THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLES OF CLOSED-CYCLE ECONOMICS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with the relationship between the categories of sus­tainable development, resource theory, resource Economics, closed-cycle Economics. The emphasis is placed on the content of the resource theory, as according to the authors, the provisions of this theory are the link between the sustainable development of the economy and the closed-cycle economy model. Statistical data on the Nizhny Novgorod region, reflecting the de­velopment of the waste management system, which is an element of the closed-cycle economy, are considered. Concludes that the significance of the transition from a resource economy to a closed-loop model.

Keywords:
economic model, resource theory, secondary material re­sources, economic, social, environmental analysis, involvement of produc­tion and consumption waste in recycling
Text
Publication text (PDF): Read Download

   Теоретико-методологические проблемы разработки индикаторов устой­чивости развития, а также мировой и отечественный опыт в данном направ­лении изложены в работах Т.А. Акимовой, С.Н. Бобылева, Б.Е. Большакова, В.И. Вернадского, В.И. Данилова.Данильяна, Г.Б. Клейнера, О.Л. Кузнецо­ва, П.А. Макеенко, Н.Н. Моисеева, О.С. Сухарева, А.М. Шелехова, Ш. Беде­ра, М. Бунге, Т. Гаха, К. Даме, Т. Джексона, Р. Костанцо, С.М. Пирс, Ч. Джан, С. Янушковой и других ученых.
   Сама по себе категория «устойчивость» в экономической науке одно­значной трактовки не имеет. Систематизируя исследования отечественных и зарубежных авторов, можно утверждать, что одним из теоретических и практических направлений для исследования в данной области является так называемая ресурсная теория (в некоторых источниках . стратегия на ре­сурсах) [1].
   Ресурсная теория, первоначально разработанная как одно из направлений в теории фирмы, к началу ХХI века превратилась в мощное интеллектуаль­ное течение, охватывающее методологию экономического анализа и управ­ления экономическими образованиями различного уровня и назначения. Впоследствии «экономические образования различного уровня и назначе­ния» будут названы каркасом системной устойчивости экономики России (государство . регион . отрасль . предприятие).
   Тем не менее «ресурсная теория», рассматриваемая как «каркас систем­ной устойчивости экономики России», недостаточно отражена в исследова­ниях отечественных авторов. В концепции развития публичной нефинансо­вой отчетности (распоряжение Правительства РФ от 5 мая 2017 г. № 876-р) указано: «…актуальной национальной задачей является необходимость по­вышать осведомленность в государстве и обществе по вопросам… устойчи­вого развития…»).
   Основными положениями ресурсной теории являются следующие:
   . все виды ресурсов рассматриваются как факторы, обеспечивающие эф­фективное функционирование производственной системы, которые привле­каются для максимизации прибыли;
   . наличие, качественный состав и интенсивность использования ре­сурсов в конечном итоге определяют финансово-экономические показа­тели деятельности предприятия (организации), анализируя динамику ко­торых представляется возможным определить уровень и темпы развития в целом, выявить, имеется ли тенденция к устойчивости, устойчивому росту;
   . одним из принципов ресурсной теории является рассмотрение субъекта хозяйствования как совокупность ресурсов . финансовых, трудовых, нема­териальных; предполагается, что существует некий баланс в соотношении всех видов и форм ресурсов, в то же время признается, что такое соотно­шение периодически меняется . объем одних ресурсов увеличивается, в то время как объем других ресурсов сокращается;
   . исходя из предыдущего тезиса в ресурсной теории предполагается, что каждый субъект хозяйствования должен иметь сугубо специфическое соче­тание форм ресурсов, их уникальный состав.
   По мнению А.Д. Шеремета, в настоящее время осуществляется переход к очередному этапу развития методологии и направления анализа видов дея­тельности . экономическому, социальному и экологическому анализу систе­мы показателей, отражающих устойчивость развития [2].
   Экономико-социально-экологический анализ же в свою очередь непо­средственно предполагает исследования возможности использования основ­ных положений экономики замкнутого цикла, суть которой в максимально возможном использовании не только первичной, но и последующей пере­работки ресурсов, являющихся вторичными.
   Согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отхо­дах производства и потребления» с 1 января 2019 года транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение коммунальных отхо­дов (КО) на территории всех субъектов Российской Федерации обеспечи­вают региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в соответствии с территориальной схемой обращения с от­ходами, в том числе с ТКО.
   В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Стратегией развития Ниже­городской области на период до 2020 года, утвержденной постановлени­ем Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года №.127, была разработана концепция областной целевой программы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижего­родской области на 2009.2014 годы», утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 2 октября 2008 года № 431 (да­лее . Концепция).
