FEATURES OF OPERATIONAL-INVESTIGATIVE CHARACTERISTICS OF CRIMES RELATED TO MISAPPROPRIATION OF BUDGET FUNDS AND STATE EXTRA-BUDGETARY FUNDS, POSING A THREAT TO THE ECONOMIC SECURITY OF THE STATE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with the applied aspects of operational and investigative characteristics of crimes under articles 2851 and 2852 of the Criminal code of Russian Federation, which, due to the specifics of the subject of the wrong­ful act, pose a threat to the economic security of the state. Given the current theoretical approaches to the definition and content of the term and the cur­rent judicial and investigative practices the author provides the vision, the concept and structure of this characteristics as well as its content with the prevailing patterns of law enforcement practice activities units of economic security and anti-corruption of the Ministry of the Interior of the Russian Federation to ensure the economic security of the state.

Keywords:
operational and investigative characteristics of the crime, misuse of funds of state extra-budgetary funds, misuse of budgetary funds, the subject of criminal encroachment, the method of committing a crime, methods of committing crimes, categories of persons
Text
Publication text (PDF): Read Download

   В деятельности Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Фе­дерации значительное внимание уделяется выработке и реализации мер в области обеспечения экономической безопасности и противодействия кор­рупции в части, касающейся выявления, предупреждения, пресечения и рас­крытия преступлений [1]. В числе этих мер особое место занимают вопросы совершенствования научного и информационно-методического обеспече­ния деятельности подразделений экономической безопасности и противо­действия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – ЭБиПК МВД России).
   В теории оперативно-разыскной деятельности (далее – ОРД), осущест­вляемой подразделениями ЭБиПК МВД России, направленной на выявле­ние и раскрытие замаскированных преступлений экономической и корруп­ционной направленности, большое значение уделяется анализу и типизации противоправных действий с учетом специфики составов преступлений и алгоритмов их совершения, обусловленных различными аспектами органи­зации хозяйственной деятельности (экономических процессов). Результаты данной работы ложатся в основу формирования значимой практико-ориен­тированной информационной базы, позволяющей решать организацион­но-тактические задачи борьбы с преступлениями экономической и корруп­ционной направленности. В общем виде совокупность данных сведений, характеризующих конкретный состав преступления (группы преступлений) принято называть оперативно-разыскной характеристикой преступления (далее – ОРХП).
   При этом в научной литературе на протяжении ряда лет вопрос о сущно­сти, содержании и основных элементах ОРХП продолжает оставаться дис­куссионным [2–4]. Рассмотрев основополагающие результаты ученых – те­оретиков ОРД по дискуссионным аспектам характеристики преступлений [4–7] и суммировав их точки зрения по определению элементного состава ОРХП, а также обобщив и проанализировав актуальную оперативно-ра­зыскную проблематику подразделений ЭБиПК МВД России, считаем, что в целом понятие ОРХП можно определить как систему обобщенных данных о наиболее типичных свойствах преступления, проявляющихся в особенно­стях предмета преступного посягательства, способах осуществления и наиболее характерных его поисковых признаках и следах, а также катего­риях лиц, чья компетенция обеспечивает возможность его совершения, зна­ние которых является информационной базой для организации оперативно­го обслуживания, предупреждения, выявления и раскрытия преступлений, а также принятия управленческих и оперативно-тактических решений в процессе борьбы с преступностью [4].
   Вместе с тем, отметим, что структурно-содержательные элементы такой характеристики не являются догмой, они, как и вся оперативно-разыскная деятельность, носят динамичный характер и могут дополняться новыми или обходиться без некоторых элементов в зависимости от характера или спе­цифики того или иного вида преступлений экономической и коррупци­онной направленности, к которым и относятся преступления, связанные с нецелевым расходованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов. 
   Анализ правоприменительной практики подразделений ЭБиПК МВД России по борьбе с преступлениями, предусмотренными статьями 2851 и 2852 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), позволил сделать вывод, что в качестве ключевых элементов рассматриваемых пре­ступлений следует определить сведения, характеризующие предмет пре­ступного посягательства, субъект преступления, наиболее значимые эле­менты объективной стороны противоправного деяния, например, такие как общий механизм преступной деятельности, способы совершения отдельных ее элементов и др. 
   Так, исходя из анализа диспозиций указанных составов преступлений, предусмотренных статьями 2851 и 2852 УК РФ, в качестве предмета пре­ступного посягательства выступают бюджетные средства и средства го­сударственных внебюджетных фондов. Однако ни Бюджетный кодекс Рос­сийской Федерации (далее – БК РФ), ни УК РФ не содержат однозначного определения этих понятий либо исчерпывающего перечня видов денежных средств, которые можно было бы определить как однозначный предмет дан­ных составов преступлений. Это порождает в правоприменительной прак­тике спорные ситуации, когда невозможно однозначно определить – неце­левое расходование каких средств может и должно быть квалифицировано как преступление. Анализ 23 приговоров судов, вынесенных в период с 2014 года по 2018 год включительно [8], позволил установить, что в 100% случа­ев в качестве предмета выступали бюджетные средства и средства Террито­риального фонда обязательного медицинского страхования, зачисленные в бюджетную систему государства.
   Кроме того, к субъектам рассматриваемых преступлений следует отно­сить должностных лиц – распорядителей государственных средств. Анализ профильной судебно-следственной и оперативно-разыскной практики пока­зал, что к уголовной ответственности по указанным выше статьям преиму­щественно привлекаются руководители муниципальных и государственных органов исполнительной власти, в чьи полномочия входит расходование средств, – 47,8% от общего числа приговоров, главные врачи учреждений системы здравоохранения – 23,7%, руководители государственных учреж­дений – 13,1%, руководители коммерческих организаций – 11,8%. 
