Abstract and keywords
Abstract (English):
In the scientific article is raised the question about nature of the transaction cleanliness concerning the concession of Alaska to the Russian Empire to the United States of America. It is established the collision of the payment of financial means. Are examined the newly opened circumstances giving right to the international arbitration trial and the restoration of the processual rules of law.

Keywords:
administrative-territorial unit, juridical status, jurisdictional binding, civil-lawful relations, collision, processual actions, the processual rule of law, juridical procedure
Text
Text (PDF): Read Download

В 2017 году было проведено много дискуссионных мероприятий, посвященных 150-летней годовщине не то продажи, не то передачи в оперативное управление территории Аляски как в Российской Федерации, так и в Америке. Это указывает нам на то, что юридический статус данной административно-территориальной единицы не совсем ясен. За прошедшие полтора века он оброс разного рода слухами, фальсификациями и откровенной дезинформацией, уводящей нас от истинного положения дел в рассматриваемом вопросе. Данные действия негативно влияют на историю и дальнейшие российско-американские внешнеполитические отношения.
Для того чтобы разобраться в исторической динамике протекающих событий вокруг административно-территориальной единицы Аляска, нам следует самостоятельно произвести научный анализ (насколько позволяет доступный исторический материал). Начнем мы его с исторической справки.
Итак, доисторический период освоения Аляски производился такими этносами современной Российской Федерации, как эскимосы, алеуты и ряд других родственных им этносов. Для этих этнических групп открытие Америки как континента вообще не актуально. Следовательно, для России этот вопрос не является ключевым.
После присоединения Сибири к Московскому царству встал вопрос по охране границ новых территорий. Эта задача частично легла на плечи семейства Строгановых и других им подобных торговых людей новгородской земли. Их коммерческие интересы полностью совпадали с интересами Московского государственного аппарата. Освоение территорий шло быстрыми темпами и в максимально короткий срок достигло мест современного пролива имени В. Беринга.
Однако подобного рода отношения устраивали далеко не всех новгородцев, и после потери самостоятельности (суверенитета) Новгородской республики в 1478 году при Иване III взаимоотношения стали носить откровенно антагонистический характер и наиболее непримиримая часть новгородцев, скрываясь от преследований и непомерной фискальной политики, вынуждена была уходить далеко в Сибирь, а затем и на американский континент в 1571 году [1]. Эту версию стараются замалчивать и признали несостоятельной, несмотря на то что она исходит от американского ученого Теодора С. Фаррели. Возможно, это и так, но сама идея заманчива, так как имеет серьезные последствия для Российской империи.
Следующий период упоминания русскими людьми Аляски связан с датой 1648 года и именем казака Семена Дежнева с сотоварищем Федотом Поповым, которые, обогнув азиатский континент, попали из Ледовитого океана в бассейн Тихого океана [2]. Данное событие долгое время оставалось сокрытым от западноевропейской общественности в целях сохранения геополитического господства, к которому следует добавить и коммерческий интерес новгородской знати, не согласной с политикой московского чиновничьего аппарата. По этой причине и в самой Москве не было уверенности в достоверности данных по Аляске.
Согласно этим обстоятельствам император Петр I под мягким, но настойчивым нажимом на него со стороны французов в лице Лейбница и, по всей видимости, других европейских друзей [3] был вынужден организовать официальную экспедицию во главе с Витусом Берингом, который в 1728 году (уже после смерти императора) объявил о том, что Азия и Америка не имеют между собой сухопутной границы.
Первое юридически оформленное документирование берегов Аляски состоялось 21 августа 1732 года, когда экипаж бота «Св. Гавриил» под руководством геодезиста Михаила Гвоздева и подштурмана Ивана Федорова (по другим источникам К. Мошкова), не сходя на берег, зафиксировали их очертания. Это событие легло в основу юрисдикционного закрепления Аляски за Российской империей для всего мира.
С указанной даты пошел отсчет юрисдикционной привязки Аляски к Российской империи. Однако освоение территории долгое время продолжало осуществляться в рамках гражданско-правовых отношений. Должного административного управления со стороны чиновничьего аппарата Российской империи на территории Аляски не производилось. Эта обстановка способствовала закреплению на территории правоотношений гражданского общества по типу Новгородской республики.
Ситуация коренным образом начинает меняться после того, как в Русской Америке в силу определенных обстоятельств к 1799 году оформляется полная монополия конгломерата компаний Г.И. Шелихова. Все эти обстоятельства в дальнейшем подкрепились Указом императора Павла I, в котором он дарует уже вдове и детям официальную монополию на меховой и другой промысел на всем пространстве от Алеутских островов до Калифорнии.
Сила данного Указа императора дала основание для организации первого уполномоченного органа власти, которым стала Российско-американская компания. Ей был присвоен штандарт, разрешено содержать на своем балансе собственные сухопутные вооруженные силы и флот. Компания имела права на открытие новых земель. Другими словами, имела все атрибуты государственности.
Дела у Российско-американской компании шли хорошо с точки зрения коммерческого администрирования. Весной 1802 года ее акции приобрел император Александр I в количестве 20 штук. Его примеру последовала Императорская семья, государственные деятели и аристократия, а также богатое купечество с промышленниками. В 1816 году Российско-американская компания наладила эмиссию своих собственных финансовых инструментов в виде кожаных денежных знаков достоинством в 1, 2, 5, 10, 20 руб­лей на тюленьей коже, а в 1826 году появляются и разменные знаки по 10, 25, 50 копеек. Успех Российско-американской компании налицо.
