В статье рассматриваются этапы развития информационных подразделений системы МВД России, начиная с начала XX века до настоящего времени. Дается описание ценности полученных и накапливаемых информационными подразделениями системы МВД России знаний с криминологической точки зрения. При этом авторы отмечают отсутствие в указанных подразделениях цели использования полученных данных (сведения о личности преступника, личности потерпевшего, следах преступления, похищенном имуществе и т. д.), предупреждение преступлений. Отмечается, что отсутствие единого подхода в разработке мер по предупреждению преступности как на территории страны, так и в отдельных ее субъектах не позволяет эффективно использовать полученные знания. В статье указывается, что на сегодня в Российской Федерации имеются различные базы данных, содержащих сведения о личностях преступников, личностях потерпевших, следах преступлений, похищенном имуществе, недвижимом имуществе, транспорте, мобильных номерах телефонов и другое, которые позволяют выявить причины и условия совершения преступлений однако их использование является неэффективным ввиду отсутствия конкретных подразделений, занимающихся разработкой мер по предупреждению преступности на территории Российской Федерации и отдельных ее субъектах. Авторы статьи говорят о том, что необходимо уделять внимание специфике преступности отдельно взятого региона, области, населенного пункта, на основе которой и разрабатывать единую программу предупреждения преступлений в данной местности. Особое внимание при разработке единой программы предупреждения преступности в регионе нужно уделять не только действиям специальных субъектов, направленных на борьбу с преступностью, но и предусматривать роль и задачи государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан в реализации указанных мер. Таким образом, программа предупреждения преступности будет представлять собой «дорожную карту», разработанную информационными подразделения системы МВД России при участии органов местного самоуправления, с учетом мнения жителей данного муниципального образования или субъекта Российской Федерации, на территории которого будет предусмотрена реализация указанной программы предупреждения преступности, что, безусловно, будет способствовать повышению эффективности предупреждения преступности и позволит гражданам Российской Федерации реализовать свое право, закрепленное в части 1 статьи 32 Конституции Российской Федерации, на свое непосредственное участие в управлении делами государства, защите общества от преступных посягательств.
преступность, личность преступника, причины преступности, предупреждение преступности, программы предупреждения преступности
1. Реформы Петра I: сборник документов / сост. В. И. Лебедев. Москва: Государственное социальное экономическое изд-во, 1937. 379 с.
2. Исаев М. А. История Российского государства и права: учебник. Москва: Статут, 2012. 838 с.
3. Щербакова Л. М. Женская насильственная преступность в современной России: криминологические проблемы: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Москва, 2008. 59 с.
4. Лопашенко Н. А. Убийства: монография. Москва: Юрлитинформ, 2013. 540 с.
5. Яковлев Д. Ю. Преступления против жизни, совершаемые женщинами, и их предупреждение. Саратов, 2016. 213 с.
6. Вихляев А. А., Калинина С. В. Приоритетные направления деятельности и основные элементы информационно-аналитической работы подразделений ГИАЦ МВД России в условиях цифровизации органов внутренних дел // Научный портал МВД России. 2023. № 1 (61). С. 43–48.
7. Калашников О. Д., Шапошников Е. Л. Органы внутренних дел как один из основных субъектов исполнительной власти в области предупреждения преступности // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2019. № 1 (45). С. 298–299.
8. Shaw M. Handbook on the Crime Prevention Guidelines. New York, 2010. 124 p.
9. Pablo Madriaza, Ariane de Palacio.6e Rapport international sur la prévention de la criminalitéet la sécuritéquotidienne. Québec, 2018. 174 p.
10. Ваничкин Д. Е. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности в регионе (наматериалах Ставропольского края): дис. … канд. юрид наук. Ставрополь, 2004. 179 с.
11. Косарев В. Н., Косарева Л. В., Макогон И. В. Программно-целевой подход к предупреждению рецидивной преступности // Закон и право. 2009. № 10. С. 84–85.
12. Суслова Г. Н. Региональные комплексные программы по усилению борьбы с преступностью: теоретические аспекты разработки и механизм реализации (по материалам Центрального федерального округа): дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2004. 235 c.
13. Шериев А. М. Организация профилактики правонарушений в субъектах Российской Федерации // Юридический вестник ДГУ. Т. 13. 2015. № 1. С. 104–108.
14. Tompson, L., Steinbach, R., Johnson, S.D. etal. Absenceof Street Lighting May Prevent Vehicle Crime, but Spatial and Temporal Displacement Remains a Concern. J Quant Criminol 39. Р. 603–623 (2023).
15. Build-Gil D., Moretti A., Langton S. H. The accuracy of crime statistics: Assessing the impact of police data bias on geographic crime analysis // Journal of Experimental Criminology. 2021. Р. 515–541.
16. Кравченко И. О., Корягина С. А. Уголовная политика в сфере обеспечения миграционной и экологической безопасности: постановка проблемы // Всероссийский криминологический журнал. 2022. Т. 16, № 5. с. 566–579.
17. Минстер М. В., Кузнецова М. В. Преступность несовершеннолетних: современные тенденции и меры ее предупреждения // BaikalResearchJournal. 2023. Т. 14. № 2. С. 743–752.
18. Ефремова О. С. Проблемы программно-целевого планирования предупреждения преступлений на уровне субъектов Российской Федерации и пути их решения // Человек: преступление и наказание. 2015. №3 (90). С. 135–140.
19. Евланова О. А., Коимшиди Г. Ф. Криминологические проблемы предупреждения преступности — некоторые результаты исследования // Мониторинг правоприменения. 2014. № 3. С. 25–29
20. Donohue J. J. Understanding the Time Path of Crime // Journal of Criminal Law and Criminology. 1998. Vol. 88, № 4. Pp. 1423–1451.