правило, активно противодействуют работе оперативных и следственных подразделений. Факты хищения денежных средств и иного имущества тщательно скрываются и выводятся из поля зрения контролирующих и осуществляющих проверочные мероприятия структур. Большая часть подсудимых по уголовным делам преступлений, связанных с государственной собственностью, пытается уйти от погашения ущерба государству и создает различные препятствия по его возмещению.
В связи с важностью постановки проблемы по защите государственной собственности были предприняты ряд эффективных мер по восстановлению нарушенных прав. В целях повышения эффективности возмещения ущерба государству считаем актуальным подготовку и реализацию совместного приказа по взаимодействию правоохранительных и иных органов [4]. В случае причинении вреда частному лицу, потерпевшая сторона заинтересована в восстановлении нарушенных прав, но когда ущерб был причинен государству, то инициатива по подготовке исковых требований не всегда проявлялась. В рамках данного приказа следственным органам и органам дознания предписано по каждому факту причинения ущерба государству принимать своевременные меры к установлению характера и размера вреда, причиненного преступлением, незамедлительно извещать государственный орган, орган местного самоуправления о предъявлении иска по уголовному делу. Кроме того, определен конкретный перечень действий, необходимых для своевременного реагирования по возмещению ущерба.
Исполнение требований данного приказа достигается в том числе проведением регулярных сверок на предмет предъявления исков в рамках расследования уголовных дел по преступлениям, в которых ущерб причинен государству.
В целях повышения эффективности противодействия преступлениям, совершаемым в отношении государственной собственности и возмещения ущерба Российской Федерации необходимо:
— выработать превентивные меры, направленные на предупреждение преступлений, связанных с хищением бюджетных средств;
— совершенствовать взаимодействие субъектов правоохранительной деятельности на стадии предварительного следствия;
— на постоянной основе проводить анализ движения денежных средств по расчетным счетам формально легитимных организаций и установление лиц, непосредственно осуществляющих регистрацию юридических лиц и снятие наличных средств со счетов в банках;
— в полном объеме использовать возможности Росфинмониторинга и кредитно-финансовых учреждений путем направления соответствующих запросов с целью получения сведений об осуществлении финансовых операций по движению похищенных средств государства;
— осуществлять обмен положительным опытом по возмещению ущерба по преступлениям, посягающим на государственную собственность. При необходимости проводить рабочие встречи с представителями Росфинмониторинга, Банка России, следственных органов и прокуратуры;
— осуществлять международное сотрудничество по противодействию легализации доходов, добытых преступным путем.
Таким образом, возмещение материального ущерба, причиненного государству, является наиболее важным аспектом расследования преступлений, показателем оценки деятельности правоохранительных органов и уровня защищенности Российской Федерации [5].
References

1. Speech of the President of the Russian Federation V.V. Putin at the meeting of the Board of the Ministry of internal Affairs of Russia on 26.02.2020. URL: http://www.kremlin.ru/ (accessed 29.05.2020). (In Russ.)

2. The state of crime in Russia for January - December 2019. FKU “Main information and analytical center”. Moscow, 2020. (In Russ.)

3. Summary statistical data on the activities of Federal courts of General jurisdiction and justices of the peace. Section 4. Report on the amount of damage from crimes, the amount of material penalties to the state revenue, the number of rulings issued on the payment of procedural costs at the expense of the Federal budget and the appointment of expert examinations. Judicial Department of the Supreme Court of the Russian Federation for 2015-2019. URL: http:// www.cdep.ru/index.php?id=79 (accessed 29.05.2020). (In Russ.)

4. On the procedure for interaction of law enforcement and other state bodies at the pre - trial stage of criminal proceedings in the field of compensation for damage caused to the state by crimes: order of the Prosecutor General of Russia no. 182, the Ministry of internal Affairs of Russia no. 189, the Ministry of emergency situations of Russia no. 153, the FSB of Russia no. 243, the IC of Russia no. 33, the Federal tax service of Russia no. 129, the FCS of Russia no. 800, the FSSP of Russia no. 220, Rosfinmonitoring no. 105 of 29.03.2016. Access from the reference legal system “ConsultantPlus” (accessed 29.05.2020). (In Russ.)

5. Lapin V.O. Ensuring compensation for damages in criminal cases of crimes related to the development of budgetary funds. Proceedings of the Academy of management of the Ministry of internal Affairs of Russia, 2016, no. 4 (40), pp. 41-45. (In Russ.)


Login or Create
* Forgot password?