Nizhniy Novgorod, Nizhny Novgorod, Russian Federation
Russian Federation
VAC 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством
UDK 33 Экономика. Экономические науки
The article contains a forecast of the economic trend in Russia in 2020 based on the analysis of consumer and business confidence indices and an assessment of its impact on the level of economic security.
economic security, forecast of socio-economic development, economic growth, consumer confidence index, business confidence index
Одним из существеннейших факторов макроэкономической динамики является потребительский спрос. Желание потребителей расходовать средства на приобретение товаров и услуг или вкладывать их в сбережения, степень их удовлетворенности ассортиментом и качеством продаваемых товаров, ежедневно совершаемый потребителями выбор в пользу тех или иных товаров или производителей — все это является основанием для формирования деловой активности, начала предпринимательской деятельности. Именно поэтому изменения в потребительских настроениях, так называемые потребительские ожидания, являются весьма показательным индикатором, позволяющим оценить будущие изменения в бизнесе, а следовательно, и во всей экономике.
Прогнозирование экономического тренда возможно вести на основе анализа динамики таких показателей, как самооценка уровня обеспеченности доходами, уровень потребления отдельных видов товаров и услуг (недвижимость, товары первой и не первой необходимости, банковские и другие услуги и т. д.). Значимость потребительских ожиданий для прогнозирования экономических трендов хорошо подтверждают наблюдения, проводимые Росстатом относительно оценки изменений экономической ситуации (рис. 1) [1]. Очевидно, что потребители, конечно, имеют несколько преувеличенные ожидания относительно своего благополучия и благополучия экономики, но, вне сомнения, общая тенденция предполагаемых событий потребителями определяется ими достаточно верно, и, следовательно, эти предположения можно использовать для краткосрочных прогнозов.
Основным показателем, отражающим потребительские ожидания, является индекс потребительской уверенности. Он представляет собой комплексный показатель, характеризующий уровень оптимистичности настроения населения в отношении состояния экономики, который оценивается через его потребление и сбережение.
Рис 1. Оценка изменений экономической ситуации в России
Анализ изменений оценок за прошедший 2019 год показывает, что индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу менялся в 2019 году очень незначительно, оставшись к концу года на уровне -9% (рис. 2) [2], что означает, что доля населения, негативно оценивающего предполагаемые изменения в экономике, выше доли респондентов, придерживающихся положительного мнения о предполагаемых событиях в будущем году, хотя основная их часть — более половины — имеют нейтральное мнение по данному вопросу.
Рис 2. Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России
на краткосрочную перспективу
При этом нельзя не отметить, что с 2015 года положительные значения индекс принимал только в I и II кварталах 2018 года, после чего произошел резкий спад и в настоящее время наблюдается медленное восстановление с тенденцией к стабилизации.
С похожей картиной менялся другой показатель — индекс произошедших изменений в экономике России (рис. 3).
Рис. 3. Индекс произошедших изменений в экономике России
Аналогичным образом выглядит и динамика индексов ожидаемых и произошедших изменений в личном материальном положении (рис. 4 и 5).
Рис. 4. Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении
Таким образом, общий (композитный) индекс потребительской уверенности, как и все частные индексы, находится в отрицательной зоне (-13%) и за прошедший год имел незначительный рост с тенденцией к стабилизации (рис. 6).
Рис. 6. Индекс потребительской уверенности
Ожидания руководителей опрашиваемых организаций относительно изменения спроса на свою продукцию уже давно стабильно находятся в отрицательной зоне, при этом более пессимистичны в этом отношении руководители организаций, занятых в обрабатывающих производствах. В целом в 2019 году их ожидания несколько улучшились (выросли на 3 процентных пункта), а ожидания в добывающих отраслях, напротив, ухудшились (снизились на 4 процентных пункта) (рис. 7) [4].