Но с точки зрения государственного управления и администрирования все складывалось неутешительно. Император Николай I настойчиво призывал администрацию Российско-американской компании активней принять участие в разработке золотых месторождений на Аляске. В ответ получал разного рода отписки, так как на месте считали, что они лучше знают, чем им заниматься в первую очередь, проявляя тем самым сепаратистское настроение. Тем не менее освоение территории шло полным ходом.
Представители Российско-американской компании активно расширяли территорию Русской Америки. Ее население росло в арифметической прогрессии за счет принятия российского гражданства местным население Америки. Этому способствовала Русская православная церковь (1741 год освящения церкви Успения Пресвятой Богородицы лег в основу). Указанные нами происходящие процессы серьезным образом беспокоили администрацию Соединенных Штатов Америки. По их прогнозам, если не предпринимать никаких мер, то Североамериканский континент через 50 лет станет полностью русским. По этой причине в 1819 году госсекретарь Соединенных Штатов Америки Квинси Адамс на весь мир заявил о том, что континент Северная Америка только для Соединенных Штатов Америки. После такого заявления в 1821 году последовали и конкретные действия, сопровождающиеся вытеснением русских из Калифорнии (по неофициальным данным русские колонисты и торговые люди углубились в континентальную часть Америки на 350—400 км от береговой линии).
Император Александр I в этом же 1821 году отреагировал указом о запрете иностранным кораблям приближаться к русским берегам и поселениям в Америке ближе 100 итальянских миль, проведя границу русских владений в Америке до 51-й параллели.
Все это послужило предлогом для разграничения границ, и 17 апреля (5 апреля по старому стилю) 1824 года в Санкт-Петербурге произошло подписание Конвенции об определении границ русских владений в Северной Америке. Этим администрация Соединенных Штатов Америки не ограничилась и в дальнейшем настояла еще на нескольких соглашениях и договорах, способствовавших уходу Российской империи из бассейна Тихого океана у берегов Северной Америки.
В своей исторической справке мы сознательно опускаем те события, которые связаны с внутренней политикой Соединенных Штатов Америки. Она очень витиеватая и о ней сами американцы до конца не знают, а возможно, и не хотят обсуждать ее с другими. Там гордиться нечем. Отметим лишь тот момент, который связан с предоставлением российского флота правительству Соединенных Штатов Америки в лице президента Линкольна для защиты от англичан и французов в войне за независимость. Эту услугу Соединенным Штатам императорское правительство оценило в сумму равную, 7,2 млн долларов.
На тот момент, когда была предъявлена указанная сумма к оплате, президент США Джонсон не имел конституционных полномочий передавать американские доллары главам иностранных государств. Встал вопрос выхода из создавшейся ситуации.
В скорости решение вопроса было изыскано. Подсказка была найдена в событиях гражданской войны между буржуазным Севером и рабовладельческим Югом, который в 1861 году объявил о выходе из состава Соединенных Штатов Америки южных штатов, заявив о создании нового политического образования, такого как Конфедерация Штатов Америки.
Данные события всколыхнули наиболее активную политическую часть Российской империи и заставили коренным образом отреагировать. После чего император Александр II приобрел статус царя-освободителя.
Американская сторона в этих событиях и предшествующих им для себя увидела решение другого давно назревшего вопроса, которым является территориальная принадлежность Аляски. Сыграв на политических противоречиях Севера и Юга, американская политическая элита создала и устойчиво поддерживала миф о том, что Аляска желает отделиться от материка и возродить новую Новгородскую республику с претензиями на территории Дальнего Востока и Сибири до Уральского хребта.
Эту нарастающую угрозу предвидел еще император Николай I, черпавший сведения из строго секретных донесений генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Николаевича Муравьева-Амурского в период, исчисляемый 1853 годом. Об этих тенденциях мы уже вкратце упоминали в своей исторической справке ранее по тексту. Остается невыясненным до конца — граф Н.Н. Муравьев-Амурский был втянут в американские политические интриги или стал их жертвой. Но факт того, что он первым заговорил о продаже Аляски Америке, остается.
Вновь к вопросу продажи русских североамериканских владений в марте 1857 года вернулся великий князь Константин Николаевич Романов. Под впечатлением ложных аргументов теории Новгородской республики, высказанных нами ранее, и назревавших событий того времени в самих Соединенных Штатах Америки между Севером и Югом, а также в память о декабристах, имеющих прямое отношение к Российско-американской компании (у них там были свои интересы), великий князь Константин Николаевич Романов передал письмо императору Александру II, в котором выразил свои взгляды по вышеуказанному вопросу.
Ознакомившись с письмом великого князя, император Александр II дал свое согласие на рассмотрение предложения, которое содержалось в письме, при этом назначив соответствующую данному вопросу экспертизу. С этого момента начались долгие тайные неофициальные переговоры, втянувшие Российскую империю во внутреннюю и внешнюю политику Соединенных Штатов Америки, что обернулось для России в дальнейшем русско-турецкой войной 1877—1878 годов и покушением на императора Александра II в 1881 году за направленный им русский флот к берегам Америки, а также рядом других малоприятных событий.
