ON MEASURES AND APPROACHES TO COUNTERACT THE ILLEGAL IMPORT AND CIRCULATION OF GOODS INTO THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The analysis of the main measures aimed at countering the illegal import and circulation of goods on the territory of the Russian Federation, conducted by the Federal Customs Service of the Russian Federation, as well as other regulatory authorities, and their results, is carried out. The main problems and directions for further improvement of work on countering the illegal import and circulation of goods are considered.

Keywords:
illegal import of goods, illegal circulation of goods, customs control, EAEU law
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение. Проведенный анализ нормативно-распорядительной документации, итогов работы таможенных органов за различные периоды показал, что одним из приоритетных направлений деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров (далее — подразделения ТКПВТ) является противодействие незаконному ввозу и обороту товаров.
Основные направления развития таможенного контроля после выпуска товаров определены в рамках стратегических документов и программ развития, поручений Президента и Правительства Российской Федерации [1—3].
С учетом комплексного и системного подхода задачи по противодействию незаконному обороту товаров решаются проведением проверочных мероприятий подразделениями ТКПВТ на двух этапах.
Первый этап реализуется в рамках работы мобильных групп в местах, приближенных к российско-белорусскому, российско-казахстанскому и российско-грузинскому участкам государственной границы, при ввозе товаров в Российскую Федерацию.
Второй этап — осуществление таможенного контроля при обороте товаров на внутреннем рынке. Указанный этап реализуется путем осуществления проверок законности ввоза и оборота товаров на следующих объектах: на предприятиях (оборудование); складских помещениях (товары народного потребления); торговых компаниях (продукты сельскохозяйственного и животного происхождения); сетевых и розничных торговых точках (продукты сельскохозяйственного и животного происхождения) и пр.
Специфические особенности и подходы к организации и проведению проверочных мероприятий при ввозе и обороте заключаются в выработанном общем алгоритме взаимодействия с заинтересованными государственными органами (Ространснадзор, Роспотребнадзор, Пограничная служба (ПС) ФСБ России, Россельхознадзор, МВД России).
Работа по организации противодействия незаконному обороту строится на системной и плановой основе. Задачи реализуются в рамках исполнения поручений Президента РФ и Правительства РФ по проведению комплекса мероприятий, направленных на выявление и пресечение незаконного ввоза на территорию Российской Федерации, производства и оборота на территории Российской Федерации продукции легкой промышленности, в том числе контрафактной.
Анализ практики показал, что для реализации существующих задач Федеральной таможенной службой Российской Федерации (далее — ФТС России) приняты в том числе следующие дополнительные меры:
— на постоянной основе актуализируются профили рисков в рамках системы управления рисками;
— выработаны и направлены предложения в Минпромторг России по расширению перечня маркируемых товаров;
— организованы и проводятся контрольные мероприятия в отношении продукции легкой промышленности, в том числе и во взаимодействии с иными контролирующими органами (ФНС России, МВД России, ФСБ России, Роспотребнадзор);
— внесены изменения в законодательство Российской Федерации о наделении дополнительными полномочиями должностных лиц таможенных органов в части самостоятельной остановки транспортных средств, перевозящих товары, находящиеся под таможенным контролем.
В целях обеспечения координации действий структурных подразделений ФТС России и нижестоящих таможенных органов в ФТС России создана рабочая группа по вопросам организации контроля за соблюдением запрета на ввоз товаров в Российскую Федерацию.
Анализ результатов деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров за последние три года показал, что доля таможенных проверок у лиц, осуществляющих оптово-розничную торговлю товарами иностранного производства, составляет 8% от общего количества проведенных таможенных проверок.
Следует отметить, что за 9 месяцев 2018 года увеличилась доля выездных таможенных проверок от общего количества таможенных проверок по сравнению с 2016 и 2017 годом и составляет 13,4%.
Основаниями назначения выездных таможенных проверок являются:
— результаты собственной аналитической работы;
— информация из правоохранительных подразделений таможенных органов;
— информация от иных контролирующих и государственных органов (ФНС России, МВД России, ФСБ России, органов прокуратуры и др.);
— информация бизнес-сообществ, граждан.
Анализ оснований назначения выездных таможенных проверок при контроле оборота товаров показал, что больше половины проверок проводится на основании информации правоохранительных подразделений таможенных органов (в среднем за период с 2016 г. по 9 месяцев 2018 г. — 56,6%). В свою очередь, более 35% проверочных мероприятий проводятся на основании собственной аналитики подразделений таможенного контроля после выпуска товаров, а также информации бизнес-сообществ и граждан (стоимостная информация производителей, информация о местах реализации незаконно ввезенных товаров, информация о возможных правонарушениях).
Результатами данных проверочных мероприятий являются:
— уплата таможенных платежей путем добровольного декларирования выявленных незаконно перемещенных товаров лицами, в чьем пользовании и распоряжении находились товары;
— взыскание таможенных платежей с лиц, являющихся солидарными лицами по уплате таможенных платежей в соответствии с правом Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании;
— изъятие из оборота незаконно ввезенных товаров, в отношении которых не уплачены таможенные платежи, не соблюдены запреты и ограничения, а также контрафактной продукции, возбуждение административных и уголовных дел.
При применении комплексного подхода результаты проверочных мероприятий используются также в системе управления рисками, в том числе на этапе таможенного декларирования.
Анализ результатов работы подразделений таможенного контроля за последние 3 года по количеству проведенных проверок при обороте, доначисленных и взысканных таможенных платежей и возбужденных дел об административных правонарушениях и уголовных дел (АП и УД). По количеству проведенных проверок при контроле оборота товаров в 2018 году прослеживается снижение данного показателя, при этом наблюдается положительная динамика по доначисленным и взысканным таможенным платежам, по возбужденным делам об АП и УД.
Сравнительный анализ показал, что доля взысканных таможенных платежей за период 2018 года составила 8,14% (в 2016 г. — 6,1%, в 2017 г. — 4,0%) от общего количества таможенных платежей, перечисленных ФТС России в федеральный бюджет.
Основные направления работы:
— пресечение незаконного ввоза товаров, в отношении которых Правительством РФ введены санкции [4];
— пресечение незаконного ввоза товаров изъятия, которые оформляются в Республике Казахстан по пониженным ставкам Всемирной торговой организации (ВТО) и не подлежат ввозу в Российскую Федерацию;
— пресечение незаконного ввоза товаров по информации, полученной из правоохранительных органов.
Проверочные мероприятия осуществляются мобильными группами во взаимодействии с территориальными подразделениями ПС ФСБ России, МВД России (ГИБДД), Россельхознадзора, Ространснадзора, Роспотребнадзора.
В целях повышения эффективности работы мобильных групп в декабре 2017 года в рамках исполнения поручения Президента РФ осуществлена поставка 35 мобильных комплексов на базе транспортных средств, оснащенных техническими средствами таможенного контроля, позволяющих проводить проверочные мероприятия в удалении от стационарных пунктов пропуска. Мобильные комплексы распределены по таможенным органам и в настоящее время используются в работе мобильных групп.
С начала 2018 года мобильные группы преобразовались в отделы по контролю за ввозом и оборотом товаров (далее — ОКВОТ) в таможнях региона деятельности (Центральное таможенное управление, Приволжское таможенное управление, Уральское таможенное управление, Южное таможенное управление, Сибирское таможенное управление, Северо-Кавказское таможенное управление, Северо-Западное таможенное управление), выполняющие функции и задачи мобильных групп.
Для использования в работе ОКВОТ осуществляется наполнение библиотеки-досье отправителей, перевозчиков, покупателей, реализаторов, оптово-распределительных центров, по которым зафиксированы нарушения в части ввоза и оборота на территории Российской Федерации товаров, в отношении которых применяются запреты и ограничения.
Данная информация используется в системе управления рисками, в том числе при выборе объектов контроля и на внутреннем рынке.
Схема использования информации при выявлении транспортных средств с нарушениями приведена на рисунке 1.
Для обеспечения системной и комплексной реакции на выявленное нарушение информация об отправителе, получателе и перевозчике проводится по отдельным алгоритмам с использованием инструментов внутри- и межведомственного взаимодействия и с применением программных средств.
В целях повышения эффективности работы мобильных групп ФТС России разработан и утвержден распоряжением ФТС России от 4 июля 2018 года № 128-р План мероприятий («дорожная карта») по совершенствованию таможенного контроля за ввозом и оборотом с территорий государств — членов ЕАЭС и оборотом товаров на территории Российской Федерации с использованием мобильных групп, которым предусмотрены мероприятия, направленные в том числе на совершенствование законодательного и нормативно-правового регулирования и создание методологической базы для постконтроля, информационное и техническое обеспечение, создание центра оперативной обработки информации о деятельности мобильных групп.
В целях технического оснащения подразделений ОКВОТ ФТС России в период с 12 апреля по 12 июля 2018 года на базе Смоленской и Брянской таможен проведен эксперимент по опытной эксплуатации оборудования ООО «Арсенал 67» с использованием аппаратно-программного комплекса мониторинга и контроля дорожного движения «РИФ — мониторинг дорожного движения» (далее — АПК «РИФ»).