Рис. 7. Динамика оценки спроса на продукцию организаций (баланс, в процентах)
изменения выпуска продукции организаций (баланс, в процентах)
В целом ожидания предпринимателей относительно событий в экономике в краткосрочном периоде отличаются от ожиданий потребителей несущественно. Индекс предпринимательской уверенности в 2019 году по сравнению с 2018 годом в добывающих отраслях остался без изменений, а в обрабатывающих производствах незначительно вырос, оставшись по-прежнему в отрицательной зоне (рис. 10).
полезных
ископаемых Обрабатывающие производства
недостаток квалифицированных рабочих
недостаток финансовых средств
высокий процент коммерческого кредита
неопределенность экономической ситуации
изношенность и отсутствие оборудования
высокий уровень налогообложения
конкурирующий импорт
недостаточный спрос на внешнем рынке
недостаточный спрос на внутреннем рынке
(в % от числа опрошенных)
(с исключением сезонного фактора, в процентах)
Таблица 1
Индексы потребительской и предпринимательской уверенности
в России и странах ЕС
Страна Индекс потребительской уверенности Индекс препринимателской уверенности
Ноябрь
2018 г. Ноябрь
2019 г. Ноябрь
2018 г. Ноябрь
2019 г.
Россия -16,6 -12,8 -3,5 -2,5
Австрия 0,1 -4,3 7,0 -9,4
Бельгия -6,8 -12,0 -2,1 -9,8
Великобритания -8,1 -8,8 4,1 -16,7
Венгрия -5,9 -5,0 12,5 6,7
Германия 0,8 -2,0 7,3 -16,2
Греция -32,7 -6,8 -3,2 1,4
Дания 5,6 3,6 0,6 -6,2
Ирландия 6,5 -3,3 -0,8 -5,1
Испания -4,9 -10,3 -0,8 -6,2
Италия -10,7 -16,1 4,1 -16,7
Люксембург 0,1 -2,7 -4,4 -22,9
Нидерланды -1,8 -7,4 4,1 -0,4
Польша 3,7 3,1 -3,9 -9,9
Португалия -4,5 -6,2 -0,3 -3,4
Словакия -7,8 -8,7 1,5 -1,3
Финляндия 2,9 -4,5 7,4 -6,9
Франция -13,9 -6,0 0,4 -7,3
Чехия 1,2 -0,3 2,2 -6,2
Швеция 1,0 -2,0 15,6 -8,2
Очевидно, что процессы, происходящие в мировой экономике, не могут не оказывать своего влияния на экономику России. Новая модель роста, наблюдаемая и анализируемая в настоящее время, показывает, что ставшие традиционными механизмы экономического регулирования оказываются малоприменимыми. Важнейшими характеристиками новой реальности является снижение значимости для стимулирования экономического роста институциональных факторов и антициклической экономической политики, и выдвижение на первый план ресурсных и технологических факторов. Основной причиной происходящих изменений исследователи называют значительные сдвиги, происходящие на ресурсных рынках и в мировой торговле. В первую очередь, это изменения на рынках труда, выражающиеся в сокращении его предложения в развитых странах и росте его стоимости в развивающихся страх. Во вторую очередь — связанные с этим изменения на рынке технологий, где приоритет получают ресурсосберегающие технологии, разработка новых видов и источников ресурсов и альтернативная энергетика. В мировой торговле — это разворачивание дезинтеграционных процессов, проявляющихся в торговых войнах и расширении двухсторонних соглашений взамен многосторонних [5].
Происходящие структурные изменения в мировой экономике в значительной степени определяют прогнозы развития ситуации в российской экономике. Старение населения, снижение предложения на рынке труда в России — это не только растущие расходы бюджета на пенсионное обеспечение и здравоохранение. Это в первую очередь необходимость ускоренного роста производительности труда за счет повышения технологического уровня производства и уровня капиталоемкости. Эти же задачи ставит необходимость повышения потребительского спроса путем роста уровня реальных доходов населения. Создание искусственного конкурентного преимущества российской экономики за счет заниженной стоимости труда и уровня потребления не могло в длительном периоде быть фактором роста российского экспорта. Практически все развивающиеся страны в настоящее время столкнулись с утратой своих преимуществ в сфере использования рабочей силы. Следовательно, и для российской экономики задача создания высокотехнологичных рабочих мест, способных в значительной степени заместить труд капиталом, увеличивающих доходы работников и поступления в бюджет, является одной их самых актуальных задач.