   Изучение этого перечня под призмой должностного положения фигуран­та в структуре юридического лица показало, что наиболее часто нецелевое расходование указанных средств совершают руководители (84,85%), значи­тельно реже – главные бухгалтеры (12,12%).
   Способ совершения исследуемых преступлений во многом обусловлен спецификой бюджетного процесса, порядка осуществления закупок для го­сударственных (муниципальных) нужд и совершением иных преступлений экономической и коррупционной направленности и т. д. 
   В то же время при всем многообразии этих факторов можно выделить два принципиальных способа совершения преступлений (в т. ч. значительного числа производных от них разновидностей).
   1. Платежные и иные документы по расходованию государственных средств точно соответствуют условиям их предоставления; фактически же средства расходуются с нарушением цели и условий их выделения – 66,7% случаев. Данный способ реализуется только при нецелевом расходовании бюджетных средств. 
   2. Платежные документы и фактическое расходование государственных средств не соответствуют условиям их предоставления. Представленный способ используется как при расходовании бюджетных средств (8,6%), так и средств государственных внебюджетных фондов (23,7%), из которых в 100% случаев – это средства государственного внебюджетного фонда обяза­тельного медицинского страхования. 
   Характерным примером первого способа может служить приговор Ки­ровского районного суда г. Томска, вынесенный 8 апреля 2016 года по делу № 1-176/2016 по части 1 статьи 2851 УК РФ в отношении главы Кировского района г. Томска гр. А.Г. Харина [9], который профинансировал расходы, свя­занные с текущим ремонтом жилых домов, за счет средств муниципальной целевой программы «Капитальный ремонт жилых домов на 2013–2015.гг.». Реализация преступных намерений по нецелевому расходованию бюджет­ных средств стала возможной, поскольку по указанию А.Г. Харина был подготовлен такой пакет финансово-хозяйственных документов, который внешне соответствовал выполнению капитального ремонта (была сделана проектно-сметная документация, которая не разрабатывается при выполне­нии текущего ремонта). 
   Собранный пакет документов был направлен для финансирования рас­ходов в Управление бухгалтерского учета и Управление федерального каз­начейства. В рамках текущего контроля в их обязанности и полномочия не входили выезд на место проведения работ, контроль фактического расхода средств (выполнения оплаченных работ) и его соответствие документально­му отражению. В этой связи представленный пакет документов был принят к учету и затраты по текущему ремонту профинансированы по статье «Ка­питальный ремонт».
   Существование второго способа обусловлено тем, что часть государствен­ных средств расходуется с использованием расчетных счетов, открытых в коммерческих банках, и описанной выше процедуре контроля не подлежит, поскольку это не входит в полномочия коммерческих банков. В этой связи у злоумышленников отсутствует потребность в маскировке своих противо­правных действий.
   Наглядным примером может выступать приговор Каякентского районно­го суда Республики Дагестан, вынесенный в 2015 году по части 1 и части.2 статьи 2851 УК РФ в отношении главы администрации муниципального рай­она «Каякентский район» У.М. Ахмедова [10], который профинансировал расходы, связанные с выплатой заработной платы, за счет средств, выде­ленных на благоустройство дорог. Реализация преступных намерений по нецелевому расходованию бюджетных средств стала возможной, поскольку У.М..Ахмедов своим неправомерным решением (распоряжением главы ад­министрации о расходовании средств) изменил целевое назначение бюджет­ных средств. В нем он указал: «Провести финансирование заработной платы за счет средств, предназначенных на асфальтирование муниципальных по­селковых дорог, на сумму 12,3 млн рублей». Свое решение он принял само­вольно, без вынесения на рассмотрение районного собрания депутатов во­проса об изменении бюджета района, не поставив в известность депутатов районного собрания.
Использование в профессиональной деятельности оперативных подраз­делений ЭБиПК МВД России представленной выше совокупности данных, уточняющих (детализирующих) ОРХП, связанных с нецелевым расходова­нием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, позволит им более эффективно принимать управленческие и тактические решения по вопросам оперативного обслуживания и борьбы с нецелевым расходованием бюджетных средств и средств государственных внебюджет­ных фондов. 
С учетом вышеизложенного можно заключить следующее:
   1. В целях совершенствования борьбы с нецелевым расходованием бюд­жетных средств и средств государственных внебюджетных фондов пред­ставляется целесообразным нормативное закрепление в БК РФ (или хотя бы в УК РФ) положений, определяющих критерии отнесения государственных средств к категории «бюджетные средства» и «средства государственных внебюджетных фондов».
   2. Оперативным сотрудникам подразделений ЭБиПК МВД России, осу­ществляющим борьбу с преступлениями, предусмотренными статьями 2851 и 2852 УК РФ, в процессе оперативного обслуживания объектов бюджетной сферы особое внимание необходимо уделять профессиональной деятельно­сти должностных лиц – распорядителей государственных средств (руково­дителей и главных бухгалтеров/финансистов), поскольку они в силу своих служебных полномочий имеют возможность совершения нецелевого рас­ходования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.
   3. С учетом особенностей процесса расходования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, а также механизмов кон­троля за данной деятельностью, обусловливающих существование двух принципиальных способов совершения нецелевого расходования государ­ственных средств, требуются самостоятельные научные исследования, на­правленные на разработку системы поисковых признаков, свидетельству­ющих о возможном совершении рассматриваемых видов преступлений. Использование подразделениями ЭБиПК МВД России результатов данного исследования будет способствовать обеспечению своевременного выявле­ния рассматриваемой категории преступлений.
   Представляется, что реализация высказанных предложений обеспечит повышение эффективности деятельности подразделений ЭБиПК МВД Рос­сии по борьбе с нецелевым расходованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.