Экспертами были назначены адмирал барон Ф.П. Врангель и князь А.М. Горчаков. Оба представителя экспертной комиссии из этических соображений в мягкой форме высказались не в пользу продажи русских североамериканских владений. В этой ситуации император Александр II решил не форсировать события и до конца выяснить позицию самих Соединенных Штатов Америки.
Для этой цели император Александр II прибег к искусству тайной дипломатии, поручив вести переговоры некоему барону Эдуарду Андреевичу Стеклю. Назначенный переговорщик оказался крайне заинтересованной стороной в планируемой сделке. Изначально взяв инициативу на себя в тайных переговорах, он преподнес куплю-продажу Аляски как окончательно решенный вопрос со стороны Российской империи и очень настойчиво его продвигал. Чем руководствовался барон Э.А. Стекль, остается неясным и требует дальнейшего исследования.
Юридически продаваемая территория принадлежала акционерному обществу Российско-американской компании с атрибутами самостоятельного частно-государственного управления. Это в большей степени была частная территория под юрисдикцией гражданско-правовых отношений, или, как сейчас говорят, частно-государственное партнерство. Продажей ее без уведомления и согласования с аппаратом Российско-американской компании, а также акционерами компании не следовало заниматься, так как данные действия носили противоправный характер. Все эти деяния с точки зрения права незаконны, а сама сделка не имеет юридической силы. Тем не менее она состоялась.
Вокруг нее много разного рода домыслов и предположений в вопросе чистоты сделки. Имеет место и мнение о фиктивном сговоре. Однако все это является второстепенным инструментом в достижении поставленной цели, в основании которой лежит противостояние идее возрождения Новгородской республики.
Это являлось основным мотивом избавления от ненужного и угрожающего образования. Именно это является тайной сделки как для Российской империи, так и для самих Соединенных Штатов Америки.
Появление нового государственного образования на территории Североамериканского континента было смерти подобно для обоих государств. Отсюда берет свое начало таинственность и секретность миссии барона Э.А. Стекля, не принесшей ему славы. Есть основание предполагать, что барон Э.А. Стекль в двухсторонней сделке между Российской империей и Соединенными Штатами Америки представлял интересы третьей стороны. Его карьера государственного служащего завершилась в 1869 году, он навсегда покинул Россию, обосновавшись во Франции.
Сумма сделки в 1867 году между Российской империей и Соединенными Штатами Америки составила 7 млн 200 тыс. долларов, что соответствует долгу США за предоставленный российский флот.
Возникает вопрос, так была ли продана Аляска или просто передана в оперативное управление по фиктивному сговору сторон? Соединенные Штаты Америки Аляску признали своим собственным штатом только в середине XX столетия. Указанное обстоятельство соответствует тексту договора между Российской империей и Соединенными Штатами Америки.
Итак, стоящая перед нами проблема указывает на то, что вопрос этот должен быть рассмотрен в международном арбитраже как минимум в той его части, где есть разногласия по поводу передачи финансовых средств сторонами сделки. Ведь акта приема-передачи денежных средств пока никто не видел. Следует выяснить, фигурирующая сумма, равная 7 млн 200 тыс. долларов, это выплата за что? За российский флот или территориальное образование «Аляска»?
Исходя из ответа на поставленный вопрос могут быть предприняты и другие процессуальные действия. Предстоит выяснить — это финансово-политическая афера или недобросовестная операция с недвижимостью со стороны Соединенных Штатов Америки?
Мы знаем, что после сделки на императора Александра II было совершено покушение. Не звенья ли это одной цепи? Президент Соединенных Штатов Америки Линкольн был физически устранен.
Итоги исторической справки поставили перед нами новые задачи, которые следует разрешать. Волевого решения проблемы нет, существует только юридическая процедура, которая и поставит окончательную точку в рассматриваемом вопросе. Что бы ни заявляли МИД или Правительство России по вопросу, возникающему в связи с продажей Аляски, это не в их области компетенции и юрисдикции разбирательство. Это проблемы цивилистики, а не публичного права. В этом суть гражданского общества и его проявления как юридического факта. Сделанные заявления публичного органа власти не снимают злободневность вопроса, а только еще больше вызывают к нему интерес. Согласно Конституции РФ все в руках всенародного решения, если у нас демократия, или международного арбитража (чтобы не прибегать к референдуму). На крайний случай Аляску можно объявить свободной зоной от любых юрисдикций, как Антарктиду. Нас это вполне устроит. А в свете вопросов освоения Арктики вообще меняется вектор развития отношений. Там либо не будет ракет США, либо мы их разместим тоже. Пока мы не придем к единому мнению, «гордиев узел» не развязать.
В заключение приведем несколько высказываний Отто фон Бисмарка: «Не надейтесь, что единожды воспользовавшись слабостью России, вы будете получать дивиденды вечно. Русские всегда приходят за своими деньгами. И когда они придут — не надейтесь на подписанные вами иезуитские соглашения, якобы вас оправдывающие. Они не стоят той бумаги, на которой написаны. Поэтому с русскими стоит или играть честно, или вообще не играть!» [4]. И еще: «Русский всегда обязателен в исполнении договоренностей, но если он узнает об обмане, то жестко потребует восстановления справедливости и оплаты всех счетов и, если этого не учитывать, то с русским нет смысла договариваться и тратить на такого рода договоренности гербовую бумагу и услуги нотариуса» [5].
На наш взгляд, в этих изречениях заключена вся суть русского миропонимания и правопонимания. В свете последних событий, происходящих во всем мире, следует окончательно определиться и дать себе понять, что если мы будем обманывать сами себя, то только ленивый этого делать не станет в отношении нас.
 