В свою очередь, распространение и интенсификация ресурсосберегающих технологий в существенной степени лишает российскую экономику и ресурсных преимуществ. Зависимость развитых стран от источников сырья неуклонно сокращается, а их достижения в сфере ресурсосбережения предоставляют им дополнительные возможности для экспорта своих разработок. Это напрямую ставит перед российской экономикой задачу ускоренного развития производства конкурентных товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью. Основной проблемой в этом отношении являются ограниченные возможности отечественных производителей в части получения доступа к высоким технологиям: иностранные инвестиции в отечественную экономику сократились на последние 7 лет почти в три раза (из европейских стран, основного источника прямых инвестиций и притока новых технологий — на 88%) [5], отток капитала из страны растет, рынок нелегальных технологических заимствований стремительно сужается.
Таким образом, исследованные ожидания российских потребителей и предпринимателей, а также внешнеэкономические факторы позволяют сделать вывод о том, что невысокие темпы роста российской экономики, наблюдавшиеся в 2018—2019 годах, скорее всего, сохранятся и в 2020 году. Можно констатировать, что ситуация в экономике будет выглядеть достаточно стабильной, но без перехода в ближайшей перспективе к устойчивому подъему. Это свидетельствует о том, что в стране создана основа для минимизации рисков, способных нанести ущерб российской экономике на настоящем этапе в условиях отсутствия волатильности, но низкие темпы экономического роста России, значительно отстающие от среднемировых (1,2% в России, 2,4% соответственно [6]), сommodity-направленность и вследствие этого примитивная структура ее экономики существенно усиливают угрозы национальной безопасности в будущем и делают ее значительно более уязвимой. Нельзя отрицать значительные риски, обозначаемые в экономике как «черные лебеди» — американский экономист Нассим Талеб, введший этот термин, обозначал им грядущие события, имеющие значительные последствия, но с трудом поддающиеся прогнозу. Уже очевидно, что таким событием является, по-видимому, пандемия коронавируса, спровоцировавшая падение стоимости нефти вследствие сокращения спроса на нее и замедление мировой экономики. В этих условиях рисковый сценарий, определенный Центральным банком России в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов, предполагающий, что при снижении мировых цен на нефть до $25 за баррель (а в наиболее острой фазе кризиса и до $20 за баррель) в 2020 году в России произойдет ускорение инфляции до 7-8% и спад ВВП на 1,5-2,0%, практически начал осуществляться [7].
Обстоятельства указывают, что наиболее реальным способом обеспечения высокого уровня безопасности экономики России является более глубокая диверсифицированность российской экономики и ее устойчивый рост [8]. Основным тормозом экономического роста сейчас является очень слабый внутренний спрос, вызванный многолетней стагнацией доходов населения, увеличивающийся налоговый гнет, а также растущая нестабильность мировой экономики, что подтверждается негативными ожиданиями потребителей и производителей в европейских странах, которые являются основными торговыми партнерами России. Дополнительными сдерживающими факторами развития экономики являются недостаточно благоприятный деловой климат в российской экономике, относительно низкая производительность труда, слабая инновационная активность, высокая степень износа основных фондов.
Правительство РФ в полной мере понимает всю сложность развития ситуации в экономике и принимает меры по снижению ее уязвимости к угрозам. Новый импульс российской экономике, очевидно, должны задать национальные проекты, установленные Указом Президента страны Владимира Путина от 7 мая 2018 года [9]. Эти проекты носят выраженный социальный характер, при этом они не имеют своей целью достижение высоких темпов экономического роста, хотя и предполагается, что вложения в человеческий капитал и инфраструктуру должны принести отдачу в виде повышения значений макроэкономических показателей. Вместе с тем, по оценке Всемирного банка, отдача от наращивания государственных расходов на реализацию национальных проектов позволит ускорить экономический рост в 2020 году примерно на 0,1%, в 2021 году — на 0,2-0,3% в год [10]. Таким образом, национальные проекты, запущенные в прошедшем году, только начали реализовываться и с учетом своих масштабов не могут дать столь скорую отдачу, а инерционные силы по-прежнему имеют большие возможности по сдерживанию экономического роста. Кроме того, по мнению экспертов, увеличение расходов на нацпроекты стимулирующего влияния на спрос практически не окажет, поскольку основная их часть направляется на инфраструктуру и наибольшую выгоду от их реализации получают госкомпании и фирмы, работающие на госзаказе, а не конечные потребители.