References

1. On approval of the Regulations on the Main department of economic security and anti-corruption of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation: order of the interior Ministry of 16.03.2015 no. 340. The document was not published. Access from the reference legal system “Garant” (accessed 07.10.2019). (In Russ.)

2. Belkin R.S. Criminalistics: problems of today. Topical issues of Russian criminol­ogy. Moscow: Norma-Infra-M Publ., 2001. 240 p. (In Russ.)

3. Larichev V.D. Operational and investigative characteristics of economic crimes: theory and practice in modern conditions. Bulletin of the Academy of economic security of the Ministry of internal Affairs of Russia, 2007, no. 2, pp. 33-39. (In Russ.)

4. Mishchenko L.V., Telitsyn N.A. Operational and investigative characteristics of crimes: topical issues of theory and practice. The Economy under Guard, 2018, no..4.(7), pp. 51-62. (In Russ.)

5. Lugovik V.F. Problems of formation of the doctrine of operational and investigative characteristics of crimes. Operative (detective), 2006, no. 4 (9), pp. 13-17. (In Russ.)

6. Borin B.V. Similarity and difference of operational and investigative characteristics of economic crimes from other types of characteristics used in criminal Sciences. Rus­sian investigator, 2014, no. 6, pp. 35-39. (In Russ.)

7. Omelin V.N. On the issue of operational and investigative characteristics of misuse of budget funds. Law and law, 2019, no. 11, pp. 21-25. (In Russ.)

8. Convictions of courts for crimes under articles 2851 and 2852 of the Criminal code of the Russian Federation. URL: https://rospravosudie.com/court-leno.ino.skij-rajono.yj-sud-g-grozno.ogo-checheno.skaya-respublika-s/act-493983428/; https://rospravosudie.com/court-teuchezhskij-rajono.no.yj-sud-respublika-adygeya-s/act-495432319/; http://sudact.ru/arbitral/doc/s794E5RGMFYq/; https://rospravosudie.com/court-ce№tral№yj-rajo№№yj-sud-g-bar№aula-altajskij-kraj-s/act-460393424/; https://rospravosudie.com/court-balashovskij-rajo№№yj-sud-saratovskaya-oblast-s/act-457649523/, etc. (In Russ.)

9. URL: https://rospravosudie.com/court-kirovskij-raionnyi-sud-g-tomska-tomskaya-area-s/act-523586267/ (accessed 26.09.2019). (In Russ.)

10. URL: https://rospravosudie.com/court-kayakentskij-rajonnyj-sud-respublika-dagestan-s/act-487879242/ (accessed 26.09.2019). (In Russ.)


Login or Create
* Forgot password?