References

1. Prehistory of Russian America (origin of interest in Russia in the North Western shore of America). History of Russian America (1732-1867): in 3 vol. / ed. by N.N. Bolkhovitinov. Moscow: International relation Publ., 1997. Vol. 1. 480 p. (In Russ.)

2. Documents about the discoveries of Russian explorers and polar navigators in 17 century on the NorthEast of Asia. URL: http://drevlit.ru/docs/world/XVII/1600-1620/Otk_russ_mor_sev_cost_azii/pred.php (accessed 12.08.2018). (In Russ.)

3. Special features of passage to the active search for the nearest shores of America. History of Russian America (1732-1867): in 3 vol. / ed. by N.N. Bolkhovitinov. Moscow: International relation Publ., 1997. Vol. 1. 480 p. (In Russ.)

4. Russia the council of Europe: history, the present and the prospect for interaction of the lawful systems: the practical-scientific benefit / ed. by P.S. Baryshnikov, K.A. Tsay; scientific. ed. E.S. Shugrina. Moscow: Prospect Publ., 2016. 320 p. (In Russ.)

5. “Iron” Chancellor: “Agreement with Russia does not cost that paper on which it is written”. So whether this? URL: https://politikus.ru/politikus/articles/17333-zheleznyy-kancler-dogovor-s-rossiey-ne-stoit-toy-bumagi-na-kotoroy-napisan-tak-li-eto-chitaem-polnuyu-versiyu-vyskazyvaniya.html (accessed 12.08.2018). (In Russ.)


Login or Create
* Forgot password?