В наиболее концентрированном виде цели будущей цифровизации образования были изложены в 2010 году в Китае на выставке «Экспо-2010», где Россия официально представила свой проект: Форсайт-проект «Детство 2030». Его авторы (А.Ф. Радченко и С.В. Попов) позиционируют таковой в качестве инновационной стратегии будущего России.
Указанный эксперимент нашел свое воплощение в проекте электронной школы (МЭШ), старт которой был дан в г. Москве. Впоследствии подобные практики информатизации должны быть распространены на все школы России и получить название российская электронная школа.
В данном случае весьма показательна фраза исполнительного директора Google по коммуникациям Алана Игла: «Идея, согласно которой применение App или iPad лучше научат моего ребенка чтению или математике, просто смешна. …Google или какой-либо другой продукт мы упрощаем до такой степени, чтобы им могли свободно пользоваться даже люди с самым низким интеллектуальным уровнем. О том, что, став взрослыми, наши дети не смогут пользоваться технологиями, даже речи быть не может».
О.Ю. Васильева, будучи министром образования и науки Российской Федерации, отметила в одном из своих интервью, что опыт московской электронной школы необходимо распространить по всей России и преобразовать в российскую электронную школу.
Основными элементами московской электронной школы выступают электронные материалы, размещенные на современных цифровых устройствах. Занятия должны проводиться в форме видеоуроков или игровой форме, а учителям отводится роль тьюторов или наставников. Школьники, начиная с младшей школы должны пользоваться индивидуальными планшетами и смартфонами, связываясь с интерактивной доской в классе по Wi-Fi, заполнять в них тексты, читать электронные учебники, посещать виртуальные экскурсии, пользоваться электронными библиотеками и т. д. В данном контексте интересна точка зрения сооснователя Apple Inc Стива Джобса, который в ответ на вопрос журналиста The New York Times Ника Билтона о том, любят ли его дети iPad, ответил, что они не пользуются им и Джобс ограничивает время, которое его дети тратят на новые технологии.
Другого мнения придерживается ректор НИУ ВШЭ Я. Кузьминов, который «абсолютно уверен: главный тренд в образовании связан с цифровой революцией». Кроме того, «такая же радикальная революция ожидает и методику преподавания… Глупо бороться с влиянием гаджетов».
Применительно к теме цифровизации образования достаточно часто звучит термин «тренд», и сами перспективные программы создаются не представителями педагогического и научного сообщества, а чиновниками, которые зачастую к образованию имеют приблизительное отношение. В западных странах, в которых внедрена система цифровизации образования (Франция, США и др.) активно проводятся исследования, направленные на оценку качества образования, полученного с использованием современных технологий. К сожалению, информационные технологии дают обратный эффект и снижают творческие, интеллектуальные способности учащихся, вызывают ухудшение их здоровья и т. д. Строго говоря, ни один из предложенных проектов по цифровизации образования в России не прошел необходимого общественного обсуждения и тем более лицензирования, сертификации, которая подтвердила бы безвредность внедряемого продукта для детей. Согласно пункту 9 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается». Но, к сожалению, для всех действующих лиц этого процесса: учеников, родителей, учителей, ученых, политическая конъюнктура ставит иные цели и задачи перед всеми ступенями образования. Свой собственный многолетний педагогический опыт отбрасывается в угоду модных трендов и тенденций, которые дают негативные результаты в других странах и очевидно сигнализируют о необходимости выбора иной стратегии в образовательном процессе. Преданы забвению труды классиков педагогики Я.А. Каменского, Я. Корчака, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, которые высказывали идеи, далекие от тех, которые пронизывают современные образовательные проекты. А.С. Макаренко говорил: «Коллектив учителей и коллектив детей — это не два коллектива, а один, и коллектив педагогический».
Современная школа должна перестать выполнять воспитательную функцию, а лишь формировать компетенции, которые необходимы ученику для успешного вхождения в бизнес-сообщество. Учащийся в меньшей степени должен самостоятельно размышлять о чем-либо, нет необходимости добывать информацию, так как есть доступ в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет». Активное использование электронных устройств приводит к ослаблению мыслительных способностей и снижает уровень социализации и адаптации личности, способности полноценно войти в общество.
Важно отметить, что последствия любого эксперимента будут определять будущее страны в течение многих десятилетий и не одного поколения граждан. Поспешность принятия к исполнению проекта по цифровизации образования, количество проблемных зон в предлагаемой проектной документации создают серьезные опасения за результаты проводимых преобразований.