Рис. 1. Схема использования информации, полученной по результатам
проверочных мероприятий, проведенных мобильными группами
Проведенный анализ результатов эксперимента показал, что эксперимент положительно отразился на итогах работы ОКВОТ Центрального таможенного управления в период с 12 апреля по 12 июля 2018 года. Отмечено значительное увеличение показателей по сравнению с предыдущим периодом (1 января — 11 апреля 2018 г.). Так, например, количество выявленных транспортных средств с нарушениями возросло практически в 1,5 раза (со 172 до 256), а масса выявленных товаров, ввезенных с нарушением законодательства Российской Федерации, возросла более чем в 1,5 раза (с 2 870 т до 4 559 т).
Для эффективной реализации возложенных на должностных лиц ОКВОТ функций Главным управлением инициировано внесение изменений в постановление Правительства РФ от 30 августа 2007 года № 548 «Об утверждении требований к транспортным средствам оперативных служб, используемым для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан» в части включения ФТС России в перечень государственных органов, транспортные средства которых должны иметь специальные цветографические схемы, устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов, а также оборудование, необходимое для выполнения оперативных задач. Отсутствие указанных обозначений и специальных световых и звуковых сигналов создает условия для уклонения водителей от требований сотрудника таможни по остановке для проверки транспортных средств, учитывая невозможность идентифицировать принадлежность мобильного комплекса контролирующему органу.
Следует отметить, что при организации и проведении таможенного контроля на внутреннем рынке в настоящее время существует ряд проблемных вопросов, в том числе связанных с вступлением в силу с 4 сентября 2018 года Федерального закона от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 289).
Так, вступившим в силу с 4 сентября 2018 года ФЗ № 289 включены положения, расширяющие полномочия таможенных органов, а именно:
— частью 2 статьи 261 заложены нормы права таможенных органов по самостоятельной остановке транспортных средств снаряженной массой свыше 3,5 т, перевозящих товары не только находящиеся под таможенным контролем, как это и было закреплено в ранее действующем федеральном законе, в целях проверки соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства Российской Федерации путем проверки товаров и документов на них.
В целях реализации данных положений в соответствии с поручением Аппарата Правительства РФ от 29 августа 2018 года № П9-41440 МВД России и Минтрансом России согласован проект постановления по внесению изменений в Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 (далее — проект постановления), в редакции, подготовленной ФТС России и МВД России, предусматривающих для водителей обязанность остановки транспортных средств по требованию таможенных органов.
Мониторинг нормативной базы показал, что согласованный проект постановления направлен в Аппарат Правительства РФ письмом МВД России от 29 августа 2018 года № 1/9978 и до настоящего времени находится на рассмотрении.
Кроме того, не регламентированы на ведомственном уровне вопросы, связанные с реализацией положений части 7 статьи 261 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ, в части фиксации фактов остановки автомобильного транспорта.
В целях обеспечения контроля за соблюдением запрета на оборот в Российской Федерации отдельных категорий товаров в ФЗ № 289 включена статья 319, предусматривающая изъятие таможенными органами товаров, в отношении которых введен запрет на оборот в случае их обнаружения по результатам таможенного контроля. До настоящего времени формы постановления и акта ФТС России не определены.
Заключение. Подводя итог проведенному анализу, можно заключить, что противодействие незаконному обороту товаров — это задача, контролируемая на высшем государственном уровне, и основные направления дальнейшего совершенствования работы по противодействию незаконному ввозу и обороту товаров заключаются в следующем:
1) совершенствование законодательного, нормативно-правового регулирования и создание методологической базы таможенного контроля после выпуска товаров;
2) совершенствование информационно-технического обеспечения;
3) совершенствование механизмов внутриведомственного и межведомственного взаимодействия;
4) решение организационных вопросов в части выстраивания в структуре таможенных органов вертикали ОКВОТ;
5) материальное и техническое оснащение мобильных комплексов и обеспечение должностных лиц ОКВОТ;
6) международное сотрудничество;
7) повышение эффективности работы и организация контроля за деятельностью должностных лиц ОКВОТ.