   На основе Концепции была разработана и утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 6 марта 2009 года № 104 област­ная целевая программа «Развитие системы обращения с отходами производ­ства и потребления в Нижегородской области на 2009.2014 годы» (в.на­стоящее время государственная программа «Охрана окружающей среды Нижегородской области», утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 306). Данная программа но­сит инвестиционный характер, и ее главное направление . создание ком­плексов перегрузочных станций и комплексов обработки и размещения ком­мунальных отходов; осуществляется полностью за счет средств инвесторов. Все проекты строительства комплексов обработки и размещения ТКО в Ни­жегородской области ставят высокие требования к основным сооружениям объектов и их эксплуатации.
   В соответствии с разработанным единым техническим заданием на проек­тирование и строительство комплексов обработки и размещения ТКО, выдаваемым Правительством Нижегородской области, на всех объектах предусмотрено строительство мусоросортировочных комплексов для ми­нимизации размещаемых отходов и поддержания принципа возвращения в хозяйственный оборот вторичных ресурсов.
   К настоящему времени в Нижегородской области в эксплуатацию введе­но пять современных комплексов обработки и размещения ТКО и шесть му­соросортировочных линий. Всего в регионе имеется порядка 35 объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов производства и потребле­ния. Перечень объектов представлен в территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Нижегородской области, утвержденной постановлением Правительства Ни­жегородской области от 8 ноября 2016 года № 752.
   Кроме того, в Балахнинском муниципальном районе построен новый завод по переработке полиэтилентерефталата (ПЭТ), еще один подобный объект планируется к введению в эксплуатацию. В целях создания условий для раздельного накопления ТКО Министерством экологии и природных ре­сурсов Нижегородской области разработан порядок накопления ТКО (в т. ч. их раздельного накопления) на территории Нижегородской области, пред­усматривающий возможность раздельного накопления ТКО. Данный поря­док утвержден постановлением Правительства Нижегородской области от 5.июня 2018 г. № 407.
   Согласно Территориальной схеме, утвержденной постановлением Пра­вительства Нижегородской области от 8 ноября 2016 года № 752, в регионе сформирована новая система обращения с ТКО, которая включает в себя 9.зон деятельности:
   . зона деятельности регионального оператора № 1 . Новоигумновская;
   . зона деятельности регионального оператора № 2 . Балахнинская;
   . зона деятельности регионального оператора № 3 . Богородская;
   . зона деятельности регионального оператора № 4 . Городецкая;
   . зона деятельности регионального оператора № 5 . Кстовская;
   . зона деятельности регионального оператора № 6 . Выксунская;
   . зона деятельности регионального оператора № 7 . Арзамасская;
   . зона деятельности регионального оператора № 8 . Сергачская;
   . зона деятельности регионального оператора № 9 . Уренская.
   К региональным операторам предъявляются высокие требования, кон­троль исполнения которых проводится на всех этапах. Региональный оператор несет ответственность за транспортирование, обработку, ути­лизацию, обезвреживание, захоронение ТКО, ликвидацию несанкциони­рованных свалок, возникших во время его деятельности на территории кластерной зоны, выставление счетов за услуги по обращению с ТКО, со­блюдение природоохранного, санитарно-эпидемиологического законода­тельства, а также законодательства в сфере тарифообразования на услуги по обращению с ТКО.
   Ранее услуга по обращению с ТКО входила в состав платы за жилое по­мещение (нерегулируемая услуга) и определялась в зависимости от целого ряда субъективных факторов, таких как стоимость вывоза ТКО, установ­ленная различными мусоровывозящими компаниями, выбранными домо­управляющими компаниями (ДУК), данные расценки могли значительно от­личаться друг от друга даже в пределах одного района, одной улицы и.т..п. Также не представлялось возможным гарантировать направление потоков отходов на законные объекты размещения отходов, вместо этого часть от­ходов направлялась на несанкционированные свалки.
   Для обеспечения неотвратимости наказания Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области создается диспетчерская служ­ба, которая будет отслеживать перемещение мусоровозов по всей области и контролировать захоронение отходов только на законных объектах, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
   Кроме того, в декабре 2018 года в Нижегородской области утвердили та­рифы на вывоз мусора и обращение с твердыми коммунальными отходами на 2019 год. Расчет единых тарифов региональных операторов по обраще­нию с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с методическими указаниями, на экономически обоснованном уровне с уче­том расходов на сбор, транспортировку и захоронение отходов, а также пла­ту за негативное влияние на окружающую среду и инвестиционную часть, которая позволит создавать и развивать мусоросортировочную и мусоропе­рерабатывающую составляющую.
   Тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с нормами законодательства, действующего в сфере государственного регулирования тарифов на услу­ги по обращению с твердыми коммунальными отходами, включает в себя затраты на транспортировку отходов, оплату услуг по обработке и захоро­нению отходов на полигонах, а также собственные расходы региональных операторов, связанных с осуществлением деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (административные и общехозяй­ственные расходы).
   Утвержденные тарифы позволяют оказывать качественную и комфорт­ную для населения услугу по обращению с твердыми коммунальными от­ходами.
   Вместе с тем, услуга по обращению с ТКО перешла из категории жилищ­ных услуг в категорию коммунальных услуг. Расходы по статье «содержание общего имущества» для собственников многоквартирных домов подлежат уменьшению, поскольку из данной статьи исключается услуга по вывозу ТКО. При этом в целях социальной поддержки граждан по оплате комму­нальной услуги по обращению с ТКО указом губернатора Нижегородской области от 26 декабря 2018 года № 178 установлен понижающий коэффи­циент в размере 0,5 к цене на коммунальную услугу по обращению с ТКО, применяемой при расчете размера платы за коммунальную услугу по обра­щению с ТКО (в размере 665,67 руб/м3), для отдельных категорий граждан, не получающих меры социальной поддержки в виде компенсации по оплате коммунальных услуг за счет средств федерального или областного бюдже­тов.
   Вместе с тем, на территории Нижегородской области постановлени­ем Правительства Нижегородской области от 26 декабря 2018 года № 905 «Об.утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области» утверждены нормативы накопления ТКО в соответствии с постановлением Правительства Российской Федера­ции от 4 апреля 2016 года № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» и Методическими рекомендациями по во­просам, связанным с определением нормативов накопления твердых комму­нальных отходов, утвержденными приказом Минстроя России от 28 июля 2016 года № 524/пр [3].
   Рассмотренный выше комплекс мер формирует набор ключевых факто­ров, оказывающих влияние на уровень конкурентоспособности системы управления отходами производства и потребления как на уровне региона, так и на уровне отдельного оператора рынка переработки вторичных мате­риальных ресурсов:
   . созданные полигоны ТКО на обслуживаемой территории являются единственной современной и  высокотехнологичной площадкой для утили­зации (захоронения) ТКО;
   . включение объектов в территориальные схемы в области обращения с отходами как полностью отвечающих требованиям природоохранной дея­тельности по переработке и утилизации (захоронению) ТКО;
   . наличие заключенных концессионных соглашений, защищающих инте­ресы концессионера, и создание высокоэффективных систем переработки и утилизации (захоронения) ТКО.
   Проведенное исследование теории и практики обеспечения устойчивого развития на основе реализации мероприятий в области экологической без­опасности позволяет сформулировать следующий вывод.
Действующая в настоящее время модель экономики носит природно-сырьевой характер, выражается в линейных связях движения сырья . от производителя к потребителю. Потоки вторичных материальных ресурсов развиты слабо, касаются в первую очередь системы обращения отходов по­требления (ТКО, ТБО). Такая модель не может характеризоваться устойчи­востью, соответствовать теории и практике устойчивого развития, методо­логии его оценки. Главным принципом функционирования такой модели является воспроизводство экономики на основе нарастания использования невоспроизводимых ресурсов.
   Противовесом такой модели является модель ресурсной экономики, кото­рая, в свою очередь, выступает основой для реализации принципов эконо­мики замкнутого цикла. Более того, именно модель, основанная на увеличе­нии объемов вовлечения отходов производства и потребления в повторную переработку, в полной мере соответствует положениям теории устойчивого развития экономики в целом.

References

1. Boldyrevsky P.B., Igoshev A.K., Kistanova L.A. Analysis of the main factors of economic stability of industrial enterprises of Russia. Bulletin of Nizhny Novgorod Uni­versity N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences, 2018, no. 1 (49), pp. 7.13. (In Russ.)

2. Makusheva Yu.A., Strelkova L.V., Makarova Yu.N. Economic profit analysis: some aspects and approaches. Economics and entrepreneurship, 2016, no. 3-1 (68), pp..880.883. (In Russ.)

3. About the approval of Methodical instructions on calculation of the regulated rates in the field of the address with solid municipal waste: the order of FAS of Russia of No­vember 21, 2016 no. 1638/16. Official Internet portal of legal information. URL: http://www.pravo.gov.ru (accessed 18.08.2019). (In Russ.)


Login or Create
* Forgot password?