Нельзя не принимать во внимание негативное влияние на экономику России внешних факторов — торговых войн, европейской дезинтеграции, эпидемии коронавируса и т. д., однако исследования, проведенные Всероссийской академией внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации, показали, что внешние факторы могут оказать существенное влияние на состояние национальной экономики, но не в состоянии «обеспечить выход из ловушки низких темпов роста… Перспективы решения соответствующих задач связаны не с внешними условиями, не со сценариями того, что будет происходить в других регионах мира… а с тем, как будет выглядеть конфигурация мер экономической политики, направленных на стимулирование роста национальной экономики» [11]. Кроме того, без структурных управленческих, институциональных, налоговых и других экономических реформ, включая законодательные меры по улучшению существующего делового климата, а также без развития конкуренции, снижения роли государства в экономике и привлечения инвестиций выйти в ближайшие два-три года на темпы роста выше 2,5% вряд ли возможно. Без решения или хотя бы минимизации этих проблем достичь даже среднемировых темпов роста крайне затруднительно.
1. Consumer expectations in Russia. URL: https://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/127.htm (accessed 16.01.2020). (In Russ).
2. Consumer expectations in Russia in the fourth quarter of 2019. URL: https://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/6.htm (accessed 10.01.2020). (In Russ).
3. Loseva O.V., Fedotova M.A., Hotinskaya G.I. Business activity as a leading indicator of economic development: foreign and Russian experience. Bulletin of the financial University, 2015, no. 3, pp. 26-37.
4. Business activity of organizations in Russia in December 2019. URL: https://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/250.htm (accessed 06.02.2020). (In Russ).
5. Afoncev S.A. New trends in the development of the world economy. World economy and international relations, 2019, vol. 63, no. 5, pp. 36-46. (In Russ).
6. Prospects for the world economy. World bank. URL: http://pubdocs.worldbank.org/en/219971574886440769/Global-Economic-Prospects-January-2020-GDP-growth-data-RU.xlsx (accessed 10.03.2020). (In Russ).
7. The main directions of the unified state monetary policy for 2020 and the period 2021 and 2022. Bank of Russia. URL: http://www.cbr.ru/Content/Document/File/79958/on_2020(2021-2022).pdf (accessed 20.02.2020). (In Russ).
8. Shokh M.A., Bedrincev A.K. Modernizing the Russian economy to meet modern challenges. On guard of the economy, 2017, no. 2 (2), pp. 61-66. (In Russ).
9. On national goals and strategic objectives for the development of the Russian Federation for the period up to 2024: decree of the President of the Russian Federation no. 204 of May 7, 2018. URL: http://government.ru/projects/selection/743/35675/ (accessed 19.12.2019). (In Russ).
10. Afoncev S.A. Global economic forecasts: what do they promise Russia? Modernity and traditions of macroeconomic forecasting and performance management: collection of articles by participants of the First Efimov readings (Moscow, October 4, 2018). Moscow: All-Russian Academy of foreign trade of the Ministry of economic development of the Russian Federation Publ., 2019, pp. 52-61. (In Russ).
11. Afoncev S.A. Prognozy mirovoy ekonomiki: chto oni obeschayut Rossii? // Sovremennost' i tradicii makroekonomicheskogo prognozirovaniya i upravleniya effektivnost'yu: sbornik statey uchastnikov Pervyh Efimovskih chteniy (Moskva, 4 oktyabrya 2018 g.). M.: Vserossiyskaya akademiya vneshney torgovli Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federacii, 2019. S. 52-61.