Разговор о профессоре М.К. Каминском противоречит карманному формату. Это требует плоской поверхности обширного стола, рассеянного света матовой лампы, свободного времени и любви к Юбиляру.
   В начале 1982 года генерал Л.М. Колодкин — начальник управления учебных заведений МВД СССР — спросил меня: «Так что же вам надо? Должность вас не интересует. География безразлична». Я ответил: «Хотелось бы найти умного начальника». Леонард Михайлович почти радостно: «В Горьковской высшей школе появился весьма интересный криминалист. Каминский его фамилия. Кстати, бывший эксперт, как и вы. Если понравится, дайте знать».
   В то время ГВШ МВД СССР стала головным специализированным вузом в стране по разработке криминалистических средств обеспечения экономической безопасности. Нужно было создавать одновременно и научную, и педагогическую концепцию преподавания курса криминалистики. Ситуация обычная для тех, кто начинает большой проект, когда нет научной и нет педагогической концепции преподавания учебной дисциплины.
   Конечно, реальным воплощением «дидактической концепции прошлого» был и остается учебник. Тот самый «стандартный» учебник, в котором меняются авторы, издательства и годы, но содержание относительно стабильно. Устойчивы и недостатки: 1) наблюдается явный крен в сторону общеуголовных преступлений (это особенно видно по акценту на материальные следы); 2) всякое расследование преступления, как правило, начинается с момента возбуждения уголовного дела; 3) большинство рекомендаций — технико-криминалистических, тактических и методических — адресованы следователю (дознавателю). А здесь — выпускники вуза — оперативные работники ОБХСС.
   Довольно много «грехов» частного порядка: а) обычно не излагается криминалистическая характеристика преступной деятельности как система типовых версий; б) механизм верси- онного анализа дается (если вообще дается) в абстрактном виде (его сущность и последовательность не излагаются); в) планирование проверки версий технологически — по шагам — не раскрывается; г) процедуры проверки версий оторваны от конечной цели расследования — формирования системы доказательств по уголовному делу, на основе которой принимается законное, обоснованное и справедливое решение (как правило, уголовно-процессуальное). А здесь — надо уметь думать. Дела-то экономические: многоходовые схемы, субъекты — «тертые воробьи, стреляные калачи».
   Кроме того, «за бортом» учебника часто оказываются вопросы нейтрализации различных форм противодействия расследованию, процессуальные, организационные и тактические риски выявления, раскрытия преступлений и доказывания по уголовному делу.
   Начальник кафедры криминалистики Марат Константинович Каминский в этой непростой ситуации начал создавать научную школу как предпосылку дидактики и нового содержания обучения. Начальник исподволь убеждал, организовывал, координировал, истово вел за собой, подталкивал процесс. Он стал настоящим импресарио своей идеи.
   Есть глубоко верующие люди, в том числе и в науке. Но они об этом не говорят. Это внутреннее состояние их души и ума. Можно не соглашаться с Маратом Константиновичем, но нельзя не выслушать его. Россия не очень богата выдающимися криминалистами. Докторская диссертация Марата Константиновича — по сути — первое крупное монографическое исследование того, что является криминалистической подготовкой. Монографическая работа не так давно была рассекречена.
   Марат Константинович почитатель классиков — материалистов и диалектиков. Всегда утверждает: из природы человека должно быть понимаемо существо преступной деятельности и деятельности по расследованию преступлений. Ему всегда видны мосты между жизнью и идеей. С его подачи у кафедры были выдающиеся кураторы-профессора: РС. Белкин,
В.Я. Колдин, Н.П. Яблоков и др.
   Административная поденщина обычно не оставляет времени на реализацию фундаментальных планов. Перефразируем Маркса: «О, Боже мой! Для того ли я дожил до старости, чтобы видеть, что большинство моих соотечественников менее, чем когда-нибудь, понимали истинную криминалистику?».
   Печальные обстоятельства заставили уехать Марата Константиновича в Ижевск. Здесь он явился инициатором создания Института права, социального управления и безопасности Удмуртского государственного университета. Как первый заместитель названного института основал и много лет руководил кафедрой судебной экспертизы. М.К. Каминский — яркая, одаренная личность; блестящий лектор; высокий патриот; все, что пишет, выходит искренне и сильно. Автор многочисленных публикаций, научный руководитель более двух десятков диссертаций. Много лет активно работал в составе диссертационного совета при Нижегородской академии МВД России.
   Как раньше говорили, «этот человек отличается степенностью, любовью к порядку и неуклонной исправностью во всех отношениях». Ему одинаково чужды квасной патриотизм и слепое копирование западного опыта. Богатая житейская опытность, энциклопедичность натуры, спокойствие и объективность изложения, художественность формы достигли у Марата Константиновича высшей степени. Добрый и ласковый в обращении, мастер афоризмов и любитель поговорить на хорошую тему. В его загородном доме правит балом рукоделье, ум хозяина и саентификация — воплощение научного подхода.
   Доктор юридических наук, профессор А.М. Каминский удостоен почетного звания «Заслуженный юрист Российской Федерации», награжден знаком «Заслуженный работник Следственного комитета Российской Федерации».
   Ученый жив, пока он работает. Беда не в том, что Марат Константинович ушел далеко, а в том, что мы за ним не поспеваем. Однако мы гордимся, что живем с профессором в одно время!
   Со славным юбилеем! С 85-летием, Марат Константинович!


   Профессор А.Ф. Лубин — один из многочисленных учеников и поклонников юбиляра