References

1. On the Comprehensive Program for the Development of the Federal Customs Service of Russia for the Period Until 2020: decision of the Board of the Federal Customs Service of Russia dated May 25, 2017. Access from the reference legal system "ConsultantPlus” (accessed 03.02.2020). (In Russ.)

2. Message from the President of the Russian Federation: message from the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of December 3, 2015. Rossiyskaya gazeta, 2015, December 4. (In Russ.)

3. On approval of the Strategy to combat illegal trafficking in industrial products in the Russian Federation for the period until 2020 and the planning period until 2025: decree of the Government of the Russian Federation dated December 5, 2016 no. 2592-r (as amended on October 18, 2018). Collection of legislative acts of the RF, 2016, no. 50, art. 7159. (In Russ.)

4. On measures to implement the decrees of the President of the Russian Federation dated August 6, 2014 no. 560, dated June 24, 2015 no. 320, dated June 29, 2016 no. 305, dated June 30, 2017 no. 293, and dated July 12, 2018 no. 420: decree of the Government of the Russian Federation of August 7, 2014 no. 778 (as amended on 26.11.2018). Official Internet portal of legal information. URL: http://www.pravo.gov.ru (accessed 11.28.2019). (In Russ.)

5. On customs regulation in the Russian Federation and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation: federal law dated August 3, 2018 no. 289-FL (as amended on November 28, 2018). Official Internet portal of legal information. URL: http://www.pravo.gov.ru (accessed 28.11.2019). (In Russ.)

6. The official website of the Federal Customs Service of the Russian Federation. URL: http://www.customs.ru/ (accessed 03.02.2020). (In Russ.)


Login or Create
* Forgot password?