Таджикистан
Взаимодействие международного и внутригосударственного права, являясь центральным вопросом правовой доктрины и практики, всегда привлекало внимание ученых-юристов, что указывает на актуальность его исследования в рамках как международной, так и национальных правовых систем. Актуальность их взаимодействия возрастает вдвойне, когда в условиях международно-правового кризиса и конфликтов влияние международного права на межгосударственные отношения минимизировано, а политики, дипломатии, ученые и в целом мировое сообщество стали сомневаться в его правовой эффективности в регулировании международных отношений. В современных условиях в процессе взаимодействия международного и внутригосударственного права государства начинают исходить из национальных интересов, и, прежде всего, в регулировании общественных отношений стали опираться на национальные правовые системы. Отсюда появляется необходимость пересмотреть формы и механизмы взаимодействия международного и внутригосударственного права, которые были сформулированы в середине прошлого столетия и уже не в состоянии урегулировать новые общественные отношения не то что нового века, а нового тысячелетия.
внутригосударственное право, международное право, правовая политика, взаимодействие внутригосударственного и международного права, правовая система Таджикистана
1. Достиев А. С. Конституция Республики Таджикистан 1994 года: История разработки, принятия и основные положения. Душанбе: Матбуот, 2001. 240 с.
2. О Конституционном суде Республики Таджикистан: Конституционный закон Республики Таджикистан от 26 июля 2014 года № 1083 // Централизованный Банк Правовой информации. ADLIA. Версия 7.0. 18 июня 2015 года.
3. Раджабов С. А. Имплементация норм международного гуманитарного права в Республике Таджикистан: Проблемы теории и практики: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Москва, 2008. С. 45–47.
4. Лукашук И. И. Международное право. Общая часть. Москва, 2005. 432 с.
5. Марченко М. Н. Теория государства и права. Москва: ТК Велби, Проспект, 2006. 640 с.
6. Супатаев М. А. К проблематике цивилизационного подхода к праву (очерки общей теории и практики). Москва: Юрлитинформ, 2012. 144 с.
7. Нематов А. Р. Министерство юстиции Республики Таджикистан и его место в реализации правотворческой политики страны // Законодательство. 2015. № 1 (17). С. 4–9.
8. Концепция правовой политики Республики Таджикистан на 2018–2028 годы. Душанбе, 2018.
9. О применении судами международно-правовых актов, признанных Таджикистаном: постановление Пленума Верховного Суда Республики Таджикистан от 18 ноября 2013 года 9 // Законодательство Республики Таджикистан против пыток. 2022. С. 228–238.
10. Сативалдыев Р. Ш. Правовая политика как доктринальная основа стратегии правового развития Республики Таджикистан // Известия Академии наук Республики Таджикистан. Серия: философия и право. 2012. № 2. С. 85–92.
11. Ализода З. Некоторые проблемы развития законодательства Республики Таджикистан на современном этапе // Законодательство. Душанбе. 2020. № 1 (37). С. 16–19.
12. Тахиров Ф. Т. Проблемы формирования правовой системы Республики Таджикистан // Актуальные проблемы истории и теории государства и права в условиях государственной независимости Республики Таджикистан: монография. Душанбе; Дониш, 2009. С. 6–12.